Реферат статьи Райна Андервуда “A Field Guide to the Gurus” (Ryan Underwood, Fast Company, ноябрь 2004)
Современные «бизнес-гуру» – это не только новое культурное явление, но еще и прибыльная отрасль экономики. Трудно даже примерно подсчитать, в какую сумму выливаются многотысячные лекционные гонорары, доходы консалтинговых компаний, выручка от продажи книг, и все прочие средства, которые зарабатываются в мире на эксплуатации бренда «гуру». Ясно, что общий «объем рынка» получается очень существенным, причем помимо самих «гуру», индустрия «бизнес-гуруизма» дает хлеб множеству самых разных людей. Это сотрудники консалтинговых компаний, организаторы лекций, бизнес-журналисты, издатели, и прочий более-менее незаметный люд, которому иногда попадают крохи с «гурувского» стола.
Учитывая возрастающий размах гуру-индустрии в последние годы, явно назрела необходимость проанализировать ее экономику. В ноябре маленький обзор журнала Fast Company слегка затронул эту тему. Мы публикуем здесь некоторые выводы журнала в надежде на продолжение. Итак, вопрос первый: как стать бизнес-гуру? Простого ответа на него, разумеется, не существует. Но, прежде всего, вам потребуется «убойный» заголовок. В индустрии бизнес-гуру по-настоящему «убойный» заголовок иногда способен обеспечить своего автора увесистыми лекционными гонорарами и консалтинговыми контрактами на всю оставшуюся жизнь. Из чего складываются доходы среднего «гуру»? Прежде всего, это лекционные гонорары и консалтинг. Вот портреты нескольких супер-тяжеловесов в мире бизнес-гуру в цифрах и фактах.
Кеннет Бленчард (Ken Blanchard)
Книга, принесшая известность: The one minute manager, 1982
Продажи: Продажи по всему миру более - 7 млн копий и больше 2-х лет в списке бестселлеров New York Times
Лучшая аннотация: «Одна из самых необычных книг в списке бестселлеров».- New York Times
Средний лекционный гонорар за одно выступление: $62,000
Консалтинговая компания: Имеется, она называется Ken Blanchard Companies. В качестве дополнительного бонуса, по слухам, господин Бленчард каждое утро посылает своим 250-ти сотрудникам «вдохновляющее» звуковое сообщение, в котором содержаться корпоративные молитвенные обращения к Богу (но которое не является «записью реальной молитвы»).
Джим Коллинз (Jim Collins)
Книга, принесшая известность: «Построенные навечно: успех компаний, обладающих видением», 1994
Продажи: Опубликованная в издательстве HarperBusiness, книга «Построенные навечно» разошлась тиражом 1 млн копий только в США во всех форматах, включая вариант в мягкой обложке и аудиозаписи. Продажи во всем мире составили 3,5 млн.
Лучшая аннотация: «Одна из самых революционных книг в науке о бизнесе со времен «В поисках совершенства».- USA Today
Средний лекционный гонорар за одно выступление: $55,000
Консалтинговая компания: Отсутствует. Коллинз утверждает, что Питер Друкер однажды сказал ему о необходимости выбирать между созданием новых идей и управлением консалтинговым бизнесом. Коллинз выбрал идеи. Интересно, а где же «добрый гений союза «и», тем более, когда он так необходим?
Майкл Хаммер (Michael Hammer)
Книга, принесшая известность: «Перестраивая корпорацию: Манифест бизнес-революции», 1993
Продажи: 2 млн по всему миру
Лучшая аннотация: «Возможно, лучше всего написанная и продуманная книга для менеджерских масс со времен «В поисках совершенства». - John Byrne, Business Week
Средний лекционный гонорар за одно выступление : $82,000
Консалтинговая компания: Имеется. Компания Hammer and Co. обслуживает по-настоящему звездных клиентов, среди которых такие «визионеры» из книги «Построенные навечно», как American Express, Hewlett-Packard, и Johnson & Johnson.
Том Питерс (Tom Peters)
Книга, принесшая известность: «В поисках соврешенства: уроки лучших американских компаний», 1982
Продажи: По сведениям издательства Harper & Row (теперь HarperBusiness), вариант в твердом переполете разошелся тиражом 1.5 млн копий только в США. Продажи в мягком переплете, по сведениям Warner Books, достигли 3 млн копий.
Лучшая аннотация: «Одна из тех немногих книг по менеджменту, которые одновременно постоянно провоцируют мысль и легки для чтения». - Wall Street Journal
Средний лекционный гонорар за одно выступление: $65,000 в США, $85,000 за границей.
Консалтинговая компания: Имеется. Tom Peters Co. предлагает консалтинговые услуги с конца 1980-х.
Алексей Гостев
Фото: freeimages.com