Предсказанная революция
Весной теперь уже далекого 1996 года в издательстве Массачусетского технологического института появилась статья под названием «Вызовет ли интернет революцию в бизнес-образовании и исследованиях?» («Will the Internet Revolutionize Business Education and Research?») Авторы статьи были уверены, что скорость развития информационных технологий перевернет представление о бизнес-образовании, и даже создали собственный сценарий развития бизнес-образования будущего. Они высказали мнение, что распространение «электронного бизнес-образования» должно привести к резкому спаду популярности традиционных бизнес-школ, т.к. новые виртуальные учебные аудитории могут быть созданы работодателями на базе собственных компаний. Это позволит им проводить дистанционное обучение своих сотрудников без отрыва от работы в необходимые сроки и в необходимом объеме.
Авторы публикации напомнили: до середины 90-х годов предполагалось, что новые интернет-программы будут служить как дополнительные инструменты в руках традиционных бизнес-школ, однако на деле получилось совсем наоборот. Глобальная электронная инфраструктура позволила многим известным компаниям выйти рынок образования со своими программами. Центры последних достижений в бизнес-образовании уже тогда нередко складывались вне бизнес-школ. Новые, постоянно совершенствующиеся и обновляющиеся интернет-программы рано или поздно станут очень сильными конкурентами для традиционных программ МВА, заявили авторы публикации десятилетней давности. Они отметили, что доверие работодателей к инновациям уже привело к изменениям в принципах обучения: в 90-х годах были созданы технологии, позволяющие отказаться от формализации процессов обучения, такие как, например, Lotus Notes. Преподаватели из Motorola University уже на тот момент при обучении использовали виртуальные имитаторы сборочных конвейеров, и исследования показали, что рабочие, прошедшие такой курс обучения, делают значительно меньше ошибок, чем те, кто учился по традиционной программе. Иногда новые образовательные технологии разрабатывались бизнес-структурами совместно с учебными центрами, как в случае партнерства Andersen Consulting и Института образовательных технологий Северо-Западного университета (Northwestern University’s Institute) при разработке тренингов по продажам.
Интерес к учебным заведениям, основанным на базе компаний, в 1996 году только начинал расти, однако во многих американских компаниях, таких как General Electric, Motorola, Disney, корпоративные обучающие программы к тому времени практиковались уже многие годы. Количество таких курсов в Sprint’s University of Excellenceуже тогда насчитывало около 750, а в Motorola University около 300.
Авторы публикации предсказывали, что постоянно развивающаяся инфраструктура настолько существенно изменит спрос и предложение, что это приведет к установлению «нового экономического строя». Сеть уже тогда позволяла практически любому человеку за небольшие деньги опубликовать необходимую информацию в интернете и сделать ее доступной по всему миру. Применительно к бизнес-образованию это означало, что информация становится общедоступной с помощью интернет-протоколов, и дает студентам возможность в реальном времени видеть все, что только может им понадобиться. Авторы статьи отмечали, что коммерческий интерес к интернету очень высок и продолжает расти. Некоторые специалисты в середине 90-х предсказывали, что в интернете образование станет намного популярнее, чем заказ каких-либо услуг или развлечения. Летом 1994 года старшекурсники University of Alabamaзапустили программу, предназначенную для пользователей интернета. Они предоставляли пользователям различную информацию: от дорожной карты до учебных лекций. Программа стала очень популярной, в течение 6 недель ежедневно ее посещало около 62 тыс. студентов из 77 стран мира. Использование новых технологий, по мнению ученых, предполагало коренные изменения в образовательном процессе бизнес-школ. Сценарий дальнейшего развития бизнес-образования, созданный в 1996 году, выглядел следующим образом:
• Виртуальные сообщества студентов. Потребность студентов в физическом взаимодействии друг с другом и с преподавателем будет со временем уменьшаться, т.к. виртуальное пространство начинает вытеснять учебные аудитории. Преимуществом станут: более низкая цена, комфорт, безопасность, гибкий график и возможность игнорировать временные и пространственные ограничения. Студенты, которые будут обучаться в виртуальных сообществах, смогут самостоятельно выбрать группы в зависимости от интересов, уровня знаний, культуры и предыдущего опыта.
• Личный контроль, а не пассивное усвоение материала. Т.к. потребность в персонализированном обучении постоянно растет, преподаватели будут меньше времени уделять стандартному структурированию материалов, а студенты будут самостоятельно выбирать необходимый им контент для изучения. Кроме того, преподаватель будет не экспертом, а помощником или тренером.
• Пожизненное обучение. Знания постоянно обновляются, поэтому новые программы будут способствовать обучению в период всей сознательной жизни.
• Обучение по ситуации, а не на всякий случай. Количество новых материалов удваивается каждые 7 лет, а в технических областях большая часть того, что студенты проходят на первом курсе, к выпуску уже успевает устареть. Поэтому образование должно быть своевременным предоставлять знания не «на всякий случай, вдруг понадобятся», а «по ситуации, когда понадобятся».
• Демонстрация знаний, а не наличие диплома. В областях науки, где большую роль играют знания, уровень подготовки специалиста сразу заметен. Поэтому в будущем уровень знаний будет тестироваться при помощи различных программ.
• Диплом не из вуза. Когда диплом потеряет свою важность, сертификацией знаний будут заниматься не только учебные заведения, а профильные коммерческие организации смогут выдавать специальные дипломы наравне с вузами.
• Полная глобализация. Образование, как и многие процессы, основанные на знаниях, будет распределено по всему миру. Компании или студенты смогут позаимствовать или купить необходимые материалы у глобальных провайдеров.
• Глобальное сотрудничество. Большинство студентов и факультетов будут тесно сотрудничать с коллегами по всему миру. У факультетов будет больше возможностей по распространению материалов, а студенты смогут работать с людьми из различных культурных слоев.
• Открытая конкуренция. Студенты смогут сравнивать предложения различных образовательных учреждений, а работодатели, родители и коллеги смогут легко проследить успеваемость любого из них.
• Визуальная, а не текстовая информация. Письменность существует в истории человечества не так давно, как изобразительное искусство. Наши ментальные процессы предполагают более качественное восприятие такой информации, как картинки и непосредственное общение, чем текстовые документы и аудиозаписи. Новейшие системы обработки видеоизображения позволят студентам более детально усвоить необходимую информацию.
• Симуляции. Студенты будут получать знания не методом запоминания текстов, а практическими действиями в специально смоделированных учебных ситуациях. Студенты Carnegie-Mellon University и MIT Sloan School уже используют реальные ситуации на рынках для обучения в реальном времени.
• Вуз совместно с бизнесом. Интернет станет дешевым средством связи студентов с преподавателями, спонсорами программ и потенциальными работодателями, а преподавателям-теоретикам позволит связаться с бизнес-практиками.
• Контекст и концепт. Исторически так сложилось, что теория и концептуальные разработки существовали отдельно от практики бизнеса. В гипертекстовом мире студенты смогут напрямую от практических механизмов переходить к их теоретическим основаниям. Например, воспользовавшись системой электронных платежей, студент сможет узнать подробную информацию о её устройстве и пойти по ссылкам дальше – к теоретическим разработкам, лежащим в её основе.
Десять лет спустя
С тех пор прошло 10 лет, появился новый взгляд на бизнес-образование будущего. E-learning, или бизнес-образование при помощи современных компьютерных технологий, развивается вместе с всемирной паутиной. Как в 2006г. видится новый этап развития бизнес-образования онлайн, который по аналогии с новым этапом развития интернета иногда называют E-learning 2.0
Современный образовательный контент можно представить в виде кирпичиков, из которых строятся знания, или атомов, из которых строится молекула. А если эти частички сложить вместе или реорганизовать в новый курс, то его можно использовать в собственных целях или отправить в интернет-сообщество в виде книги, наставления или в каком-нибудь другом формате. Таким образом, E-learning представляет собой совокупность интернет-курсов, собранных по различным принципам.
Значительная часть нынешних обитателей всемирной сети называет себя «цифровым племенем» («digital natives») или иногда «N-gen» (Поколение N). Они быстро поглощают информацию одновременно из нескольких источников и сами выбирают, в каком «сообществе» публиковать созданный ими контент. Они живут в быстром темпе, предпочитают мгновенно получать реакцию собеседника и обратную связь. Они исповедуют принципы «открытого общества». По их словам, рынок – это диалог между производителем и потребителем, поэтому они отвергают любого рода посредников. В сфере E-learning социальным сетям соответствуют communities of practice, которые характеризуются общим интересом участников, их взаимодействием и совместным обучением в ходе которых они развивают принадлежащие всем им вместе ресурсы знаний.
Особенностью современного E-learning является самостоятельное формирование и изменение образовательного контента обучающимся. E-learning проходит под лозунгом «ориентированность на обучаемого». Это более чем просто адаптация традиционных программ к различным стилям обучения или возможность для студента сменить шрифт и цвет фона в материале. Это - переход полного контроля за обучением в руки обучаемого. В результате роль традиционного преподавателя практически полностью «размывается», а ответственность студентов за публикуемый материал существенно возрастает.
Сеть превратилась из инструмента пассивного восприятия в среду, в которой контент создается, дробится на маленькие части, меняет структуру, в зависимости от цели и эволюционирует, проходя через различные «сообщества» пользователей. «Новые пользователи» теперь не только читают, но и пишут различные материалы, а те элементы сети, которые уже стали новой системой коммуникации некоторые эксперты считают прообразом «WEB 2.0» или всемирной сети нового поколения. Очень важен тот факт, что «Сеть 2.0» - не технологическая, а социальная революция.
Если раньше в сообществе пользователей многие дискуссии проходили в относительно статичных форумах, то теперь на их место пришли блоги, которые сделали общение в интернете более живым. Преподаватели заметили, что при использовании таких инструментов как вики-технологии и блоги студенты переходят от обсуждения предписанных тем между собой к обсуждению более широкого спектра тем со специалистами по всему миру. В очень короткие сроки блоги стали широко использовать в образовательных целях.
В наше время стало очевидно, что образование не ограничится только рабочим местом, т.к. обучение затрагивает и объединяет каждый из аспектов нашей жизни: от ежедневных домашних забот до культуры и искусства. Следовательно, в конечном счете, жизнь и обучение сольются в единое целое, и самую большую роль при этом будет играть общение.
В современном интернете любой студент, инструктор или преподаватель сможет попасть на любой необходимый образовательный ресурс в любое время из любого места земного шара. Технологии бизнес-образования будущего, по прогнозам сегодняшнего дня, будут строиться на основе деловых игр в сети и достижений мультимедиа, а образовательные ресурсы будут доступны и открыты для пользователей. Обучение станет мобильным и будет проходить как индивидуально, так и в командах. Большую роль будет играть конференц-связь через IP и Internet 2. Преподаватели и тренеры понимают простоту и эффективность таких современных образовательных инструментов, как «википедии», «блоги», «интернет-вещание» и т.д., и уже полномасштабно их используют. Аудио- и видеоматериалы станут одной из основ E-learning. Например, даже сейчас все чаще в учебные материалы входят аудиокниги, которые можно прослушать на iPod или mp3-плеере. Мобильность и большое количество контента, который можно поместить на современные носители, будет способствовать повышению информированности и эрудиции. Ожидается, что уже в нынешнем 2006 году компании, специализирующиеся на онлайн-обучении предложат новые бизнес-модели, которые приведут как к увеличению качества образования, так и к адекватной стоимости образовательного контента.
Некоторые предсказания 1996 года сбылись – виртуальные сообщества студентов, личный контроль и выбор образовательных программ, глобальное общение уже существуют. Концепция пожизненного обучения и получения информации «к случаю», а не «на всякий случай», как и применение мультимедийных технологий и симуляций в образовательном процессе, набирают силу. Диплом, выданный именно уважаемой бизнес-школой, все еще важен, но корпоративные университеты – симбиоз теоретического знания и конкретной бизнес-практики – более актуальны для многих студентов.
Электронное бизнес-образование – процесс творческий и многогранный. В нем есть очень много видимых преимуществ и возможностей, которые не сможет дать ни одна традиционная бизнес-школа. На сегодня E-learning не смог заменить традиционное бизнес-образование, но серьёзно видоизменил многие из программ. Вряд ли когда-нибудь бизнес-образование онлайн полностью вытеснит оффлайновые бизнес-школы, но последним, вероятно, придётся серьёзно трансформироваться, чтобы выжить и преуспеть в новой среде.
При подготовке статьи были использованы материалы Sloan Management Review и www.elearnmag.org
Фото: freeimages.com