Традиционно выпускники МВА поступают на работу в банки и консалтинговые фирмы, однако поисковая система Google, как работодатель, получила высокую оценку среди студентов бизнес-школ, заканчивающих обучение в текущем году. По данным опроса, проведенного американской консалтинговой компанией Universum Communication, Google в этом вопросе занимает второе место среди крупнейших компаний, уступая только McKinsey & Co .
Основные преимущества работы в Google
- Карьера в компании Google намного стабильнее и продолжительнее, чем в любом из дот-комов 90-х.
- Компания обладает непринужденной корпоративной культурой, а сотрудники имеют возможность воспользоваться многими полезными сервисами или даже развлечься прямо на рабочем месте (бассейны, парикмахерская, массаж, возможность брать с собой собак (но не котов!) и пр.).
- Постоянное и многостороннее развитие предполагает широкие возможности карьерного роста.
- Рейтинг компании, популярность и успешность гарантируют сотруднику уверенность в завтрашнем дне.
Google тесно сотрудничает с рядом бизнес-школ. Основными «поставщиками» кадров для компании являются: Stanford, Haas, Harvard, Kellogg, MIT и Wharton. Также существуют отдельные проекты по привлечению выпускников и из других бизнес-школ, таких, например, как University of Chicago, Tuck и University of Michigan.
Выпускники МВА приходят в Google на различные вакансии в отделы: Finance, Marketing, Corporate Development, Business Development, Human Resources. Однако самыми популярными и масштабными направлениями для менеджеров являются: Online Sales and Operations, Product Management, Partners Solutions Organization. При приеме на работу оцениваются практические достижения и опыт работы до бизнес-школы, а также результаты обучения по программе МВА.
По словам Джуди Гилберт , директора по персоналу компании, Google набирает команду, готовую к постоянному риску, поэтому очень ценятся соискатели, которые имеют опыт участия в стартапе, независимо от того выжила компания или нет. Также хорошим индикатором навыков и способностей соискателя является опыт работы в компаниях, где нет четко установленных процедур и «правил игры».
- При приеме на работу учитывается предыдущий управленческий опыт. Очень важно, чтобы человек умел эффективно руководить командой, состоящей более чем из 10 человек.
- Для технических должностей очень важно университетское образование в области computer science. Однако если кандидат его не имеет, то он может компенсировать это наличием обширного опыта черновой работы по написанию программного кода.
- Для должностей Online Sales and Operations очень важен управленческий опыт, но, если учесть специфику компании, определенные технические знания в этой области также просто необходимы.
В текущем году штат компании пополнят еще около сотни выпускников МВА. Они займут рабочие места как в центральных офисах, так и в международных представительствах.
В прошлом году кадровые службы компании начали отбор соискателей из числа выпускников бизнес-школ в Европе. В рамках этой программы был создан проект по поиску кандидатов на должности со степенью МВА и в США. При этом новые сотрудники, набранные в рамках проекта, смогут работать в родном городе или же выбрать один из тех, в которых они смогли бы жить.
Google знаменит своей оригинальностью даже при подборе персонала. Компания на протяжении длительного времени оплачивала рекламный щит с уравнением на главном хайвее Калифорнии. Любой человек, решивший уравнение и догадавшийся набрать в браузере номерной адрес (из уравнения), попадал на сайт, где ему предлагалось решить ряд других задач. Осиливший это «домашнее задание» получал приглашение на собеседование в Google.
Также выпускников МВА привлекает корпоративная культура Google, которая лучше всего отражена в «10 золотых правилах», о которых в начале нынешнего года рассказал в своей статье исполнительный директор компании Эрик Шмидт.
- Каждый сотрудник принимается на работу комитетом, в который входят 5-10 представителей компании – как топ-менеджеры, так и будущие коллеги по подразделению. Собеседования по очереди проводят все члены комитета. Все мнения учитываются. Несмотря на длительность всей процедуры положительный результат очевиден, так как если вы первоначально наняли хороших людей и доверяете их мнению, они выберут себе подобных.
- Необходимо обеспечить новых работников всем, что им может понадобиться по работе, а также предоставить возможность для хорошего отдыха и помощь в исполнении повседневных бытовых нужд. Программисты любят программировать, а не заниматься стиркой, поэтому Google помимо зарплаты бесплатно обеспечивает сотрудников различными услугами: спортивными залами, массажем, мойкой автомобиля, химчисткой, парикмахерской, служебным транспортом и т. д.
- Почти все проекты в Google выполняются командами, а лучший способ 'притереть' сотрудников друг к другу – разместить их в одной комнате. В Google никто не сидит по отдельности. Даже CEO несколько месяцев после своего появления сидел в одной комнате с опытным сотрудником. Как он признается, это было очень полезно.
- Такое размещение сотрудников способствует упрощению координации проектов. Более того, каждый сотрудник должен еженедельно рассылать коллегам по электронной почте результаты своей работы, чтобы сформировать общее представление о работе всего проекта и синхронизировать поток информации о проделанной работе.
- Принцип компании: используйте свое программное обеспечение. Внутри Google используются те же инструменты, что и разрабатываются для клиентов. Причина, по которой Gmail оказалась так успешна, - предварительное тестирование и использование ПО внутри компании.
- В Google поощряется креативность. Инженеры компании могут уделять до 20% рабочего времени на проекты по их собственному выбору. Конечно, есть процедуры наблюдения и оценки, но менеджмент старается обеспечить свободу творчества. Также существует внутренний список рассылки с новыми идеями, позволяющий не только обсуждать любую идею – от проблем парковки у офиса до нового «убойного» онлайн-сервиса Google, – но и рейтинговать эти идеи голосованием всех сотрудников. Лучшие идеи в результате оказываются в верхней части списка.
- При принятии решений менеджеры Google cтремятся к консенсусу. Современная корпоративная мифология породила образ одинокого героя, принимающего правильные решения. В Google убеждены, что «многие умнее немногих». Менеджер в Google – это не диктатор, а «аггрегатор» различных точек зрения, который должен познакомиться с максимальным числом точек зрения своих сотрудников.
- «Без зла (no evil)» - известный слоган компании, руководство которой уделяет большое внимание созданию внутренней атмосферы толерантности и взаимоуважения между сотрудниками.
- Практически каждое важное решение в компании принимается на основе количественного анализа. В этом помогают созданные системы по обработке информации, которыми пользуются десятки специалистов-аналитиков.
- Эффективное прямое общение. Каждую пятницу все сотрудники обсуждают события прошедшей недели и планы на будущую в расслабленной обстановке (с едой и напитками). Это позволяет менеджменту быть в курсе того, что думают работники о компании и работе в ней.
Материал подготовлен на основе статьи The MBA Route to Google.