«В гостиничном бизнесе мелочей не бывает»

Executive благодарит официального представителя Swiss Hotel Management School в России, компанию «Интеллект-тур», за помощь в подготовке материала

Что вам известно о Швейцарии? Что там самые красивые горы, самые точные часы, самые надежные банки и самые вкусные сыр и шоколад. Что там самый низкий уровень инфляции и безработицы, самый высокий доход на душу населения, что эта страна почти никогда не участвовала в войнах и международных конфликтах. А еще там очень чистые улицы, на которых вам встретится такое многообразие языков и культур, что вы непременно подумаете: Швейцария – это особый мир.

Швейцария ежегодно принимает множество туристов со всего мира, и кому как не швейцарцам знать все о законах гостеприимства. Здесь хорошо отдыхать и хорошо жить. А еще – хорошо учиться. Особенно гостиничному менеджменту. Ведь образование в этой области считается лучшим именно в Швейцарии. Даже англичане, по праву гордящиеся своими учебными заведениями, едут постигать премудрости гостиничного менеджмента именно сюда, где удачно соединились высочайшие стандарты гостеприимства и системность преподавания.

Swiss Hotel Management School (SHMS) входит в число ведущих учебных заведений, где преподается гостиничный менеджмент. Она стабильно занимает высшие строчки в рейтингах и имеет репутацию наиболее адаптированной школы для иностранцев. Хотя из этого вовсе не следует, что в ней не учатся швейцарцы.

SHMS входит в Swiss Education Group, объединяющей также HIM - Hotel Institute Montreux, IHTTI – School of Hotel Management. Школа состоит из нескольких учебных корпусов, расположенных в городах Лейзан, Монтрё и Ко(Leysin, Montreux, Caux). Здесь можно получить высшее образование по специальности «Международный гостиничный менеджмент» (2,5 года обучения), степени бакалавра и магистра по выбранной специальности, а также дипломы BBA и MBA.Продолжительность учебных программ составляет от 1 до 4 лет.

Став студентом SHMS, после первого года обучения вы получите сертификат «Certificate in Food & Beverage/Room Division Management», дающий право начать работу по специальности на позициях младшего обслуживающего персонала Через два года – диплом «Diploma in Hotel Operational Managemen». А по прошествии трех лет обучения вы получите степень бакалавра. По окончании обучения вы станете счастливым обладателем сразу трех дипломов: швейцарского, американского (American Hotel & Motel Association Educational Institute diploma) и британского (программы школы разработаны совместно с DERBY University), то есть будете располагать большими возможностями при выборе места работы без дополнительной переквалификации.

В SHMS учатся студенты из Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. И студентов из России там тоже не мало. Официальный язык в SHMS – английский. Именно на нем проводятся занятия и на нем же общаются между собой студенты и преподаватели. Однако тем, кто хочет пройти практику или получить работу в одном из швейцарских отелей, следует знать, что без знания французского языка им это вряд ли удастся. Конечно, уроки французского входят в учебный курс, но случаи, когда кому-либо из студентов удалось в совершенстве овладеть языком, начав с нуля, единичны. Поэтому многие осваивают его заранее: либо занимаются с преподавателем дома, либо изучают язык в франкоговорящих странах.


Екатерина Тушишвили, студентка магистратуры SHMS:

«До приезда в SHMS я изучала французский язык два месяца с репетитором, знала всего несколько фраз. Я выучила язык во время стажировки в Лазан-Паласе, которую проходила после первого курса. Менеджер отеля говорил на нескольких языках, но ни слова не понимал по-английски. Сначала мы объяснялись жестами, но мне очень хотелось научиться. Если ты совсем не владеешь французским языком, получить работу в Швейцарии невозможно. Ведь в процессе придется работать с франкоговорящими клиентами. Я бы всем рекомендовала учить язык до поступления в SHMS».


Большинство студентов – люди молодые. Многие попадают в SHMS сразу после школы, кто-то по родительской воле, а кто-то по велению сердца. Но среди студентов можно встретить и 30- и даже 50-летних. Кто-то мечтает управлять отелем, кто-то рестораном. А для кого-то призванием является event management – SHMS одна из немногих школ гостиничного менеджмента, в которой развито это направление. Некоторые приезжают сюда, чтобы впоследствии развивать семейный бизнес, отельный или ресторанный. Но среди российских студентов только единицы планируют сразу после учебы вернуться на родину. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позже.

С чего начинается гостиничный менеджмент? Возможно, это кого-то разочарует, но постичь науку гостеприимства возможно, лишь начав с самых низов – то есть с кухни и room service. Вниманию родителей: детям из состоятельных семей первое время дается наиболее тяжело, ведь сначала новоиспеченных студентов учат, к примеру, мыть пол. Поэтому не исключено, если какое-то время вы будете получать от своих чад слезные послания с просьбами забрать их домой. Не спешите, адаптация пройдет быстро – как говорят сами студенты, «до первых экзаменов».


Ирина Быстрова, студентка 3 курса HIM:

«Я сюда приехала сразу после школы и оказалась не готова к тому, что мне придется делать service – мыть полы, убирать тарелки и т.д. То есть делать черную работу. Это теперь я понимаю, что если ты работаешь в гостиничном бизнесе, ты должен знать и уметь абсолютно все».


Они наводят идеальную чистоту на кухне, учатся готовить, сервировать стол, выбирать вино и встречать каждого гостя по высшему разряду. И, конечно, они учатся менеджменту. В программу входят такие дисциплины, как основы кулинарии, ресторанный сервис, управление в сфере обслуживания постояльцев отеля, управление в сфере технического обеспечения, планирование закупок, бухгалтерский учет, управление персоналом и управление продажами.

Одно из преимуществ обучения в SHMS заключается в том, как выстроен учебный процесс: студенты имеют возможность сразу же применить полученные знания на практике. Каждый год разделен на две обязательные части – теоретическую и практическую. Первые 5 месяцев осваивается теория, а следующие 4-6 месяцев – стажировка, без которой учебный год не может быть зачтен. С получением места для прохождения первой стажировки помогает специальный центр, находящийся в школе, но в последующие годы студенты, уже имея некоторый опыт, должны искать себе место сами. Хотя в центре им всегда помогут – дадут совет, как составить запрос или резюме, проконсультируют относительно будущего собеседования. Просто они должны учиться самостоятельности.


Екатерина Тушишвили, студентка магистратуры SHMS:

«Практически все родители волнуются, сможет ли их ребенок получить практику. Но ведь и от студентов очень многое зависит. Никто не сможет дать гарантии. Сколько в Швейцарии университетов гостиничного менеджмента? Сколько в них учится студентов? Неимоверное количество. И работодателю нужны только лучшие – те, у кого есть блеск в глазах, которые действительно хотят работать в индустрии гостеприимства. Ведь успех отеля или ресторана зависит от тех людей, которые будут там работать. Поэтому, когда ты приходишь на интервью, надо показать, что ты действительно этого хочешь, а не потому что тебя попросили сюда прийти. Тогда, даже если ты допустишь какие-то ошибки, все равно все получится».


Если же говорить об обучении на BBA (Bachelor of Business Administration), то здесь студентам преподают не только бизнес-дисциплины, но и уделяют большое внимание их личностному развитию – в программу входит изучение искусства, философии и литературы. По мнению учредителей школы, это необходимо для того, чтобы выпускники были эрудированны, креативны. Их учат не теоретики, а практики, которые уже состоялись в бизнесе, и преподают они не ради заработка, а ради того, чтобы передать свой опыт. В студентах здесь видят не просто будущих наемных работников, но, прежде всего, основателей новых компаний.


Станислав Сироткин, студент ВВА HIM:

«У нас преподают уникальные люди. Они делают это не ради денег – они полностью состоялись как бизнесмены, у них на счетах миллионы. Для них важно передать свой личный бизнес-опыт студентам. Я не жалею, что приехал сюда. Даже если в будущем я не буду заниматься гостиничным менеджментом, те навыки, которые я получил здесь, будут отличной основой для любого бизнеса».

Максим Короленко, студент ВВА HIM:

«По окончании учебы я планирую заняться туристическим бизнесом, создать собственную компанию в Киеве. Так же как ресторану можно придать личностные черты, то же самое можно сделать и в туристическом бизнесе. Я хотел бы создать компанию, которая поможет людям испытать какие-то необычные ощущения. Это может быть и экстрим, и экзотика. Параллельно планирую развивать массовый туризм, без которого компании будет сложно выжить».


На BBA поступают те, кто уже получил степень бакалавра в SHMS. На вопрос «А можно ли у вас учиться на BBA, окончив другое учебное заведение?» куратор школы отвечает, что каждая заявка рассматривается в индивидуальном порядке, и все зависит от дисциплин, которые в прошлом изучал потенциальный студент.

Но дело не только в том, какие дисциплины осваивают студенты. Для многих SHMS становится настоящей школой жизни. Ведь здесь учат трудолюбию и самостоятельности, терпению и ответственности. И никого не принуждают. Прогуливаешь, не хочешь работать – уезжай, желающих занять твое место много.

Студенческий быт хорошо продуман – все необходимое у студентов есть. Аудитории делятся на классы, предназначенные для лекций, и компьютерные классы. Ученикам всегда доступен интернет и библиотека с огромным выбором современных и актуальных книг по бизнес-дисциплинам. А еще в светлое время суток из каждого окна открывается потрясающий вид на Альпы, хотя во время занятий и тем более сессий про красоту пейзажа приходится забыть.

Все здания SHMS раньше работали как курортные отели и поэтому обладают соответствующей инфраструктурой. Например, в корпусах отделения в Лейзане работают два ресторана – итальянский и французский, в которых студенты обслуживают студентов, сменяя друг друга. Кроме того, здесь есть SPA-центр, тренажерный зал, кафе и клуб, где по пятницам и субботам проходят дискотеки.

Как уже было сказано выше, очень немногие российские студенты планируют по окончании учебы вернуться на родину. Более того, многие из них не стремятся попасть домой даже во время учебы. Тому есть несколько причин. Во-первых, студенты не могут писать курсовые и дипломные работы в России, поскольку, как это ни печально, в наших библиотеках нет соответствующей литературы. Некоторые из студентов жаловались на то, что даже если и удается найти книгу по дисциплине, она оказывается устаревшей. В этом случае приходится пользоваться библиотекой школы через интернет, благо такая возможность предусмотрена.

Во-вторых, студенты, которые проходили практику в российских отелях, в большинстве случаев остаются разочарованы. В школе их учат точно, вплоть до мельчайших деталей соблюдать высокие стандарты обслуживания клиента, которые в российских отелях оказываются либо не нужны, либо не применимы.

И, наконец, третья, но не мене важная причина: хотя студентов из SHMS на практику принимают с удовольствием, оплачивать ее российские отели в отличие от европейских пока не готовы.


Екатерина Тушишвили, студентка магистратуры SHMS:

«После второго курса я решила пройти стажировку в Москве, чтобы определиться, где мне по окончании учебы хотелось бы работать. Кроме того, мне хотелось понять, насколько дипломы, которые мы получаем по окончании каждого курса, ценны для работодателя. Я выбрала для стажировки пятизвездочные отели – Мариотт, Шератон, Националь – и разослала свое резюме. Я получила ответ из всех отелей. На интервью меня сразу предупредили, что в Москве стажировки не оплачиваются. Но мне нужно было, прежде всего, получить опыт. Я проработала несколько недель в Шератоне, но потом перешла в Марко Поло Пресня, где у меня было 4 месяца практики. В школе нас учат лучшим стандартам, которые востребованы в Европе. Но в Москве, к сожалению, не такое серьезное отношение к стандартам, а мне не хочется ими пренебрегать. Сейчас у меня есть предложения о работе в Европе и Канаде. Еще есть предложение поработать на позиции international coordinator в Phillip Morris.В январе у меня заканчивается магистратура, в августе мы сдаем диссертацию. За это время я должна определиться, где буду работать. Мне хотелось бы пройти management training – в течение года поработать в разных департаментах отеля, чтобы понять, что у меня лучше получается, и где мне нравится больше всего. Возможно, я не буду работать в отеле, но я точно знаю, что моя карьера будет связана с индустрией сервиса, индустрией гостеприимства».


Есть ли у российских студентов желание изменить ситуацию у себя на родине, перенести те высокие стандарты, которым их обучают в SHMS, на российскую почву? Как и в любом другом бизнесе, им приходится начинать карьеру в отелях и ресторанах с низших позиций, а оттуда влиять на сложившуюся внутри компании систему невозможно. Поэтому для себя они видят единственный верный путь – расти и развиваться за пределами России, чтобы впоследствии, быть может, вернуться, будучи уже опытным управленцем, способным что-то менять в работе компании. Большинство из них по окончании школы планируют либо остаться в Европе, либо уехать в Азию, поскольку там сейчас активно развивается туристическое направление.


Забавный факт. Телевидение Таиланда стало инициатором необычной идеи – снять в стенах школы молодежный сериал. Так увидел свет сериал «Шоколадное сердце», история любви тайских студентов, действие которого происходит в стенах школы и на фоне живописных пейзажей в Ко, а SHMS получила отличный промоушен среди тайских потенциальных студентов.


Мультикультурная среда, в которой находятся студенты SHMS, – это, наверное, одна из наиболее важных особенностей школы. Ведь учиться приходится бок о бок с немцами, норвежцами, датчанами, англичанами, индонезийцами, китайцами, корейцами – список национальностей слишком велик, чтобы приводить его здесь полностью. Общение с представителями других народов – поистине бесценный опыт, и руководство школы делает все возможное, чтобы студенты научились искренне уважать и ценить многообразие мировых культур.



По вопросам поступления в Swiss Hotel Management School вы можете обратиться к официальному представителю школы в России – Консультационно-образовательный центр «Интеллект-тур»: (495) 980-92-25, (812) 324-55-90

Представитель Swiss Hotel Management School Имке Шмидт прибудет в Россию для проведения консультаций 12-15 марта в Москве и Санкт-Петербурге. Подробную информацию о консультациях представителей школы вы можете получить на сайте www.intellect-tour.ru в разделе «События».

Партнерский материал

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.