«Гаклажон под маэнесом», или Как учиться нестоличному менеджеру?

Каждому приходится принимать важные решения, связанные с выбором и поиском работы, осуществлением профессиональной деятельности, карьерным ростом и прочими прелестями, сопровождающими наемный труд.

Важными моментами являются и различные аспекты жизни коллектива:

  • межличностные отношения,
  • участие в различных корпоративных мероприятиях,
  • поведение человека в стрессовых ситуациях: внезапных проверках, массовых сокращениях, серьезных провалах в работе или, наоборот, – при головокружительном успехе.

С наступлением всех непредвиденных или долгожданных обстоятельств надо четко ориентироваться в ситуации, отстаивать занятые ранее позиции или использовать имеющиеся возможности с максимальной эффективностью.

Подобного рода проблемы существовали и раньше – сто, пятьдесят или двадцать лет назад. Однако они имели достаточно простое, доступное и эффективное решение. Начиная с совсем юного возраста, люди черпали информацию из художественных книг, фильмов, попадали на экскурсии на производственные предприятия, посещали дни открытых дверей учебных заведений. Затем все шло по накатанной колее, когда соискателя (призывника, абитуриента) подбирали профессиональные специалисты и вели под белы ручки по всем этапам трудовой деятельности, а на заключительном этапе передавали по цепочке дальше: с комсомольской путевкой или направлением по распределению. И даже если человек по каким-то причинам миновал эту поддержку на государственном уровне, все равно его путь был достаточно ясен, так как до него этой дорогой шли друзья, знакомые, родственники, герои «производственных боевиков» эпохи развитого социализма или люди «такой профессии – Родину защищать».

Все поменялось в считанные дни, вместе с приходом в Россию эпохи рыночных отношений. Многолетней культуры профессиональных менеджеров в нашей стране не было и, смею заметить, нет до сих пор. Только-только начало появляться трудоспособное второе поколение эпохи русского капитализма.

Поэтому, к сожалению, практических руководств, позволяющих в доступной и простой форме рассказать менеджерам об основных проблемах по самым элементарным вопросам, составляющим их основную деятельность, очень мало. Вернее сказать, их вообще нет. Есть либо кальки с западных изданий, которые повествуют о глобальных финансово-хозяйственных проблемах, либо теоретические изыскания разного рода специалистов, выдающих инструкции, «заточенные» под узкоспециализированные требования столичных компаний.

Поэтому, на мой взгляд, существует острая проблема подачи практического опыта, видения ситуации, способов и методов выживания в сложной, динамичной и агрессивной среде отечественного бизнеса, создания руководства, позволяющего неопытным людям избежать «детских ошибок» на пути своего становления профессионального менеджера. Ведь совсем не секрет (и мы часто сталкиваемся с этим в обыденной жизни), что совершенно разные люди совершают одни и те же поведенческие поступки, которые зачастую настолько же очевидны, насколько подчас глупы и предсказуемы. Поэтому именно практическое пособие позволит начинающему менеджеру успешно влиться в ряды компании, избежать сопутствующих неопытности ошибок.

Конечно же, такое пособие не сможет заменить детальных пошаговых инструкций к бизнес-процессам, оформлению технической или коммерческой документации, научные психологические выкладки и прочие рецепты на все случаи жизни по ключевым вопросам трудовой деятельности. Однако оно сможет помочь молодому и неопытному человеку не совершить роковую ошибку на начальном этапе своего становления.

Крамольная мысль данной статьи – к такому пособию даже не надо подпускать специалистов кадрового профиля. Почему? Потому что первое, что всплывает у меня в голове, когда я касаюсь этого вопроса «страшно далеки они от народа».

НR-специалисты вполне резонно осуществляют свою деятельность в соответствии с рекомендациями западных компаний, просто на том основании, что там бизнес существует сотни лет и существует успешно. Отсюда возникают требования к резюме, внешнему виду и манере держаться соискателя, ну и множеству нюансов подобного же толка.

Все эти меры замечательны, когда компания занимает роскошный особняк в центре Москвы, а количество соискателей на порядок превышает количество вакантных мест. Гораздо хуже, когда ситуация, сплошь и рядом встречающаяся в провинциальных городах, соответствует шутке КВН времен застоя: все веселые уже сидят, а все находчивые давно уехали. Кадровая обстановка в таких городах характеризуется, с одной стороны, нехваткой рабочих мест, с другой стороны, низкой квалификацией, а, подчас, и уровнем культуры значительной части сотрудников.

В этих условиях вообще наличие на собеседовании хоть какой-то письменной информации – уже достаточно значимое событие, даже если она ограничена минимальными сведениями. В большинстве же организаций такие данные получаются путем выдачи соискателю стандартной анкеты для заполнения. Да и то, если честно, в моей практике такая «продвинутость» встречалась только в компаниях, имеющих управляющую структуру в столичных городах.

Причем описанный выше процесс носит обоюдный характер. То есть, если соискатель получит для заполнения форму из большого количества позиций или ему выдвинут жесткие требования по предоставлению резюме, это будет воспринято как чудачество или излишние придирки.

Для иллюстрации вышесказанного могу привести фразу из резюме торгового представителя (надо сказать, одного из лучших сотрудников данного направления в компании): «с ____ по ____ работал торговым представителем по продаже маэнеса». Второй шедевр, легший в основу названия моей статьи – цитата из отчета другого торгового представителя: «…имел форму гаклажона». Если кто не понял – понимался овощ баклажан.

С таким «гаклажоном под маэнесом» приходилось сталкиваться мне в процессе работы в различных коммерческих организациях, связанных с закупкой, продажей и переработкой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в российской провинции (опыт, в основном, связан с Республикой Карелия и Смоленской областью).

Однако, несмотря на описанные мною сложности, в России уже сформировался круг лиц, переживших два экономических кризиса, прошедших путь от менеджера «без опыта работы» до руководителей компаний, накопивших серьезный опыт работы как внутри компаний, так и с внешними организациями – государственными, общественными, коммерческими, производственными, благотворительными, рекламными и так далее. Помимо опыта непосредственной самостоятельной работы на разных ступенях карьерной лестницы, у них набралось большое количество наблюдений, оценок, выводов, управленческих решений, влиявших на деятельность фирм.

К сожалению, среди большого количества людей, достигших высот в бизнесе, повидавших, знающих и умеющих, не так уж много открытых к общению. Ведь ни Абрамович, ни Дерипаска не стремятся рассказать широкому кругу лиц секреты своего успеха, поделиться знаниями, как исключительно своим талантом и трудолюбием заработать десятки миллиардов долларов.

Те же, кто хочет и умеет, зачастую знают ситуацию с одной стороны и никогда не имели дело с реально существующей производственной компанией и, как я уже отмечал, никогда не покидали пределов Садового кольца нашей славной столицы, поэтому все их труды ориентированы на жителей этого замечательного мегаполиса.

Поэтому, на мой взгляд, существует острая потребность в утолении информационного голода по профессиональному направлению «менеджер».

Наверное, проблема стоит более широко, чем я указываю. Вполне возможно (и даже, скорее всего), что работники, плохо излагающие свои мысли устно и на бумаге, существуют и в других профессиональных направлениях.

Актуально рассказать о своем опыте работы в российских компаниях с одной стороны, с другой стороны показать природу, восприятие, и, как следствие, реакцию руководителя на действия менеджера, подать некий «взгляд сверху».

Понимание такого «руководящего» взгляда позволит начинающему менеджеру успешно влиться в ряды компании, избежать свойственных молодости ошибок. К сожалению, приходится признать, что опыт – «сын ошибок трудных» часто приходит слишком поздно или достается болью и кровью, когда уже слишком поздно. В этом случае практическое пособие может пригодиться на начальном этапе, хотя, конечно, не сможет заменить множество умных и толстых книг, которые придется изучить в будущем, тому, кто захочет со временем превратиться из «офисного планктона» в настоящую «акулу бизнеса».

В таком пособии не место детальным пошаговым инструкциям к бизнес-процессам, оформлению технической или коммерческой документации, научным психологическим выкладкам и прочим рецептам на все случаи жизни по ключевым вопросам трудовой деятельности. Для всего этого есть огромное количество всякого рода учебных пособий, столь же полно и детально освещающих важнейшие детали профессионального бытия, сколь и далеких от практического применения в условиях реальной жизни.

Помимо сугубо рабочих моментов, важны разнообразные непроизводственные моменты, которые, тем не менее, существенно влияют на жизнь и деятельность трудовых коллективов. Ознакомившись с ними, неопытный сотрудник узнает:

  • как желательно вести себя в неформальной обстановке?
  • каким образом можно наладить контакт с коллегами и партнерами?
  • как не ударить в грязь лицом во время проведения корпоративного мероприятия?
  • и многое – многое другое, что именуется «корпоративная этика и культура».

Правда, как раз по этому направлению написано большое количество советов и инструкций. Однако они грешат одним недостатком – они столь противоречивы, что совершенно не дают однозначных ответов на возникающие вопросы. На мой взгляд, это идет от того, что западная корпоративная этика настолько не соответствует отечественному менталитету, что это неприемлемо ни для одного из звеньев – ни низового, ни руководящего, ни организующе-поучающего.

Вопрос дискуссионного характера также стоит достаточно остро и требует структурирования. В качестве иллюстрации приеду сцену из ситкома «Интерны». Американец, работающий в российской клинике, отговаривает пациента от попытки выброситься из окна. Этот поступок остается незамеченным в больнице. С горя неудавшийся герой напивается и утром срывает аплодисменты: «Ну, ты герой. 0,7, один, без закуски! Да еще и на работу утром пришел!».

Вывод: Множество вопросов, связанных с производственной и околопрофессиональной деятельностью менеджеров либо полностью не освещены в современных информационных источниках, либо освещаются без учета отечественных особенностей и реалий.

Назрела достаточно острая необходимость в информационном обеспечении менеджерского звена и других, вновь появившихся профессий, практического преподавания накопившегося уже двадцатилетнего опыта работы в условиях рыночной экономики. Особенно это актуально для российской провинции, в которой разрыв между западными технологиями и отечественным менталитетом гораздо больше, нежели в столичных городах и мегаполисах.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Отличный слог! В смысле - читается легко. А что, ''инструкции'' не будет? Настолько легко, что первые два раза просто пролетела от начала до конца и только на третий обнаружила, что некоторые абзацы вообще непонятно как между собой связаны. В названии слова ''как учиться'', в предисловии ''как учить'', а в статье
Вывод: Множество вопросов, связанных с производственной и околопрофессиональной деятельностью менеджеров либо полностью не освещены в современных информационных источниках, либо освещаются без учета отечественных особенностей и реалий.
Легко читать мой коммент? А понятно, что я сказать хотела?) А вот так мне вся статья воспринимается. :) А если серьезно, то при таком сочетании названия статьи и ее текста - больше похоже на вступление к результатам исследования. Поэтому вопрос к автору статьи: когда ждать продолжение в виде чего-то более конкретного?) Или я вообще ничего не поняла, что хотел сказать автор. :)
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

При всей своей ''критике'' - очень рада, что на ''Е-хе'' появляются статьи авторов и не из Москвы, не консультантов, а из производственного сектора экономики. Тем более, что это уже вторая статья автора. Остается надеяться, что он также будет участвовать в дискуссиях на ''Е-хе'' и повысит тем самым объем участия реальных руководителей.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Все эти меры замечательны, когда компания занимает роскошный особняк в центре Москвы, а количество соискателей на порядок превышает количество вакантных мест.....
Не так все радужно с хорошими соискателями даже для компании (почти) в центре Москвы, если эта компания не ''Газпром''. :-))
Менеджер по обучению персонала, Самара

Цитата
...существует острая проблема подачи практического опыта, видения ситуации, способов и методов выживания в сложной, динамичной и агрессивной среде отечественного бизнеса, создания руководства, позволяющего неопытным людям избежать «детских ошибок» на пути своего становления профессионального менеджера.
Ознакомившись с ними, неопытный сотрудник узнает:
• как желательно вести себя в неформальной обстановке?
• каким образом можно наладить контакт с коллегами и партнерами?
• как не ударить в грязь лицом во время проведения корпоративного мероприятия?
• и многое – многое другое, что именуется «корпоративная этика и культура».

Мне кажется, что наиболее подходящая форма изложения такого рода руководства-пособия, вернее жанр – это фельетон. Т.к. маловероятно, что знаменитости, достигшие бизнес высот (такие, как Абрамович и Дерипаска), готовы тратить свои «трудолюбие» и «талант» на жизнеописание пройденного тернистого бизнес -пути, остается только надеяться, что найдется менее знаменитый, но обладающий литературным талантом, и главное, чувством юмора, автор, который напишет роман-фельетон, с названием наподобие ''Приключения (или злоключения), постигшие меня на пути от менеджера «без опыта работы» до руководителя компании''. И эта книга наконец-то восполнит существующий пробел российской бизнес-литературы и, как следствие, бизнес-само/образования)))

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово

Обычно от топ-менеджера такого уровня ожидаешь статью о СМК, бережливом производстве, производственном планировании, инновационном менеджменте и т.д. Но данный автор уже во второй статье делится знаниями о том как важно не упасть ''лицом в салат'' на корпоративе. Мелковато как-то для директора по производству, мягко говоря...Про бесполезность книжек, написанных ''москвичами'' (в пределах Садового кольца), даже комментировать не хочется...Возможно, кто-то просто ''не умеет их готовить''...

Партнер, Москва
Виктор, наверно мне есть, что рассказать, т.к. когда мне было 32 года, я уволился с подводного флота имея не работающую жену и двух дочерей, а... и служебная 2-х комнатная квартира в п. Видяево в 50 км от Мурманска. В 45 лет, я вернулся на историческую Родину г. Москва, от куда был вывезен к месту службы отца г. Первомайск Николаевская обл. (60 т. чел, р-ный центр) когда мне отраду было 6 месяцев (1960 г.). Первомайск - Севастополь - п. Видяево - Мурманск - Москва, но это не совсем правда, т.к. в 2008 региональный проект, и вот только в марте 2013, я опять оказался дома и начинаю личный стартап (мне 53 года). Поэтому, мне нужно понять, а что ты хочешь:
Ведь ни Абрамович, ни Дерипаска не стремятся рассказать широкому кругу лиц секреты своего успеха, поделиться знаниями, как исключительно своим талантом и трудолюбием заработать десятки миллиардов долларов.
Заработать миллиарды???
Поэтому, на мой взгляд, существует острая потребность в утолении информационного голода по профессиональному направлению «менеджер».
Как только у тебя появился подчиненный - ты уже менеджер, профессии менеджер по моему мнению нет. Ты или способен работать с личным составом, или не способен. Конечно есть определенные штучки, которые надо знать, например у меня в выписке диплома инженера-электромеханика по системам управления ракетными комплексами подводных лодок есть такие дисциплины: -педагогика -психология личности -психология коллектива -философия -партполит-работа -этика -эстетика, ну и много всего, которое сейчас преподают в бизнес-школах под другими названиями, даже кейс стади были. На 5-м курсе было командно-штабное учение, как грохнуть авианесущую групировку америкосов, при этом в кооперации с береговыми, авиционными и надводными ракетными ударными группировками. Потом в отсеке подводной лодки, как длительное тим-билдинг - 60 суток без всплытия в бермудах в ответ на размещение першингов в Европе, и малюсенькие короткие ролевые игры до автоматизма - пожар в отсеке, взрыв водорода и т.д., и самое интересное, что часть из них были не учебные. Жизнь и желание БЫТЬ главный учебник, знания можно купить.
кто захочет со временем превратиться из «офисного планктона» в настоящую «акулу бизнеса».
Посмотри мой блог и задай себе вопрос: ОНО ТЕБЕ НАДО???
Вывод: Множество вопросов, связанных с производственной и околопрофессиональной деятельностью менеджеров либо полностью не освещены в современных информационных источниках, либо освещаются без учета отечественных особенностей и реалий.
Общение, наблюдение, прожить определенные ситуации.
С горя неудавшийся герой напивается и утром срывает аплодисменты: «Ну, ты герой. 0,7, один, без закуски! Да еще и на работу утром пришел!».
В Москве, в офисах внутри Садовой, все тоже самое.
Помимо сугубо рабочих моментов, важны разнообразные непроизводственные моменты, которые, тем не менее, существенно влияют на жизнь и деятельность трудовых коллективов. Ознакомившись с ними, неопытный сотрудник узнает: как желательно вести себя в неформальной обстановке? каким образом можно наладить контакт с коллегами и партнерами? как не ударить в грязь лицом во время проведения корпоративного мероприятия? и многое – многое другое, что именуется «корпоративная этика и культура».
Извини, очень часто этика и культура на окраинах выше, гаглажан под маэнесом - это исправимо. У Вас в Смоленске родилась, растет интересная сеть Шурупчик, две девушки ездили на занятия в Москву, общались с москвичами, Казахом, девушкой из Кирова - производственно-торговый региональный холдинг . Почему знаю, я в их группе проходил стажировку, как преподаватель (тьютор по курсу Стратегия Школы Бизнеса Открытого Университета Великобритания), а в январе иду на авторский курс Андрея Теслинова ''Директор по развитию'', который будет проходить в Питере. Что ты хочешь????
[COLOR=blue=blue]''Если Вы хотите быть счастиливым, то создайте причины счастья''[/COLOR] (К Ясному свету: Этапы пути (наставления по лам-риму), Геше Джампа Тинлэй)
У Мари Кей есть, хорошая реплика, она звучит примерно так: ''Мои успехи видны по шрамам на коленях''. Падать, вставать,опять падать, снова вставать ...- диалектика. Извини получилось старческое брюзжание, но те проблемы, которые ты озвучил, это не проблемы. Весь вопрос - чем ты готов жервовать ради Успеха, и что для тебя Успех.???!!!
Руководитель, Владивосток

Тема хорошая, но эти замашки MLM, MMM и прочих Гербалайфов - любую беду рукой разведу и научу вас как стать миллионером сразу после получения 3 копеек на мой счет...

. . . . Директор по развитию, Москва
Елена Казарина пишет: остается только надеяться, что найдется менее знаменитый, но обладающий литературным талантом, и главное, чувством юмора, автор, который напишет роман-фельетон, с названием наподобие ''Приключения (или злоключения), постигшие меня на пути от менеджера «без опыта работы» до руководителя компании''.
Серьезных книг не хватает, а дамские смешные бизнес-романы - на каждом углу...
Генеральный директор, Санкт-Петербург
Виталий Елиферов пишет: Не так все радужно с хорошими соискателями даже для компании (почти) в центре Москвы, если эта компания не ''Газпром''. :-))
Тем более, что газпром в Питер переезжает :)
Аналитик, США

Игорь Максимов пишет:
''...привести фразу одного из лучших сотрудников...''

Главное ,чтобы умел хорошо производить и продавать
''гаклажон под маэнесом''.
Захочет добраться до садового кольца -прочитает,
что надо.
Хуже, когда книжки не помогают ...подавай
инструкции на каждый шаг.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.