MBA в нефть и газ

В соответствии с последним исследованием QS WorldMBA Tour , за 2006 год рекрутеры из индустриальных компаний, таких как, например ShellInternational и BP, наняли на 18% больше выпускников МВА, чем за 2005. Бизнес-школы подтверждают эту тенденцию. «Энергетические и нефтяные компании сегодня нанимают значительно больше выпускников МВА, чем когда бы это ни было. Такие компании, как Chevron, ConocoPhillips, TXU, Entergy и ExxonMobil регулярно предоставляют нашим выпускникам очень хорошие позиции. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в финансовых направлениях энергетической отрасли», - говорит Стейси Л. Рудник, директор MBA Career Services из McCombs Schoolof Business .

Энергетические гиганты вступают в «войну за таланты»

В то время как большинство направлений энергетической отрасли все еще требуют технического бэкграунда, энергетические компании понимают, что выпускники МВА программ – отличные кандидаты на ведущие должности таких направлений, как корпоративные финансы, продажи, коммерческий анализ и развитие бизнеса.

Культурный сдвиг в секторе в сторону выпускников МВА отмечен появлением МВА рекрутмент-программ. Инвестиционные банки и консалтинговые фирмы подобные программы предоставляют уже долгие годы; их появление в энергетическом секторе означает, что эта индустрия – новый ключевой игрок в «войне за таланты».

Дмитрий Фадеев, новоиспеченный выпускник Chicago Graduate School of Business , принял участие в глобальной МВА программе BP. «МВА рекрутмент программа «Helios Fellowship» предоставит мне возможность работать сразу в нескольких проектах уже через два года (первые два года менеджеры проходят курс по изучению компании). В настоящее время я живу в Лондоне и оцениваю инвестиционные возможности производства в Северной Африке. В компании BP вы получаете ряд функций, с которыми вы никогда не сталкивались ранее и, если, вы действительно профессиональный менеджер, вы очень быстро разовьетесь и сделаете карьеру».

Согласно последнему исследованию журнала Fortune, такие компании, как, Shell, BP и ExxonMobil вошли в Top 100 самых желанных компаний для выпускников МВА.

«Нефтегаз – очень перспективная отрасль, поэтому многие выпускники хотят в нее попасть. Работа здесь отличается своей гибкостью, поэтому вы сами можете определять, когда и какие задачи вы будете решать, для того чтобы наиболее эффективно и в самый короткий срок достичь своих целей», - говорит он.

Высокие зарплаты – еще один аргумент в пользу нефтегазовой промышленности. Средняя зарплата выпускника МВА на первых этапах работы составляет более $100 тыс. в год (зарплата + бонусы). Дополнительное преимущество – возможность путешествовать. Зачастую выпускникам программ МВА, пришедшим работать в энергетическую компанию, приходится менять место жительства на регион, который стратегически важен для бизнеса компании.

Самый быстроразвивающийся рынок энергоресурсов – российский. По количеству нефтяной продукции Россия уступает только Саудовской Аравии. Нефтегазовые ресурсы составляют около 60% национального экспорта и, благодаря сильному энергетическому рынку, российский ВВП вырос на 6,7% в период с 1999 по 2005. Но для того чтобы динамика роста ВВП продолжалась, как российским, так и зарубежным компаниям необходимы профессионалы, способные умело управлять бизнесом. По словам Зои Зайцевой, европейского менеджера QS WorldMBA Tour , «нефтегазовые компании, расположенные на территории Российской Федерации готовы платить любые деньги за талантливых выпускников программ МВА». На сегодняшний день средняя зарплата выпускников МВА в российских энергетических компаниях составляет порядка $70 тыс. (информация за 2006 год).

Успешная комбинация высокой зарплаты и возможности путешествовать подходит далеко не всем выпускникам МВА, но люди, готовые принять этот вызов, могут рассчитывать на безбедное существование.

С каждым днем компаний, не готовых платить большие деньги за выпускников МВА становится все меньше. Что касается рекрутеров МВА в России, то они очень консервативны – в первую очередь они оценивают бэкграунд кандидата, а только потом статус школы», - добавляет Зоя Зайцева. «Российские компании такие как, например, «Лукоил» и «ТатНефть» оценивают своих кандидатов по релевантному опыту работы, а не наличию диплома»

Спрос на выпускников МВА в России очень высок, поэтому очень богатые предприниматели инвестируют миллионы долларов в создание новых бизнес-школ, таких, как например, Московская школауправления в Сколково. В тоже время российские бизнес-школы практикуют подготовку специалистов «под заказ» крупных компаний. Так, например, в Международном ИнститутеМенеджмента в Санкт-Петербурге, существует специальная МВА программа для специалистов компании «Газпром».

Российские менеджеры как правило выбирают альтернативные системы обучения, такие как ЕМВА и дистанционное обучение. Цель – получить знания с минимальным отрывом от работы. «Я был участником TRIUM GlobalExecutive MBA программы. Стоимость обучения оплачивал самостоятельно, и все мое свободное время уходило на авиаперелеты и обучение в Нью Йорке, Лондоне и Париже», - говорит Александр Панов, директор по финансовому планированию TNK-BP.

Еще один сильный участник нефтегазового рынка – Казахстан. Страна богата природными ресурсами и это привлекает большинство энергетических компаний. Сегодня Казахстан производит в среднем 1 миллион баррелей сырой нефти в день. Согласно мнению большинства аналитиков, если Казахстан сможет успешно разработать новые месторождения, количество добываемой нефти утроится к 2015 году.

Местные рекрутеры тщательно анализируют бизнес-школы для того чтобы понять, какие выпускники им больше подходят. Казахский институтменеджмента, экономики и стратегическихисследований и Международная академия бизнеса в Алма-Ате спонсируются такими компаниями, как ExxonMobil Kazakhstan и Petro Kazakhstan . При помощи связей между этими и другими образовательными учреждениями энергетические компании регулярно пополняют свои ряды высококвалифицированными кадрами.

Несмотря на то, что сегодня в энергетический сектор идет намного больше выпускников МВА, чем когда бы это ни было, спрос в несколько раз превышает предложение, а, следовательно, перспективы для нынешних студентов на 2007-2008 годы огромны.

Стоит также отметить, что степень МВА – это далеко не гарантия успеха и знаменитости, а источник знаний, который помогает своим обладателям развить свои умения и навыки, которые в будущем принесут доход. С этим соглашается Александр Панов: «Если в вашем резюме есть пометка о том, что вы обладатель диплома МВА, это еще ничего не значит. Он никогда не окупится, если вы не будете прилагать необходимых усилий. Самое ценное – это не диплом, а знания и опыт, полученный на программе МВА».

При подготовке статьи использованы материалы исследований QS World MBA Tour

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.