Как управлять подчиненными через их эмоции

Марша Рейнолдс, экс-президент«Международной Федерации Коучей»

На сегодняшний день в системе управления многие лидерские стили не работают, но самостоятельно понять то, что будет идеально функционировать в нынешних условиях, и начать это использовать, является весьма трудной задачей для руководителей. Творчество и инновации крайне необходимы в бизнесе для создания весомого конкурентного преимущества. Они возникают только благодаря совместной работе руководства и подчиненных. Означает ли это, что организационная система должна из плоской превратиться в объемную, направленную на взаимодействие? Возможно, но следует помнить, что для осуществления радикальных перемен в управлении необходимо нечто большее, чем попытка реструктуризации лишь одними схемами и графиками. Изменения в самой природе лидерства требуют совершенствования в навыках контроля и управления эмоциями. Сейчас в бизнесе работает экономическая система, где людям платят за их заслуги и награждают за хорошие результаты, а также социальная система, где высокие умственные способности и опыт работы постоянно стоят на первом месте. При такой схеме работы лидер устанавливает эмоциональный тон, и каждый аспект присутствия оного имеет социальное значение. Ведь даже если случается так, что сотрудники чувствуют себя неуверенными в себе, непризнанными и не оправдавшими надежд, даже смирившись с этим, они не способны самостоятельно, без жалоб и недовольств, приложить максимум усилий для преодоления трудностей. Им нужна поддержка.

Лидеры, которые знают, когда и как правильно подойти, успокоить, проявить заботу и внимание, поощрить, подбодрить и воодушевить, как каждого индивидуально, так и группу лиц, команду или коллектив, - способны принести рост прибыли компании (если, конечно, продукт, который они производят, востребован на рынке). Кроме того, они получают продолжительное конкурентное преимущество, если фокусируют заинтересованность сотрудников в творческом подходе и инновациях.
Безусловно, лидеры должны понимать, какое влияние они оказывают на других, чтобы иметь возможность лучше выбирать слова, поступки и эмоции в той или иной ситуации. Они также должны знать и уметь вовремя прочувствовать ситуацию, а также брать под контроль свои эмоции в нужный момент. Это та компетенция, которая намного глубже и которая требует большей стойкости, чем базовые навыки эмоционального интеллекта.

Лидеры, которые могут формировать и активировать эмоции других людей, сначала устанавливают глубокую эмоциональную связь.

Межличностная связь

Если бы вы могли связать рост неэффективности подчиненного с недостаточной способностью решить проблему, не захотели бы вы переломить ситуацию в положительную сторону? Сомневаюсь, что кто-то ответит на этот вопрос отрицательно.

Ведь наука доказала, что такие негативные эмоции, как гнев, страх, отчаяние, разочарование и постоянное ощущение давления сверху,- искажают способность принимать обоснованные решения и снижают предрасположенность к творческой деятельности у персонала.1 И наоборот, когда сотрудники чувствуют стабильность и спокойствие, включены в поток деятельности и проявляют рвение,- они тратят меньше времени и энергии, остаются сосредоточенными и не переутомляются, а продуктивность их деятельности растет.

Поэтому лидеры должны в первую очередь справляться со своими собственными чувствами: усмирить свои эмоциональные порывы и избавиться от напряжения. Все это они с легкостью смогут сделать, если обладают основными навыками эмоционального интеллекта. Только после этого можно устанавливать межличностную связь. Это позволит им четко понимать, что вызывает стресс, напряжение на рабочем месте.

Итак, рассмотрим пять основных этапов по построению работы, учитывая навыки эмоционального интеллекта коллектива:

1. Определить источник негативных эмоций и обратить пристальное внимание на то, есть ли вина руководства (если да, то в чем конкретно).

2. Убедиться в том, что все в коллективе понимают и знают об источниках негативных эмоций.

3. Устроить коллективное обсуждение на тему того, какими путями возможно поменять ситуацию, обратить эмоции в положительные.

4. Сделать конкретный план, как вы будете это делать, обозначить роль каждого сотрудника в процессе.

5. Намеренно постараться изменить личностные эмоции подчиненных на чувства гордости, оптимизма, воодушевления, юмора, - именно это поможет изменить обстановку в целом.

Как сделать так, чтобы преуспеть в указанном выше процессе? Прежде всего, лидеры должны поставить себя на место сотрудников и понять, что каждый из них чувствует. Только так можно установить межличностную связь с подчиненным. Это не значит, что руководитель должен погрязнуть в негативе. Наоборот, он сможет получить представление о реальной ситуации, о том, как себя чувствуют его подчиненные. В этом и состоит природа эмпатии, благодаря которой чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания. После этого, чтобы изменить этот эмоциональный фон, руководитель должен проявить яркие положительные эмоции: воодушевление, энтузиазм, желание активной деятельности.

Подводя итог, мы можем выделить главное «золотое» правило для хорошего руководителя – вначале лидеры должны проникнуть в эмоциональное состояние своих подчиненных и только потом изменять его к лучшему.

Нельзя забывать о том, что эмоции определяют темп и результативность работы. Ни один стратегический план не будет реализован в реальной жизни без учета эмоциональной составляющей.

Если представить организацию, как живой организм, то негативные эмоции подобны вирусам – очень быстро распространяются и подрывают результативность. Иммунная система страдает. Но если с негативными эмоциями работать (определить их источник, обсудить в коллективе и сознательно поставить курс на изменение к лучшему), то они превратятся со временем в положительные. Так лидеры могут повлиять на развитие компании, сохранить ее внутреннее взаимодействие энергичным и живым.

Если мы говорим о личном лидерстве, которое идет извне, то способность создавать межличностную связь с подчиненными может стать вашей отличительной чертой и конкурентным преимуществом.

__________________________________________

1 - По данным исследования The Heart Math Research Center at the Institute of Heart Math in Boulder Creek, California.

За предоставленный материал благодарим «Международную Академию Коучинга»


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Уфа

Действительно, часто так бывает - сотрудники обращаются за поддержкой. А получают в ответ отрицание, осуждение и указание. А надо бы - понимание и поддержку.

Менеджер, Барнаул

Эмоции -движут нами и дома и на работе:)
положительные ведут нас к успеху, отрицательные к ошибкам и промахам:(
задача руководителя - поддерживать в сотрудниках боевой дух и вдохновлять их на новые победы. не словами осуждения и критики-а поддержки, говорить им об их значимости и могуществе (Вы это сможете! это никто не сделает лучше тебя!) и тогда сотрудник будет в пух и прах разбиваться, но все сделает что от него зависит!
Могу сказать, что мне ОЧЕНЬ повезло с директором-он именно такой человек, всегда помогает нам, находит нужные слова поддержки и в сложных ситуациях всегда с нами. такое отношение директора -большая редкость!Мы этим дорожим и со своей стороны реально готовы все сделать для фирмы!
Человеческое понимание и отношение директора к сотрудникам-залог успеха всего дела!
Еще один великий сказал - ''Настоящее величие великого человека в том, как он обращается с людьми маленькими по должности''.
Позитивынй директор - поддерживает позитив в людях, что ведет их вместе к успеху!

Инженер-конструктор, Екатеринбург
был бы человек хороший :D
Позитивный директор - поддерживает позитив в людях, что ведет их вместе к успеху!
как минимум улыбнуло :o ;) а об чём Марша Рейнолдс - как минимум непонятно, как оптимум, ''гоните бабки взад'' :-!
Директор по рекламе, Москва

ахаха если бы еще вспомнила, что такое эмоции

''В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В связи с этим эмоции, в отличие от чувств, не могут быть амбивалентными: как только отношение к чему-то становится одновременно и плохим и хорошим, это что-то можно назвать объектом, а эмоциональные процессы по отношению к нему — чувствами.''

природа эмоций - подготовка организма к реакции на события т.е. эмоциональная реакция связана с выживанием в среде и часто не осознается, о чем же Маша?
о зомби-психоанализе в коллективе радостных зомби-менеджеров???

Менеджер, Барнаул

Дмитрию Федорову:
ваши определения прочитала,
все имеет причину. Ваше негативное отношение к работе-рождает чувство-критика начальника- рождает неуверенность страх-работоспособность падает-всем плохо.
Причем тут радостные зомби если честно не поняла. Все эмоции имеют причины - вам хорошо и вы радуетесь , с удовольствием идете на работу и делаете свое дело.Поругались с женой утром -и весь день наперекосяк-это что нет причины вашему состоянию скажете?
Эмоции и чувства как их не назови-это отражение реальности в нашем сознании, т.е. реакция наша на все события.Извиняюсь, не хватает образования говорить научными терминами, но всего лишь хотела сказать о том,что- человеческое отношение людей в коллективе и особенно руководителя Очень важно.Проблемы есть всегда и у всех, другой вопрос как мы их решаем (с кислой миной на лице, или сообща на позитивной нотке все вместе). Есть конечно коолективы где все плохо- а все делают вид что любят друг друга и хорошо все-вот это можно назвать зомбированным повидением. В таких коллективах - все от того. что все недовольны друг другом. начальством, своей работой и прежде всего самими собой. И опять-все зависит от начальника, многое по крайней мере.
Человеческие доверительные отношения всего дороже.

Генеральный директор, Новосибирск
Татьяна Тютерева пишет: Дмитрию Федорову: ваши определения прочитала
Татьяна, дело в том, что это определения не Дмитрия. Копи-паст из вики ... ;) Дмитрию: не совсем понятно, что Вы хотели сказать Вашим сообщением ... :(
Директор по аудиту, Армавир

Коллективное обсуждение - ключ наверное ко всему. Ьез каких-то недомолквок, недосказанностей и прочих неудобных моментов. Все всё друг другу скажут и общая картина станет яснее

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.

Названы самые дефицитные IT-специалисты

Эксперты провели опрос работодателей и выяснили тенденции в найме IT-специалистов.

Россияне назвали самые перспективные отрасли для трудоустройства

Большинство соискателей предпочитают работать в крупном частном бизнесе.