Наблюдения показывают, что основной причиной проблем по качеству во многих предприятиях является человеческий фактор – ошибка в выполнении стандартной работы, игнорирование выполнения одного или нескольких элементов работы или же общеустановленных правил. В производстве для сложных операций устанавливается устройство, которое не позволяет делать ошибку. Можно ли такое «устройство» применить в подготовке кадров? В этой статье я постараюсь внести на обсуждение «устройство защиты от ошибок» для внедрения в процесс подготовки персонала.
В то время как китайская промышленность бросает вызов всему миру своей конкурентоспособностью относительно цен, европейская промышленность утверждает, что конкурентоспособная себестоимость продукции больше не делается на дешевой рабочей силе, и рентабельность экономики признается при обязательном наличии исследовательских и опытно-конструкторских работ и компетентности персонала решать технологические задачи.
Это не пустая реклама, а факт, и различие кроется в качестве системы образования и подготовки персонала. Тут без сравнения не обойтись, и как раз здесь мне помогут мое знакомство с японской системой образования.
Когда я учился там на степень магистра в 2007-2009 годах, мои дети с июля 2008 года по ноябрь 2009 года ходили в публичный детский сад (койху-эн), начальную школу (ше-гакко) и неполную среднюю школу (чью-гакко). Есть еще частные детские сады и школы, и там образование устроено на основе интеллектуальных игр. Как мне объяснил профессор Ямада Технологического Университета Тойохаши, где я учился, такое образование называется методологическим, и оно должно перейти в скором будущем в публичные детские сады и школы.
Чему учат детей в публичных японских детских садах? Ранний этап подготовки персонала
Есть общеизвестный миф, что японцы преуспевают в науке и технологии благодаря тому, что употребляют морскую продукцию в большом количестве. Я бы сказал, что достижение японцев зависит от их системы образования и непрерывной цепочки подготовки персонала, которая начинается с детского сада.
Для размещения детей в детский сад, родители должны подать заявление в отдел образования местного муниципалитета за шесть месяцев раньше желаемого срока. Все дети должны ходить в детские сады по месту жительства. В исключительных случаях детей распределяют в детские сады по месту работы матери. В первый день ребенок должен придти в школу с полной маркировкой рюкзачка, верхней одежды, белья, обуви, посуды, фартука, карандашей и других принадлежностей. Маркировка наносится на одежду и другие вещи несмывающейся краской. Панамка красного цвета для детей младших групп и зеленого цвета для детей старших групп с прикрепленной светоотражающей полоской, которая сделает ребенка заметным в общем потоке дорожного движения даже в сумерках, обязывается.
С первых же дней ребенка, это обычно дети в возрасте от двух лет, начинают обучать как правильно и четко представляться перед взрослыми, к правильней укладке своей одежды и других вещей точно по расположенному месту.
Использование маркировки, правильная и точная укладка вещей на свои места и есть второй и третий элементы современной производственной культуры 5S.
Следующее обязательное требование воспитанникам – есть все, что дают. Если ребенок плохо ест, родители немедленно информируются об этом, и они, в свою очередь, должны обратиться к врачу. Ежемесячные меню для детских садов, также и школ, утверждаются службой здравоохранения отдела образования местного муниципалитета. В середине последней декады каждого месяца копии меню отправляются родителям в рюкзачке ребенка, вкладывая в книжку сообщений. Если ребенок не может принимать тот или иной продукт или пищу, родители сообщают об этом школу обратным письмом. В нужный день, родители передают свою пищу из дома взамен.
Программа воспитания довольно насыщенная. Атмосфера воспитания – ни один ребенок не должен отставать (NCLB – No child left behind) на всех этапах образования. Воспитанники младших групп к концу года должны суметь сыграть роль с продолжительностью до 20 минут.
Общая продолжительность времени выступления воспитанников старших групп увеличивается до двух часов, в трех-пяти ролях. Кроме этого, проводятся регулярные занятия по физической подготовке (веселые старты), выполнению действий при пожаре, наводнении, землетрясении. Результаты подготовки демонстрируются родителям, представителям отдела образования и муниципалитета раз в году: по чрезвычайным ситуациям – в июле, по физической подготовке – в сентябре, по художественным навыкам – в конце декабря.
В частности, мой старший сын начал ходить в детский сад с июля 2008 года, и он участвовал во всех этих мероприятиях. В художественном осмотре перед Новым годом, который называется «ойоги-кай» по-японски или «scene play» по-английски, он участвовал в трех ролях с общей продолжительностью около двух часов. Это я считаю очень серьезным достижением педагогов, осуществленное за 5,5 месяцев, если добавить сюда и результаты преодоления языковых барьеров.
Бережливый школьный график, или уменьшение безнадзорного времени детей работающих родителей
Учебный год начинается в японских школах с апреля месяца. В экипировку ребенка входит обязательная школьная униформа с указанием фамилии и имени школьника, наименования школы и класса. Панамка и бейсболка желтого цвета соответственно для девочек и мальчиков. В рюкзачке должны иметься термос для напитка и сигнальный свисток для чрезвычайных ситуаций. Униформы от школы к школе разные, и все без исключения должны иметь прикрепленные светоотражающие элементы. Это в сути является основным элементом безопасной жизнедеятельности для сейсмоопасного и густонаселенного места, который должен неукоснительно соблюдаться.
Первые три дня в школах являются ознакомительными, и детей отпускают домой в сопровождении своих матерей или бабушек/дедушек до 12 часов дня. С четвертого начинаются занятия по полному графику с 8:00 до 15:30. Учащиеся начальных школ в каждом квартале или на каждой улице собираются в определенном месте в 07:20-07:30 и оттуда следуют в школу в сопровождении старшеклассников, которые назначаются школьным советом. Учащимся начальных школ запрещается входить в магазины и рынки без сопровождения своих родителей или опекунов. Учащиеся неполных средних школ следуют в школу самостоятельно на своих велосипедах, при этом ношение каски обязательно. Велосипед оформляется на имя ребенка или, в крайнем случае, на имя одного из родителей или опекунов, и прослеживается единой базой данных. Полиция часто проводит рейды и проверяет техническое состояние велосипедов и документы на велосипед у владельцев.
К 07:50 все дети должны сидеть в своих классах. График учебного дня японских детей можно посмотреть в следующем графике и сравнить его с графиком школьников некоторых стран СНГ.
Таблица. Сравнительный график школьников Японии и некоторых стран СНГ.
№ | Событие | Япония | Некоторые страны СНГ |
1 | Время отправления в школу | 07:30 | 07:30* |
2 | Время начала работы матерей | 09:00 | 08:00** |
3 | Время завершения работы матерей | 16:00 | 17:00 |
4 | Обед, энергетическая ценность, ккал. | 1800 | Не стандартизован или не сообщается |
5 | Время возвращения детей из школы | 16:00 | 14:00** |
6 | Правила безопасности в дороге | Стандартизованы | Не стандартизованы |
7 | Время детей без надзора, или упущенное время школьников, час | 0 | 3-5 |
8 | Школьные дни в неделю | 5 | 6 |
9 | Школьные дни в году, в среднем, с учетом праздников | 220 | 185 |
10 | Каникулы, дни | 120 |
* отличается в зависимости от смены
** отличается в разных городах/регионах
Дети до 16 лет из публичных школ обычно не ходят в спортивные и художественные кружки после основных школьных занятий, потому что все это включено в школьную программу.
Детей по способности и интересу распределяют играть на разных музыкальных инструментах – это в основном духовые, струнные и ударные инструменты. В начальных школах (ше-гакко) имеется один спортивный зал и один бассейн. В неполных средних школах (чью-гакко) их имеются по два и в программу физической подготовки добавляются классы по дзюдо, каратэ, стрельбе из лука, фехтованию, теннису, волейболу, баскетболу и плаванию.
Занятия по математике ведутся интенсивно и сводятся к тому, что навыки по умножению двухзначных чисел на трехзначные числа и разделению трехзначных чисел на двухзначные доводиться до автоматизма без калькулятора, путем многократного повторения одних и тех же задач под разным контекстом. Есть такой пример – высота тетрадей ребенка по математике должна быть равна его росту по окончанию начальной школы, и выше на пядь по окончанию средней школы. И еще один интересный момент: до окончания младшей средней школы дети пишут карандашом.
Книги по чтению для учащихся начальных школ в основном содержат народные сказки, басни, и исторические рассказы. Их объем едва ли превышает полстраницы для начальных школ, и одной страницы для неполных средних школ, что делает их захватывающими и легкими для понимания.
Учащиеся неполных средних школ очень хорошо понимают смысл греческих легенд и басен Эзопа. Например, я узнал у японских студентов младшего курса в университете, что солнце в греческой легенде «Дедал и Икар» означает истину, крылья – знания, а воск – взаимосвязь этих знаний в обществе. (Такое трудно сказать относительно учебников по чтению, например, для узбекских школ – рассказы в основном с объемом больше двух страниц, не увлекательные и трудны для запоминания.)
Практические занятия по физике совмещаются с занятиями по природоведению и по труду. В пятом и шестом классах начальных школ для физики и природоведения используется один и тот же учебник. По этому учебнику также учат обращению с домашними растениями, с домашними животными, с окружающей дикой природой.
Занятия по физической подготовке, труду и музыке проводятся обычно после обеда, три раза в неделю. На занятиях по труду детей учат пользоваться иголкой, ниткой, разными домашними электрическими приборами, подготовке еды. К концу первого учебного года учащийся начальной школы, если физички не ограничен, должен уметь крепить пуговицу на свою одежду и рассортировать бытовой мусор, а концу шестого года – пользоваться всеми домашними электрическими приборами и готовить себе несложную горячую пищу. Тем не менее, на занятиях по труду школьники изучают ваяние фигур из глины и других подручных материалов. Художественные работы учащихся начальных школ, которые они изготавливают на занятиях по труду, выставляются на конкурс в сентябре каждого года. Каждый ребенок должен представить как минимум одну индивидуальную работы или участвовать в двух групповых работах для этого конкурса.
Учащиеся колледжей и специальных школ получают специальные образования, и эти знания обязательно подкрепляются преддипломной практикой либо в лаборатории соответствующего университета, либо в технопарке. Компании и организации в Японии имеют свою программу подготовки и переподготовки кадров и держат их в секрете даже от своих подопечных университетов. Карьера новобранцев, которые приходят после получения степени бакалавра или магистра, обычно начинается в отделе продаж.
Считаю необходимым обратить внимание также и на финансовую сторону. Самая высокая заработная плата в Японии приблизительно в шесть раз больше от минимальной зарплаты. А уровень зарплаты преподавателей – не ниже средней. Социальный статус преподавателей является другим важным фактором эффективности японской системы образования и стимулом их преданности к работе. В примере Японии лишних доказательств не требуется, что всесторонний и целостный подход к процессу образования и с ее внутренней (от детского сада до университета) и внешней (между учебным заведением и отраслью) взаимосвязью полностью может обеспечить экономический успех стране.
В завершение я хотел бы сказать, что способность персонала соблюдать элементарные правила основ производственной культуры будет эффективнее культивировать в их сознании с самых ранних лет. Для поддержания такого процесса народное хозяйство должно сообщать свои требования к личным и профессиональным качествам будущего персонала министерству образованию, а министерство образования должно разработать непрерывный процесс для выполнения этих требований, согласовать меру для их оценки, и периодически усовершенствовать этот цикл.
Более того, такое образование поможет избегать частых случаев элементарных правонарушений в виде несоблюдения ПДД, засорения окружающей среды, пренебрежения в использовании бытовых приборов, игнорирования установленных и общепринятых социальных, общественных и производственных правил и процессов в повседневной жизни. В глобальном плане такое образование поможет подготовить конкурентоспособный персонал для выполнения технологических задач разного уровня сложности, который не только заменит импорт услуг, но и обеспечит экспорт технологий.
Фото: deartravel.ru
Статья информативная, очень интересная. Но не согласен с трактовкой автора заголовка. почему автор применил слово ''персонал'' Я бы говорил о производственной культуре. которая нужна на любом уровне принятия решений.
''В глобальном плане такое образование поможет подготовить конкурентоспособный персонал для выполнения технологических задач разного уровня сложности, который не только заменит импорт услуг, но и обеспечит экспорт технологий.''
Очень ''в глобальном плане'' сделан вывод.
Информация о дошкольном и школьном образовании полезна ,но это
далеко не все элементы ''выполнения технологических задач разного уровня сложности''.
Цитата:
''европейская промышленность утверждает, что конкурентоспособная себестоимость продукции больше не делается на дешевой рабочей силе, и рентабельность экономики признается при обязательном наличии исследовательских и опытно-конструкторских работ и компетентности персонала решать технологические задачи.''
Вот хороший акцент :
'' при обязательном наличии исследовательских и опытно-конструкторских работ и компетентности персонала решать технологические задачи.''
Человек это не персонал и не элемент производственной культуры. Горе тем, кто воспитание и образование детей сводит к ''подготовке конкурентоспособного персонала''. Они сами себе готовят проблемы и на уровне отдельных личностей, и на уровне общества в целом. Не случайно Япония страна с самым высоким процентом самоубийств и сокращающимся стареющим населением. Ребенку нужно прежде всего счастливое детство в окружении любящих родителей, братьев и сестер. Если этого нет человек уже не сможет вырасти полноценным как личность, в т.ч. как гражданин своец страны и как работник. Школа не сможет заменить семью, хотя роль школы, конечно, тоже высока.
Статья интересная. Мне понравилось, что спортивные секции закреплены за школами и учащиеся прямо на уроках физкультуры могут заниматься различными видами спорта и единоборств. Всегда задавался вопросам почему в российских школах нет ничего подобного: уроки физкультуры проводятся достаточно формально, а спортивные секции не базируются в школах.
Что касается ''продвинутой'' нации, то после ''Фукусимы'' это является достаточно спорным тезисом. Для ликвидации аварии в Чернобыле потребовалось меньше двух лет. А тут уже 3 года прошло, а ''воз и ныне там''...Так или иначе, данная авария была вызовом ''продвинутой'' нации, но адекватного ответа на этот вызов не последовало. Такое впечатление, что радиацию и ее последствия решили просто не замечать.К тому же, если бы это касалось только их. Ведь в результате безопасность всего мира находится под угрозой.
[COLOR=red]'В России ВСЁ мешает!'-такой коммент редакции сопровождает паблик в Фейсбуке! Так что? Едем в Японию?! Нах... Такую Родину-уродину?! Вы когда свою либерастическую направленность смените?! Где креатив?![/COLOR]
Ст.19 ФЗ о гражданстве РФ-свободны господа!...
На мой взгляд очень содержательная статья, которая показывает, что у общества есть цель и практический план достижения этой цели. Естественно у медали две стороны, но ведь в конечном счете главное результат.
Статья, исходя из заголовка, должна быть посвящена вопросам воспитания. Но на самом деле, в ней речь идет об образовании. А это весьма разные области.
Воспитание посвящено формированию морали и нравственности + правилам поведения в обществе. Созданию внутреннего цензора, который отвечает на вопросы: я должен и мне нельзя
Образование посвящено знакомству с достижениями прогресса во всех областях (наука, культура, здоровье, спорт и т.д.).
Тут вопросы возникают: я ''это смогу, а это не смогу.
Тут лучше английский язык подходит. В воспитании - may. В образовании - can .