Восемь дней на Yellow Submarine

В России своя, специфическая культура общения, которая в корне отличается от западной. Широкая улыбка или громкий голос иностранца на улице вызывают удивление. Русский консерватизм укоренился и в образовании. Школьная программа учит понимать иностранный язык, но не учит общаться с носителями языка на одной волне. Руководитель лингвистического проекта «Свобода Cлова» Наталья Острякова обескураживает: «Заблуждаясь, люди планируют сначала изучить английский в совершенстве, а уже потом заговорить». На самом деле, невозможно изучать язык, не закрепляя полученные знания в реальной разговорной практике!

Английский язык вообще перестал быть визитной карточкой и частью культуры отдельно взятой страны. В современных учебниках его уже не разделяют на британский и американский. Напротив, описывается специфический международный язык общения между космополитами, в котором на первое место выходят беглость речи и навыки коммуникации. «Часто человек отлично знает грамматику, обладает богатым словарным запасом, но не умеет его применять, — говорит Наталья. — Шаг в сторону от академических канонов, прописанных в учебниках, приводит его в ступор». Что же теперь, забыть об общении с иностранцами? Вовсе нет. Можно научиться управлять своими знаниями и применять их на практике.

Таким образом, изучение иностранного языка включает в себя две основные задачи: во-первых, пополнение словарного запаса и изучение грамматических форм — получение необходимой языковой базы — и, во-вторых, умение общаться на английском — это навык, относящийся к коммуникативной стороне языка. На первое у нас обычно не так много свободного времени, о втором мы просто не вспоминаем, довольствуясь традиционной зубрежкой глагольных форм.

Разобраться с первой задачей помогают работы профессора Вячеслава Петрусинского. Известный лингвист разработал методику интенсивного усвоения больших объемов информации. Эта методика задействует три основных канала коммуникации — зрение, слух и речь. На первый взгляд, эта методика выглядит чересчур революционной: все сводится к отказу от традиционного «логического» способа усвоения знаний и включению подсознательных механизмов запоминания. Некоторые принципы методики берут начало в теории раскрытия резервов памяти болгарского психотерапевта Георгия Лозанова. Во времена «железного занавеса» эта система была доступна только спецслужбам. С ее помощью советские разведчики за короткий срок настолько хорошо овладевали иностранными языками, что беспрепятственно вели агентурную работу в глубоком тылу идеологического противника.

Данный метод нашел свое воплощение в специальной обучающей программе, с которой человек работает за компьютером.

«От ученика эта методика требует самого трудного — прекратить анализировать и подвергать все критической оценке», — объясняет Наталья. Человек всегда пытается найти наиболее оптимальный способ действия, одновременно поддаваясь стереотипам «у меня так не получится, я сделаю по-другому». Компьютерная программа не предполагает анализа и вопросов, необходимо просто следовать инструкциям.

Но сама по себе языковая база не дает возможности общаться. Ее необходимо активизировать — попросту, заговорить. Таким образом, перед изучающим иностранный язык возникает вторая задача. Для ее разрешения «Свобода Слова» предлагает обучение английскому в формате тренинга. Тренинг — это и есть способ «заставить» людей общаться. В социуме групповых занятий можно смоделировать рабочее собрание, презентацию, совещание и переговоры. Он позволяет упорядочить и закрепить знания в ролевых ситуациях, максимально приближенных к повседневности. В сознании человека формируются готовые языковые конструкции из живого языка Оксфорда или Кембриджа.

Учить и совершенствовать язык лучше всего параллельно. «Сложно стать профессиональным боксером, практикуя только бой с тенью, — рассуждает Наталья. — Гораздо полезнее иметь под рукой несколько спарринг-партнеров. Так же и в английском языке. Обучение в группе дает лучший результат». Занятия один на один с преподавателем помогают улучшить грамотность и понимание лингвистических структур, но не позволяют тренировать необходимые коммуникативные навыки. Заговорить получится, когда появится уверенность и определенная раскованность — будет преодолен пресловутый «языковой барьер».

Восьмидневный курс «Свободы Слова» предполагает полное погружение человека в иную языковую среду. «Наши студенты говорят на английском языке с 8 утра и до 11 вечера, — описывает день ученика Наталья. — Просидеть весь день за книжкой невозможно, поэтому существуют всевозможные смены деятельности». Занятия в компьютерном классе, например, проводятся два-три раза в день. Остальное время люди общаются между собой, но не хаотично, а согласно выстроенному сценарию, закрепляя полученную языковую базу и отрабатывая коммуникативные навыки в различных игровых ситуациях. Игра — одна из важнейших составляющих метода, поскольку именно благодаря игре уходит наша боязнь сделать ошибку, показаться смешным, следовательно, приходит раскрепощение, так необходимое для обучения общению на иностранном языке.

Казалось бы, конкуренцию курсам иностранного языка «с погружением» могли бы составить разговорные клубы, которые организуются силами энтузиастов. Однако чувствовать себя в таком клубе «в своей тарелке» мешает целый ряд факторов — от природной скромности и неуверенности в своей языковой компетенции до банальной сложности выбора темы для беседы. Руководитель «Свободы Cлова» склоняется к важности наличия конкретного сценария. Он позволяет участникам быстро пройти адаптацию и открыться для практики. «У нас человек погружается в языковую среду, что называется, помимо своего желания, — улыбается Наталья. — Неважно, застенчивый он или активный, любой ученик максимально эффективно использует время занятий. Никто не молчит, собираясь с мыслями для разговора».

Не секрет, что обучение иностранным языкам часто бывает включено в социальный пакет сотрудников. Интересным побочным эффектом корпоративного обучения становится тимбилдинг. Так почему бы не совместить одно с другим и не сэкономить при этом? «А вообще, люди с закрытых, корпоративных и открытых тренингов по уровню мотивации не отличаются, — делится наблюдениями Наталья. — Английский язык действительно нужен в работе всем».

Тренеры «Свободы Cлова» в основном из России. Ведь носитель языка может в совершенстве говорить, но при этом научить другого не всегда способен. Тренер должен знать досконально все тонкости методики, уметь быстро и доходчиво объяснять, работать с группой как психолог, используя законы групповой динамики. Поэтому на первый план выходит уровень квалификации в преподавательских навыках.

Пожалуй, уже никому из россиян не нужно объяснять необходимость владения как минимум одним иностранным языком. Для жителей обеих столиц знание английского уже давно является одним из главных критериев при приеме на работу. Стало быть, спрос на курсы иностранного есть, и он сохранится на очень высоком уровне как минимум еще несколько лет. Но не все языковые школы переводят своих студентов через психологический «языковой барьер». В результате, человек, окончивший курсы иностранного, может читать, писать, но не приобретает навыков общения на языке. На выходе после обучения — «читаю и перевожу», в лучшем случае — без словаря. Между тем, главным результатом обучения в «Свободе Слова» становится свободное общение в первый же учебный день. И ободряющая реплика преподавателя: «Поздравляю! Теперь вы можете говорить!».

Партнерский материал

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Руслан Блошенко
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

' Во времена «железного занавеса» эта система была доступна только спецслужбам.'А все остальные желающие изучать язык по сверхсекретной методике Штирлица и Бонда могли спокойно ходить в авторскую школу Шехтера, они уже как-раз лет 30 работают и тоже, изначально, отталкивались от работГеоргия Лозанова./Отредактировано модератором/

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

'' Во времена «железного занавеса» эта система была доступна только спецслужбам.''
А все остальные желающие изучать язык по сверхсекретной методике Штирлица и Бонда могли спокойно ходить в авторскую школу Шехтера, они уже как-раз лет 30 работают и тоже, изначально, отталкивались от работГеоргия Лозанова.
/Отредактировано модератором/

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.