«Перейти» на вебинар. Чему хорошему можно научиться в интернете?

Что такое вебинар на самом деле? Что преподают на вебинарах? Секреты личностного роста или нечто иное? Об индустрии онлайн-обучения рассказывает основатель Webinar.ru Александр Альперн.

Executive.ru: В народе «вебинар» – это онлайн-семинар. Но вряд ли его определение ограничивается только семинарами. Что же такое «вебинар»? Какие он имеет форматы?

Александр Альперн: Определение «вебинар» – скорее, из технической области. Это набор технических средств, которые позволяют в одном окне передавать видео, голос, презентации, видеоролики, документы, собирать обратную связь через чат. Слушателей можно подключить и по конференц-связи без доступа к интернету, то есть вебинар способен стереть границу между офлайн и онлайн коммуникацией и уравнять интерактивное и живое общение. Формат же зависит только от фантазии организатора. Для чего это используется? Есть несколько типов мероприятий, которые можно проводить через такую платформу. Это различные совещания, маркетинговые презентации и работа с клиентами и, естественно, обучение, как внутрикорпоративное, так и обучение внешних участников. Вебинар.ру можно сравнить с отелем, который предоставляет конференц-зал.

Executive.ru: Кто чаще всего пользуется сервисом вебинаров – малый бизнес, крупные компании, частные лица? Для каких целей они используют платформу?

А.А.: Чаще всего сервис используют крупные компании, перед которыми стоит задача постоянного обучения сотрудников или проведения презентаций. Вообще задачи, которые эти компании решают при помощи вебинаров, можно условно разделить на три сегмента. Во-первых, это образование – постоянное обучение сотрудников, проведение корпоративных тренингов. Во-вторых, маркетинг и продажи. Организации делают промо-вебинары, где рассказывают о своих продуктах и услугах, а также собирают мнения клиентов. В-третьих, совещания, планерки и прочая совместная работа.

Все-таки два основных сегмента – это образование и продажи. В первое время мы наблюдали значительный перекос в сторону корпоративного или платного обучения, вебинары больше использовались HR-специалистами для обучения сотрудников в компаниях. Пользователи этого сегмента оказались более продвинутыми в плане новых технологий. Сейчас картина изменилась, и вебинар как бизнес-инструмент используется и специалистами других сфер для решения нового круга задач: привлечения клиентов, продаж, повышения конверсии, узнаваемости или лояльности к бренду. Маркетологи стали быстро наверстывать упущенное, на данный момент этот сегмент даже немного больше образовательного. Приятно и то, что вебинары стали использовать образовательные учреждения. Дистанционное обучение в России сейчас активно развивается. При этом речь идет не только о коммерческих образовательных организациях, но и о вузах и школах.

Executive.ru: В каких отраслях вебинары пользуются большей популярностью?

А.А.: Самый большой процент – это тренинговые компании (11%), IT-компании (10%), консалтинговые (10%), оптовая и розничная торговля (9%), вузы (8,8%), фармацевтика и медицина (8,4%), промышленность (4%). Меньше: туризм, государственные органы и общественные организации, издательские дома и СМИ, компании, специализирующиеся на маркетинге, рекламе и PR. Клиенты Вебинар.ру – это несколько тысяч корпоративных заказчиков, среди которых «Сбербанк», Microsoft, «Яндекс», Правительство Москвы, Ростелеком, Высшая Школа Экономики и другие.

Executive.ru: Какой процент образовательных мероприятий в прямом смысле этого слова?

А.А.: Около 40% наших клиентов проводят образовательные мероприятия в формате вебинаров. В целом среди них можно выделить три направления: корпоративное обучение, курсы в образовательных учреждениях и разовые мероприятия и тренинги.

Executive.ru: Корпоративное обучение – все-таки самый крупный сегмент?

А.А.: По частоте использования вебинаров на первом месте, конечно, обучение сотрудников (32%), затем маркетинг (15%), следом платные вебинары (13%). Меньшая доля приходится на обучение школьников и студентов – около 6% вебинаров. В первую очередь, это стандартные программы и тренинги, например, для новых сотрудников или после введения новой системы или новых модулей, обращению с которыми нужно учиться. Это обучение, связанное непосредственно с бизнесом.

Есть и более интересные применения. Например, корпоративный университет Сбербанка. Организаторы приглашают интересных спикеров, возможно, даже иностранных тренеров. Опять же, формат вебинара исключает необходимость их перемещения. Это уже не стандартное обучение, связанное непосредственно с функционированием бизнеса, а интересные живые мастер-классы для развития персонала. Другой пример. Компании Mary Key требуется постоянно обучать новых сотрудников, которые работают по всей России. У нас есть данные, что к концу 2013 года в Mary Kay ежемесячно проводилось более 50 вебинаров.

Executive.ru: Какие мероприятия проводят с помощью Вебинар.ру образовательные организации? Кого больше – частных тренинговых компаний или вузов и школ?

А.А.: Учебные организации тоже можно разделить на несколько групп. Университеты – не самая многочисленная группа. Они применяют вебинары, во-первых, в программах дистанционного и заочного обучения, во-вторых, для сдачи экзаменов. Вторая группа – это частные учебные центры, которые учат своих студентов целому спектру вещей, в основном, технического характера – программированию, работе в различных программах. И третья группа – это индивидуальные тренеры, которые самостоятельно придумывают программу курса и собирают слушателей. Их успех зависит только от них самих.

Если говорить о равноценности очных и заочных программ, например, университетов, можно привести пример Российского Университета Дружбы Народов. Он разработал систему интегрированного дистанционного образования: очные и дистанционные студенты учатся вместе, пишут контрольные, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссиях. Сотрудники университета признают, что дистанционные программы в РУДН по качеству и вовлеченности аудитории абсолютно равноценны очным. Помимо РУДН, активно развивает дистанционное образование Московский Государственный Индустриальный Университет. В формате вебинаров проходят лекции для заочников согласно учебному плану, а также зачеты и экзамены. Другой пример: Нижегородский Государственный Инженерно-Экономический Институт, один из крупнейших вузов в Приволжье. С 2013 года в онлайн-формат перевели все лекционные занятия по программам магистратуры экономического факультета. Если говорить о школах, самый яркий пример на нашей практике – это московская гимназия №1576, которая стала одной из первых школ, где в процессе обучения активно применяются современные методики дистанционного обучения. Впервые занятия в формате вебинаров были проведены как эксперимент, во время карантина в ноябре 2008 года из-за массового заболевания гриппом. Дети не потратили время зря и усвоили программу в полном объеме. Сегодня вебинары успешно применяются и на постоянной основе. Уже несколько лет субботние занятия для 5 и 6 классов проходят в формате вебинаров. В 2012/2013 году к ним подключились 7-е классы. Итого проведено более 400 вебинаров за 2012/2013 учебный год.

Отдельная история – это школы иностранных языков. Например, компания English Study Onlinе в 2011 году первой предложила широкой аудитории курс дистанционного обучения иностранным языкам. Занятия проходят шесть дней в неделю, благодаря чему за два года школа выпустила 15 000 студентов – небывалое число для обычной школы иностранных языков.

Executive.ru: Что еще, кроме собственно платформы, может предложить Вебинар.ру организаторам?

А.А.: Человек, который не имеет представления о том, что такое вебинар, может рассчитывать на бесплатное обучение пользованию платформой. Такие занятия проводятся каждый день. Также мы предлагаем услуги модератора, который будет отвечать за техническую сторону вебинара, помогать участникам, отвечать на вопросы. У нас есть сервис онлайн-трансляций. Их проводит компания COMDI, с которой мы объединились в 2012 году. Например, компания проводит большую конференцию со множеством интересных спикеров и хочет, чтобы трансляция этой конференции шла в режиме реального времени прямо на ее сайте. Это тоже вопрос к нам. Отдельно при такой трансляции можно настроить функцию синхронного перевода, чат для участников и статистический отчет по ним. А благодаря функции «Картинка в картинке» в окне плеера можно демонстрировать изображение сразу с нескольких камер или комбинировать презентации выступающих с видеопотоком.

Еще существует такой формат, как открытые вебинары. Это наша собственная инициатива, мы приглашаем интересных спикеров, просим наших клиентов – или они предлагают нам – провести вебинар, связанный непосредственно с темой обучения, маркетинга и применением вебинаров в этом контексте. Узнать об этих мероприятиях можно через соцсети или нашу рассылку.

Executive.ru: Насколько такой сервис востребован? Сколько вебинаров проводится в среднем в день, в неделю, в месяц? Сколько людей может одновременно в них участвовать?

А.А.: Количество участников конкретного вебинара зависит от выбранного клиентом тарифного плана. Может быть 25. А может быть и более 500. Помимо этого, количество участников всегда определяется типом мероприятия. Если это платное обучение, люди мотивированы прийти на оплаченное занятие. То же самое в случае с корпоративным обучением, после которого часто необходимо сдать экзамен. Когда речь идет о продажах и маркетинге, все зависит от того, насколько информация вебинара интересна целевой аудитории и хорошо ли были проинформированы участники заранее.

Если говорить о статистике, в среднем мы проводим около 3 тысяч вебинаров в месяц. Число одновременных пользователей платформы может достигать 3,5 тысяч. Средняя продолжительность вебинара – 87 минут.

Executive.ru: Вебинар-академия – для кого она? Как возник такой проект? Сколько групп уже прошло обучение? Чему там можно научиться?

А.А.: Мы проводим бесплатное обучение по платформе, но в какой-то момент поняли, что было бы хорошо давать больше контента. Не просто обучать пользованию системой, а расширять знания по техникам создания презентаций для вебинаров, форматам, ораторскому мастерству. Это в наших же интересах. Мы решили создать единый продукт, пригласили экспертов. В 2012 году появилась Вебинар-академия. В среднем, в группе 30 человек сначала мы обучали одну группу в месяц, сейчас за месяц выпускаем две группы. Запись всегда полная, выпустили уже порядка 50 групп.

Сейчас эти две группы обучаются по разным программам: одна сфокусирована больше на маркетинг и продвижение, а вторая – именно на процесс обучения в формате вебинаров. Курс построен таким образом: как проводить вебинар, чем он отличается от обычной очной презентации, как наладить контакт с аудиторией, как преподнести материал с точки зрения времени. Структура изложения должна отличаться, так как в онлайн-формате меньше интерактива, чем при живом общении, невербальный контакт восполняется специальными инструментами. Например, вебинар позволяет делать более информативные презентации, можно позволить себе передать больше информации слушателю.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
мария заморщикова мария заморщикова Менеджер по обучению персонала, Якутск
я знаю http://www.sergey-gran.biz/?utm_medium=affiliate&utm_source=marymiss
Менеджер по маркетингу, Москва

Пару раз я находила на вебинарах я узнавала для себя определённые фишки и тонкости. Правда для этого пришлось прослушать 90% того, что я и так знаю, но это того стоило)

IT-консультант, Москва

Как и для любого другого инструмента - результат использования зависит в основном от того, кто и зачем его использует. В любом случае только вебинарами высокого качества образования ДЛЯ КАЖДОГО обучающегося, как мне кажется, не достигнуть, поскольку общения ''глаза в глаза'' никакой вебинар не заменит. Если считать обучение ремеслом, то можно ограничится и вебинарами, а если искусством, то без психологической составляющей не обойтись.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.