На кризис качества приема в вузы влияет крайне неоднородное среднее образование, низкая мотивация к учебе и отсутствие адекватной профориентации перед поступлением. Согласно ФОМ, 20% опрошенных в возрасте 18-30 лет полагают, что «Люди стремятся получить высшее образование, потому что сейчас так принято». Приведем характерный монолог студента-юриста: «Когда наступил момент определяться с будущей профессией… тут уже вопрос встал ребром, что к точным наукам мы не способны, не имеем желания, соответственно, никакие технические специальности нам, во-первых, неинтересны и, собственно, недоступны, а с языками тоже как-то не сложилось. Поэтому оставались гуманитарные предметы вроде опять-таки истории или обществознания» (Ирина Попова, «Невостребованная «востребованная профессия» в карьерах выпускников-юристов»).
Недостаточный исходный уровень первокурсников заставляет вузы тратить средства и время на повторение школьной программы, соответственно, снижается объем получаемых компетенций собственно высшего образования. Борясь с неблагоприятной ситуацией, вузы начали настоящую «охоту» на талантливую молодежь, наращивая рекламно-маркетинговую активность задолго до формального начала приемной кампании.
Привлечение сильных абитуриентов важно не только с целью минимизировать отсев студентов по ходу обучения (в ряде вузов до 50% от поступивших не оканчивают обучение) и тем самым гарантировать стабильность учебного процесса. Лучшие студенты неизбежно усиливают научную школу вуза, формируют благодатную почву для развития и обновления преподавательского состава. Если перспективные выпускники уходят из академической среды, они, зачастую, сохраняют связи со своей alma mater, помогают как в материальном плане, так и обеспечивая производственную практику и трудоустройство следующих за ними поколений студентов. Кроме того, завоевав имидж ведущего образовательного института, вуз, как правило, привлекает студентов-контрактников, устанавливая достойную и востребованную образовательным рынком цену обучения. Благодаря этому обстоятельству рациональные затраты на маркетинг и рекламу способствуют долгосрочной финансовой стабильности.
В университетах-лидерах были созданы специальные маркетинговые отделы, курирующие поиск и отбор абитуриентов – лучших по результатам ЕГЭ и призеров олимпиад. Помимо ставших общепринятыми «дней открытых дверей», наиболее крупные вузы отправляют специальные отборочные комиссии в регионы для информирования и привлечения талантливой местной молодежи. Важную роль играют публичные лекции, посвященные актуальным и интересным темам. Ряд вузов проводит лекции в своих стенах, другие стремятся выйти на концертные и библиотечные площадки крупных городов.
Перспективное направление – университетско-школьные кластеры, устанавливающие связи между вузом и региональными школами и приглашающие на урок к старшеклассникам практикующих вузовских преподавателей. Финансовый университет начинает подготовку потенциальных студентов еще раньше, с пятого класса. Некоторые вузы пошли на эксперимент по интеграции школ и колледжей в собственную структуру, создавая так называемые предуниверситарии (МГУ, ВШЭ, МИФИ, РГГУ и др.).
В то же время вузы уловили общественный запрос на «фактическое общее высшее образование» (Ярослав Кузьминов, Дмитрий Семенов, Исак Фрумин, «Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану») – то есть формирование не профессиональных, а общекультурных компетенций учащихся. Сильные, но профессионально не определившиеся студенты хотят получить базовое междисциплинарное образование, обычно – с гуманитарным или экономическим уклоном. Многие классические и педагогические университеты годами работают в этой нише, но настоящими пионерами стали Факультет свободных наук и искусств СПбГУ и Совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ. Интересный эксперимент поставил МГУ. В учебном расписании специально выделяется время для межфакультетских учебных курсов. Каждый старшекурсник в обязательном порядке обязан прослушать курсы на другом факультете. Тем самым обеспечивается тесное междисциплинарное взаимодействие студентов и преподавателей.
Известный отечественный педагог-экспериментатор Станислав Шацкий писал еще в 1930-е годы: «Наша задача в том, чтобы не только дать ребенку познание окружающих вещей, но и научить его реорганизовывать, исправлять, сделать лучше, не так, как было раньше». Многие начинания Шацкого (например, он создал настоящий кирпичный завод для проектного обучения школьников) опередили свою эпоху. Однако стоит признать: задача подготовки «инноваторов» за 80 лет далеко не решена.
Потребность в профессиональной гибкости связана с постоянным изменением рынка труда. Сегодня уже нет смысла предоставлять набор знаний и надеяться, что этого хватит на всю профессиональную жизнь в течение 30-50 лет. Встает новая цель – формирование навыка быстрой и самостоятельной адаптации к изменению профессиональных задач. Рост конкуренции на внутреннем и внешнем рынках, научно-техническая революция и общая экономическая нестабильность диктуют необходимость подготовки и переподготовки специалистов в новых областях.
Для серьезного вуза новая профессия выпускника – не просто строчка в дипломе. Прежде всего, это необходимость перестраивать учебный план в сторону вариативности и большей ориентации на практику, повышение квалификации преподавателей, внедрение экспериментальных методик обучения. Неготовность консервативной системы российского образования к новым задачам уже обсуждается руководством страны. Президент и правительство зимой 2014 года поручили Министерству труда составить список новых и перспективных профессий к сентябрю 2015 года. Позднее в работу включилось и Министерство образования и науки.
Как же обстоит дело сегодня? Недавнее анкетирование семи ведущих авиационных вузов фондом «Сколково» показало, что ни в одном из них не ведется подготовка полного набора компетенций, необходимых Объединенной авиастроительной корпорации. Из этого логично сделать вывод, что даже в традиционно сильных отраслях российской промышленности нарастает потребность в новых квалификациях молодых сотрудников. Еще острее ситуация, например, в IT-секторе: разработчики мобильных приложений, веб-дизайнеры, PR-менеджеры социальных сетей пока не получают необходимых знаний в рамках вузовских программ, им приходится переучиваться уже на рабочем месте. Яндекс и другие передовые компании уже на собеседовании дают задачи на сообразительность, призванные выявить у претендента на вакансию гибкость и готовность к переобучению.
Источник изображения: kent.edu
Статья красивая! Но опять одни слова :-) без упоминания хоть какой-нибудь многофакторной вычислительной модели :-) подтверждающей правильность описанных в статье стремлений (сиюминутных целей) вузов. У каждого из описанных стремлений (частных целей) есть минусы, у каждого ! Я готов их указать, для каждого ! :-) . Но есть вопрос: готов ли их услышать автор статьи? И главное, готов ли он опровергнуть эти минусы или хотя бы сказать что плюсы перевешивают минусы. Интересно, как он будет опровергать минусы, не имея вычислительной модели :-)
В качестве затравки задаю следующий вопрос автору: совпадают ли цели конкретных вузов указанных (хороших, заслуженных!) в статье с целями России (я имею в виду и государства и население :-) ? Может ли автор прямо ответить, для начала, на такой очевидный вопрос :-) ?
Серьезная проблема образования состоит в том, что, по большому счету, оно не нужно самим его потребителям: школьникам и студентам.
Школьники классу к пятому-шестому твердо понимают, что три им поставят в любом случае. Да и студенты догадываются, что оценки в дипломе на уровень зарплаты влияния не окажут. Нужен лишь диплом, желательно с приличными оценками, а вот что касается знаний так это дело десятое.
Особенно это касается ''платников''. В любом магазине, салоне, на базаре за свои деньги человек старается получить максимум, а вот в образовании этот принцип не работает!!! Вместо того, что бы за свои деньги '' вынести преподавателю мозг'' требуя от него максимального объема знаний студент требует ''не выносить мозг ему''. Именно поэтому и развелось дикое количество ВУЗов типа ''фабрика по легальной продаже дипломов'', а также спрос на непонятные специальности, подходящие под определение ''белый воротничок''.
Другая сторона образования: квалификация преподавателей. Лет десять-пятнадцать назад в сфере образования еще работали ''старики'' имеющие стаж работы на производстве (и знавшие технику, на производстве используемую) и способные подготовить себе смену из числа молодых аспирантов. Теперь большинство стариков, прошедших старую советскую школу либо на пенсии, либо в мире ином. Да и самые толковые из аспирантов быстро поняв, что на приличную зарплату рассчитывать не стоит, уходят ''на вольные хлеба''.
И еще:
Молодежь не понимает одной вещи: профессионализм - это не понятие, это процесс. Процесс сложный и непрерывный. Можно пояснить на простом примере:
• Выложил ролик на Youtube - хорошо.
• Миллион просмотров - неплохо (но в принципе и не сложно).
• Ролик заметили и перепостили на новостных порталах или показали на телевидении - уже показатель, как минимум, эксклюзивности или качества материала.
• Позвонили из крупного медиахолдинга предложили контракт - вот и показатель профессионализма
А теперь вопрос? Чем отличается ролик, снятый мобильником и выложенный для просмотра, от ролика выложенного на том же Youtube, за который Вам предложат контракт. Осознание этой истины и станет первым шагом к профессионализму.
P.S. За прошедший год уволил как не прошедших испытательный срок двух аспирантов за отсутствие стремления к активному восприятию новых знаний и опыта. А так же принял на работу студента-практиканта (4-й курс), с соответствующим уровнем образования, зато с ярко выраженным стремлением вникнуть в суть дела. Самое смешное - уговариваю пойти в аспирантуру, благо материала для диссертации можно набрать прямо на рабочем месте.
Не согласен: конкурс есть всегда, если вы учите чему-то путному и востребованному. Другон дело, что качество школьного образование упало ниже плинтуса, ухудшилась мотивация к знаниям, поэтому и выбор талантливой молодежи не велик.
''Круговорот талантов в вузе: как его организовать?''
Начну с названия статьи - оно не соответствует её содержанию....О каком круговороте ТАЛАНТОВ может идти речь, когда и поток-то способных и мотивированных к обучению сложно организовать?
О взаимодействии и взаимообогащении преподавателя с обучаемым -примеры ещё есть, но СИСТЕМА образования как раз настроена против этого- учебные материалы одобрены, отступление от рекомендованного - карается...
Выловленные во время обучения из общей массы особи, случается, даже успевают набрать нужные компетенции, что-то сотворить и даже написать диплом по ''живому'' материалу, создать перспективный макет, действующий образец или реально работающую систему, уходит - и уже готовый продукт некому передать - даже при наличии полного комплекта документации и защищённым дипломам предшественников!
Далее из статьи: ''ни в одном из них(ВУЗов) не ведется подготовка полного набора компетенций, необходимых в...'' А вот тут заступлюсь и за ВУЗы в нынешней реальности - а что, много ли потребителей ''готовых кадров'' способны чётко сформулировать, специалист с какими знаниями и навыками может ''хоть завтра'' приступить у них к работе? Для большинства - ответ очевиден.
Так что впору не о ''круговороте талантов'' беспокоиться, а о том, чтобы образовательную технологию полного цикла возродить - от детского дошкольного учреждения до ВУЗа, с работающими взаимосвязями, информативностью и ориентированностью!