Георгий Белозеров, председатель общероссийской общественной организации «Российское управленческое сообщество участников Президентской программы подготовки управленческих кадров – РУС»:
Общественной деятельностью я занимаюсь с 2005 года. Сначала на региональном уровне, сейчас – на федеральном. Базируется она на взаимодействии с участниками президентской программы подготовки управленческих кадров. Программе уже 15 лет, и через нее прошло 72 тыс. управленцев. Наша задача – создать эффект плавильного котла, когда в зале или на каком-то мероприятии есть разнообразные люди: бизнесмены, депутаты, чиновники, олигархи, научные деятели, управленцы разного уровня, студенты, руководители детских садов, фрилансеры и т.д. Потому что, имея огромную базу контактов и понимая, кто какие проекты реализовывал, кто в каких участвовал и какие у человека есть интересы, - мы можем соединять этих людей. Кто-то для кого-то может быть ментором, инвестором или бизнес-ангелом, и так далее. Мы делаем отраслевые комитеты и объединяем людей в группы по профессиональным интересам, потому что так проще дотянуться до того, у кого есть нужная компетенция.
Дальше люди рождают интересные, общие идеи, обогащают друг друга какими-то представлениями и знаниями, находят повод для совместной деятельности. Мы стараемся достаточно мягким способом отслеживать, как дальше развиваются отношения этих людей. И, действительно, реализуется много совместных проектов: больших и маленьких.
Проекты: от простого к сложному
Первый проект родился, когда одна девушка, владелица санатория, подружилась с другой, владелицей лингвистического центра, и на Урале появились первые курсы для детей в каникулы, санаторно-курортное лечение, совмещенное с языками. Продукт весьма полезный, потому что для родителей часто встает вопрос, что ребенка надо и подлечиться куда-то отправить, и воздухом свежим подышать, и иностранный язык подтянуть. Это был самый простой продукт.
Сейчас продукты достаточно сложные рождаются, например, IT-кластер. Люди, задействованные и имеющие предприятия в сфере IT, смогли договориться о том, чтобы создать общую организацию, формирующую заказ, посыл для федерального университета, о том, какие кадры будут нужны организациям через четыре года. Все прекрасно понимают, что с кадрами у нас лучше не становится. И сколько бы мы ни говорили об инновациях, у нас с ними туго, потому что нет людей, которые ими способны заниматься. Поэтому надо уже сейчас заниматься подготовкой почвы для того, чтобы эти люди появились.
История с «Мерседесами»
Все мероприятия, которые мы делаем, платные. Они очень дешевые, потому что находятся на уровне себестоимости самого мероприятия, но никогда еще его не покрывали. Соответственно, мы предлагаем разделить все наши расходы, связанные с организацией, на всех. Если же человек работает на идею, тратит свое время, ресурсы, связи и средства, тогда мы понимаем, что он действительно вкладывается в идею, в проект, в движение, и мы тоже можем на него что-то тратить: ресурс сотрудников организации, потенциал организации, связанный со связями с общественностью… Это часто вызывает недопонимания.
И здесь я должен обратиться к одной истории.
Однажды мы решили провести встречу клуба на природе. Наняли микроавтобусы Mercedes, предложив всем оставить свои автомобили у офиса. Возник конфликт по поводу того, что «почему вы, такие нехорошие, наняли такие дорогие «Мерседесы», а не «Газели».
К слову, вместе со всей аудиторией с нами на это мероприятие поехали мэр одного из городов региона, несколько депутатов, несколько достаточно состоявшихся если не олигархов, то бизнесменов. Для меня было очевидно, и я это потом объяснял своим ругавшимся соратникам: «Ребята, вы понимаете, что один раз вы вместе с этой аудиторией прокатитесь в «Газели», потом они выйдут, отряхнутся, и больше вы их никогда не увидите. Соответственно, вы не подержите их за пуговицу и не решите своих вопросов, которые вам, как управленцам, нужны. Одному нужно что-то реализовать в муниципалитете. Другому необходимо продавить закон, выступить с какой-то законодательной инициативой. Третьему необходимо стать поставщиком какого-то крупного промышленного предприятия. Четвертый просто, наконец, может показать себя и устроиться, решить свое карьерное устремление. Если завтра эти люди больше не придут, тогда вы тоже не придете, потому что вам что здесь делать?»
Для чего объединяться в сообщество? Я сам по себе крутой!
В 2007 году нам задавали вопрос: «Для чего нам объединяться в сообщество? Я сам по себе крутой». Это говорил человек, перебрасывая барсетку из-под левой подмышки под правую. Никто не спорит, барсетка – признак крутости, и даже символ, но сегодня есть вещи, которые не измеряются прибылью. Есть необходимость посмотреть в будущее, какие кадры к вам придут, кто будет продолжать ваш бизнес, сможете ли вы его капитализировать и продать или не сможете, кто будет жить вокруг вас во дворе, и как вы по этому двору будете передвигаться в пенсионном возрасте, будете ли вы в безопасности!
В так называемые тучные годы, до кризиса 2008 года, я лично замечал, что сложно было говорить об этих материях. Мышление было «картриджным» – как картридж бегало слева направо, в одной плоскости. Человек понимает, что утром он встал, пошел в банк, осуществил платежи, пришел на работу посмотреть, кто как работает, раздал указания, съездил на склад посмотреть, что на складе, вечером собрал деньги, развез откаты, пошел в бар, встретился с друзьями, лег спать. Свободное время в промежутке. И так каждый день. И, в общем, все хорошо, потому что прибыль есть, реализовывались простые и понятные детские мечты, типа, яхту купить, мотоцикл, еще что-то. Это же можно реализовать за деньги, это не сложно. Но другие мечты – их просто не было.
Самое ценное – это не деньги, а завтра
Не знаю, как это связано с кризисом, но, как только он грянул, все сильно изменилось. Начали падать рынки, останавливаться предприятия. В общественную деятельность, именно в community, и также в наше community управленцев, потекло огромное количество людей с их энергией, интересами, которые стали снова искать. Кто-то искал какие-то темы, кто-то искал какие-то возможности для выстаивания в тяжелый период, и люди начали активно коммуницировать.
И самое ценное для них было тогда – это не деньги, а завтра. То самое завтра, которое купить, создать и измерить прибылью невозможно. Это было очень похоже на золотую лихорадку, когда люди с предпринимательским мышлением все время бегали, искали какие-то темы и вовлекали друг друга. Президентская программа, в том числе, возникла благодаря тому, что огромное количество непрофессиональных управленцев стали руководить организациями. И в какой-то момент, когда вся это масса гиперактивности хлынула взаимодействовать с зарубежными предприятиями, где управленцы есть из поколения в поколение, где есть внятные традиции и представления о том, как надо работать, взаимодействовать, как управлять организациями, стало понятно, что компетенции реально не хватает.
Нам категорически необходимы какие-то технологии, которые позволяют вовлекать людей и оценивать по заслугам их деятельность. Для этого мы рассматриваем коэффициенты трудового участия, пытаемся посчитать. В общественной деятельности люди не получают никакой заработной платы, они вообще получают очень эфемерный продукт. Если меня спрашивают, чем занимается РУС, то я могу сказать, что оно занимается производством возможностей и связей в промышленных масштабах. Я не знаю, как это оценить, и еще более сложно это оценивается людьми, которые с удовольствием этими возможностями пользуются, потому что цена-то не выражена. Если ты пришел в магазин и купил банку сгущенки, ты понимаешь, сколько она стоит. А если для тебя создали кусочек твоей карьерной траектории, эту метаморфозу твоего перехода из начальника отдела в каком-то институте на исполнительного директора в какой-то компании... сложные вещи, которые сложно оценить.
Будущее – это не кофейный осадок
Когда люди приходят и начинают рассказывать о том, какие мегапроекты ты должен сделать в 2012 году, 2013..., и какими мегапроектами должны заниматься твои дети, на вопрос: «За чей счет банкет?» говорят: «Ну, вы же общественная организация. Вы же знаете, где взять». Вот здесь я стал задумываться о том, как же мне создать такую систему, которая бы всем была понятна, что без их личного участия ничего не будет. Авансировать человека до его участия, конечно, можно, но он должен понимать, что он тоже рано или поздно должен делать что-то для сообщества. И это для меня стало очень большой проблемой. Я до сих пор пытаюсь искать ответы на эти вопросы.
Здесь я должен раскрыть очень важное для себя знание – технология Форсайта. По большому счету, будущее, которое можно нарисовать в Форсайте, мало чем отличается от будущего, которое можно нарисовать в чашке с кофе. Если неправильно делать Форсайт, если в нем участвуют не те люди, если это мало общего имеет с темой, тогда и результат будет как на кофейной гуще – 50/50, получится, не получится, будет, не будет. Поэтому очень важно, чтобы в Форсайте участвовала как можно более разношерстная публика, но явно имеющая необходимый опыт для той темы, которая заявлена на Форсайте. Чем шире эта аудитория, тем больше вероятность, что будущее, которое они нарисуют, действительно свершится. Это способ договориться о каком-то конкретном тематическом будущем. Это не повод для того, чтобы поймать друг друга на слове, но повод для того, чтобы продолжить эти отношения и дальше совместно создавать проекты, выстраивать личные стратегии, в общем, идти к какому-то эффективному «завтра».
Школа общественных объединений
Что мешает людям договариваться в обычной ситуации? Что создает конфликт вокруг «Газелей» и «Мерседесов»? Миллион причин. Во-первых, у нас нет культуры общественного взаимодействия. Именно поэтому в 2008 году мы создали школу общественных объединений. Ребята приезжают, чтобы хоть как-то насытиться представлениями об инструментах, возможностях, каких-то способах общественного взаимодействия. И тут совершенно необязательно, чтобы в сообществе у всех была единая задача. Главное, всем должно быть понятно, что, реализуя какую-то общую программу, каждый достигнет своего результата.
Мое личное наблюдение: чем дальше, тем больше способов индивидуализироваться, и это хорошо. Потому что бизнес для меня – это люди дела, люди самостоятельные, и коммунизм, потому что это community, потому что я, как бизнесмен, определенным образом взаимодействую с другими людьми дела, имея возможность реализовать себя намного больше.
* Публикуем выдержку из выступления Георгия Белозерова на семинаре в клубе «Экономика заслуг» – публичной интеллектуальной площадке Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher
Мнения участников Сообщества
Сергей Норкин Создано: 20.08.2012 20:53:47
«...завтра, которое нельзя безучастно купить...»
Это очень хорошая затея - бизнес на общественном объединении. Время, которое будет мной затрачено на форсайт, ресурс воли, интеллекта, мышления, чувств и прочего, окажется достоянием разных и в то же время соединяет мое будущее с будущим других.
Владимир Руденко Создано: 21.08.2012 10:37:18
Цитата: «Одному нужно что-то реализовать в муниципалитете. Другому необходимо продавить закон, выступить с какой-то законодательной инициативой. Третьему необходимо стать поставщиком какого-то крупного промышленного предприятия. Четвертый просто, наконец, может показать себя и устроиться, решить свое карьерное устремление»
А вот для решения этих и других задач как раз и нужно ездить не на Мерседесах, а на Газелях :) Потому что Мерседесу нужны партнеры по сборке и сбыту, а российские поставщики не нужны. Но они нужны ГАЗу, которому, чтобы не отстать от конкурентов, приходится применять зарубежные компоненты, а хотелось бы свои...
А предпочтение Мерседесов в стремлении к сиюминутному выигрышу, это еще один гвоздь в крышку российского машиностроения... Кого и для чего Вы тогда объединяете, на что настраиваете примерами с Мерседесами и Газелями? Езда в комфортном Мерседесе вряд ли способна стимулировать на умные законодательные инициативы, ведь из окна Мерседеса действительность выглядит куда привлекательнее, чем она есть...:) Увы, но этот пример достоин только сожаления, значительно снижая убедительность умных слов, которых, видимо, немало в этой статье. Вот так и достигается обратный эффект...
''...завтра, которое нельзя безучастно купить...''
Это очень хорошая затея - бизнес на общественном объединении. Время, которое будет мной затрачено на форсайт, ресурс воли, интеллекта, мышления, чувств и прочего окажется достоянием разных и в то же время соединяет мое будущее с будущим других.
''почему бизнесмены создают сообщества''?
Читать статью не буду. Потому что, ответ очевиден.
Бизнесмены действуют во внешней среде. А там, как известно, ''один в поле - не воин''.
Цитата: ''Одному нужно что-то реализовать в муниципалитете. Другому необходимо продавить закон, выступить с какой-то законодательной инициативой. Третьему необходимо стать поставщиком какого-то крупного промышленного предприятия. Четвертый просто, наконец, может показать себя и устроиться, решить свое карьерное устремление''
А вот для решения этих и других задач как раз и нужно ездить не на Мерседесах, а на Газелях :) Потому что, Мерседесу нужны партнеры по сборке и сбыту, а российские поставщики не нужны. Но они нужны ГАЗу, которому, чтобы не отстать от конкурентов, приходиться применять зарубежные компоненты, а хотелось бы свои...
А предпочтение Мерседесов в стремлении к сиюминутному выигрышу, это еще один гвоздь в крышку российского машиностроения... Кого и для чего Вы тогда объединяете, на что настраиваете примерами с Мерседесами и Газелями? Езда в комфортном Мерседесе вряд ли способна стимулировать на умные законодательные инициативы, ведь из окна Мерседеса действительность выглядит куда привлекательнее, чем она есть...:)
Увы, но этот пример достоин только сожаления, значительно снижая убедительность умных слов, которых, видимо, немало в этой статье. Вот так и достигается обратный эффект...
Статья скорее рекламная, нежели информационная. Вопросы риторические, ответы на них и так понятны.