Лучшие MBA-программы мира. Версия Financial Times

Согласно очередному, тринадцатому по счету, рэнкингу Financial Times международных программ бизнес-образования лидирующие позиции вновь заняли бизнес-школы London Business School и University of Pennsylvania: Wharton, разделив между собой первые места. Подобная ситуация складывалась и в 2009 году и, несмотря на то, что в 2010 году Wharton потеряла свое лидерство и заняла второе место, в 2011 году ей опять удалось выбиться на передовые. Третье место вот уже на протяжении трех лет достойно занимает Harvard Business School, а четвертое место делят Insead и Stanford University GSB. Нельзя не отметить, что стремительно растут позиции Hong Kong UST Business School: находясь на 16 месте в 2009 году и стремительно переместившись на 9 место в 2010 году, она не только закрепила свои позиции, но и поднялась еще на три пункта вверх, заняв в 2011 году достойное 6 место. И хотя на 2011 год уровень зарплат выпускников школы не так высок по своим показателям, как у соседних, и составляет всего $ 133 334, стремительный рост позиций говорит о росте качества образования, что обещает уже в недалеком будущем отразиться и на уровне заработной платы. На передовые позиции вышла и Indian Institute of Management, Ahmedabad (IIMA). И хотя она и находится на 11 месте, впечатляет показатель среднего уровня зарплат ее выпускников, которая, согласно аудиту 2011 года, составляет $174 440. Это на порядок выше даже уровня зарплат лидирующих школ. Для сравнения, по данным за 2010 год, уровень зарплат выпускников London Business School составлял $146 332. А обгоняет Ahmedabad по зарплатным показателям только одна из бизнес-школ, занимающих более высокие позиции - Stanford University GSB - $ 182 746 (согласно аудиту 2010 года). В целом же, согласно данным FT, уровень дохода выпускников не только восстановился после отбушевавшего экономического кризиса, но и повысился: например, за последние три года средняя зарплата выпускников Wharton составила $171 550 (+7%). Впечатляет и статистика трудоустройств выпускников топовых бизнес-школ, из которых после окончания обучения в 2010 году в среднем 83% нашли работу в течение трех месяцев. В LBS таких счастливчиков 91%, в Wharton - 84%. Самый высокий показатель отмечен в Ahmedabad и достигает 97%.

Краткая версия рейтинга (файл Excel)

Полная версия рейтинга

Также смотрите:

Антирейтинговая кампания

Рейтинги под вопросом

Обзор рейтингов бизнес-школ 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Константин Комшуков
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
Несмотря на то, что в продвижении MBA задействованы солидные информационные ресурсы, позволю «бросить камень в чужой огород» и предложить несколько аргументов против обучения по данной программе(особенно за рубежом). Во-первых, сама программа вызывает определенные сомнения. Программа MBA – это, грубо говоря, достаточно стандартный образовательный курс, представляющий собой совокупность адаптивных материалов по экономике и менеджменту (так сказать, «для ленивых»). Все эти знания можно получить из программ обучения вузов и/или соответствующих книг, причем в более развернутом виде. Одним словом, ничего сверхъестественного. В связи с этим, обещания бизнес-школ научить успешно заниматься бизнесом (как, например, это делают в «Google») или помочь сделать карьеру, выглядят достаточно неубедительно. Во-вторых, рассмотрим стоимость обучения. В английской бизнес-школе, возглавляющей мировой рейтинг бизнес-школ, обучение по программе MBA стоит 53,9 тыс. фунтов. Однако нужно понимать, что в данную сумму не входят расходы на питание, проживание, транспорт и др. По моим скромным подсчетам (аренда «угла» на окраине Лондона у какого-нибудь индуса, трехразовое питание в «Макдоналдс», две поездки на метро в сутки, расходы на шампунь (покупка раз в месяц) и зубную пасту(покупка раз в неделю)) на это нужно около 14,5 тыс. фунтов в год. Так как обучение длится 15-21 мес., то данные расходы составят около 18 тыс. фунтов. Итого полная стоимость обучения составит 71,9 тыс. фунтов (около 143,8 тыс. $ или 4,03 млн. рублей). Насколько велика эта сумма? Если положить эти деньги в банк под 8%, то годовой доход составит 322,4 тыс. руб. в год или 26,9 тыс. руб., что превышает размер средней заработной платы в РФ (около 20-22 тыс. руб.). Также на эти деньги в России можно купить довольно комфортное жилье (кроме Москвы и Петербурга) и сдавать его в аренду, зарабатывая до 20-30 тыс. в месяц. Можно приобрести небольшой бизнес (пару остановочных киосков или небольшой магазинчик), который способен приносить стабильный доход от 40-80 тыс. рублей в месяц. Таким образом, данную сумму можно выгодно инвестировать и получать реальный доход «не отходя от кассы», нежели вложить их в «корочку» ради призрачных надежд и сомнительных перспектив. В-третьих, уделим внимание заработкам выпускников бизнес-школ, обучившихся по программе MBA. Отдельно остановимся на средних заработках выпускников бизнес-школы, которая занимает первое место. Предположим, что выпускник данной школы, имеющий двух иждивенцев (жену и ребенка), нашел работу в Лондоне и стал получать 145,8 тыс. долларов в год (72,9 тыс. фунтов). Внушительно. Однако все познается в сравнении. Много ли это для столицы «туманного альбиона»? Как будет жить семья данного выпускника в Англии? Вспомним, что для того, чтобы иметь крышу над головой и не умереть с голоду, надо потратить 14,5 тыс. фунтов в год на одного человека. Умножаем эту цифру на 3 (количество членов семьи) и уже получаем 43,5 тыс. фунтов. В итоге, за вычетом «прожиточного минимума» остается 29,5 тыс. фунтов. Этот остаток семья выпускника бизнес-школы может потратить на то, чтобы несколько увеличить крайне скудное потребление (покупать одежду, бытовую технику, пользоваться мед. услугами и т.д.) или взять ипотеку лет на десять, продолжая потреблять в рамках «прожиточного минимума». Таким образом, годовая зарплата на уровне 145,8 тыс. долларов в год выглядит довольно привлекательной для жителей Индии, России и т.д., но в Англии с такими деньгами «сладкой жизни» не получится. В-четвертых, вспоминая о средней зарплате выпускников бизнес-школы, не будем забывать о том, что «после этого – не значит вследствие этого». Для обоснования обратимся к экономистам-классикам. «Следует соблюдать крайнюю осторожность, делая заключение, согласно которому ''поскольку событие А предшествует событию В, А является причиной В''. Этот вид ошибочного рассуждения известен из латинского изречения ''post hoc, ergo propter hoc'', что означает ''после этого, следовательно, по причине этого''. Рассмотрим пример. Ежегодно в самом начале весны лекарь племени совершает в зеленом облачении ритуальный танец вокруг своей деревни. А затем, примерно через неделю, деревья и земля покрываются зеленью. Можем ли мы из этого уверенно заключить, что именно событие А, шаманство лекаря, вызвало событие В, появление весенней зелени? Конечно, нет! Петух кричит перед рассветом, но это не означает, что петух вызвал восход солнца! Мы не должны путать корреляцию (взаимосвязь) с каузальностью (причинностью). Корреляция — это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит систематический и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что когда возрастет X, возрастет также и Y. Но это не обязательно означает, что X служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе — следствие; более высокое образование работника предполагает, что он более производителен, и такой работник получает большее денежное вознаграждение. Но не меняются ли здесь причина и следствие местами, то есть не приобретают ли люди, обладающие более высокими доходами, более высокое образование, точно так же, как они покупают больше автомобилей и более дорогое продовольствие? А быть может, это соотношение объясняется воздействием еще и других факторов? Не является ли положительная корреляция между уровнями образования и дохода следствием проявления необходимых для успеха в образовании свойств — способности, мотивации, личных привычек, — то есть тех же свойств, какие необходимы для того, чтобы работник мог достичь высокой производительности и получать высокую зарплату? При зрелом размышлении кажущаяся простой причинно-следственная связь – «более высокое образование приносит больший доход» - может оказаться сомнительной или даже вовсе не соответствующей действительности. Словом, причинно-следственные связи в экономике отнюдь не очевидны; экономисту следует тщательно подумать, прежде чем делать вывод, что событие А вызвало событие В. Сам по себе факт, что А предшествует В, не служит основанием, оправдывающим такой вывод».(с) К.Макконел, С.Брю «Экономикс». Действительно, если мы вспомним, что основными «входными» требованиями для потенциального участника программы MBA являются солидный управленческий опыт (который по определению характеризуется наличием солидной должности и хорошей зарплаты) и немалая сумма денег, то мы, пожалуй, согласимся с выводами уважаемых классиков. В-пятых, аккумулируя предыдущую информацию, следует признать, что MBA является товаром. Причем тем товаром, который поставляется на экспорт. Обучая иностранцев, например, из России, зарабатывают не только английские бизнес-школы, но и английский метрополитен, английские арендодатели, продавцы и т.д. Срабатывает, так называемый, «эффект мультипликатора». Таким образом, за счет средств студентов-иностранцев происходит развитие английской экономики в целом. А национальные экономики стран(например российская), из которых приехали данные студенты, наоборот теряют от этого. Кстати, предприимчивые индийцы, вероятно, учли данную ситуацию и начали развивать «производство» данного товара у себя. Вероятно, впервые индийский вуз занял очень высокое место (11-е) в мировом рейтинге бизнес-школ, обучающих по программе MBA, несмотря на то, что программа данной школы называется «Программа дополнительного образования по менеджменту» (эквивалент MBA), обучением занимаются ''местные'' преподаватели, а стоимость обучения составляет 18 тыс. долларов (существенно дешевле, чем в европейских бизнес-школах или «Сколково»). Перспективы ''производства'' такого товара очевидны. Население Индии составляет 1, 189 млрд. человек. Предположим, только 1% населения имеет возможность заплатить 18 тыс. $ за обучение по программе MBA, но лишь каждый второй из этого числа действительно желает обучиться по данной программе. Это уже 106 млрд. долларов! Огромный рынок. А если сюда еще «приплюсовать» иностранцев, то сумма еще больше увеличится. И все эти деньги останутся в индийской экономике, а не ''утекут'' за рубеж. Точно также и в отношении России: обучение по программе MBA полезно в том случае, если оно получено в российском вузе или российской бизнес-школе. Так хоть есть уверенность, что плата за обучение осталась в стране и пошла на развитие национальной экономики.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.