Кто и как делает карьеру с российским MBA?

Иван Иванович хочет сменить сферу деятельности, расти в карьере и хорошо зарабатывать. Он даже подумывает о том, не открыть ли ему собственный бизнес. Идея кажется притягательной, но практически неосуществимой. Или нет? Кажется, он что-то слышал о том, что может помочь зарубежный MBA. Но для этого надо ехать в другую страну, совершенствовать язык, копить деньги и оставлять семью и работу на год, а то и на два… как бы так совсем не остаться ни с чем. Может, есть вариант «поближе к дому»?

В опросе Executive.ru, проведенном в ноябре 2013 года, на тему «Зачем нужен российский диплом МВА», ответы большинства участников Сообщества показали уверенность респондентов в том, что российское бизнес-образование направлено исключительно на профессиональный рост. Варианты «карьерный рост», «смена сферы деятельности» и «увеличения зарплаты» оказались на неприлично низких позициях. Видимо, из-за такого пессимистичного настроя, вторым по популярности оказался ответ, что российский MBA не нужен вовсе.

программа mba

В мини-опросе к статье «Как меняется отношение HR-ов к выпускникам MBA» приняло участие более 150 человек

Почему у российского менеджмента складывается такое суждение? Сергей Быков в комментарии на странице Executive.ru в Facebook к упомянутой выше статье отметил следующую причину: «Проблема российского бизнес-образования в том, что нет запроса от бизнеса на выпускников бизнес-школ. На Западе топовые школы рейтингуются по таким показателям, как уровень зарплаты выпускников и процент трудоустройства после трех месяцев окончания программы. Со временем и у нас все выстроится в более-менее стройную систему. В штатах это заняло чуть ли не сотню лет, раньше в Гарвард брали чуть ли не с улицы. У меня есть MBA, я не жалею, и вполне успешен в том, что делаю. Как, впрочем, и до MBA мне было грех жаловаться. Если ко мне приходит человек с любым дополнительным образованием – это плюс. Для меня это сигнал, что человек стремится к саморазвитию. Остальное, конечно, зависит от человека, его достижений и его опыта».

Кто делает карьеру, открывает свой бизнес, получает повышение зарплаты после получения диплома MBA и Executive MBA (EMBA) в России? Существуют ли эти люди? Сколько их? Редакция обратилась к выпускникам и представителям бизнес-школ. Оказалось, что сделать карьеру с российским бизнес-образованием вполне реально.

Российские бизнес-школы о карьере своих выпускников

В Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (ИМИСП), согласно проведенному опросу выпускников в 2011 году, ROI MВА происходит в течение трех лет с момента начала обучения (с учетом инфляции и роста зарплат по экономике). Что касается резких перемен в карьере, то они происходят примерно в 30% случаев.

Согласно заявленным данным на сайте Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Президенте РФ, у 71% выпускников изменилось служебное положение за время обучения на программе MBA, при этом у большинства из них изменение служебного положения сопровождалось карьерным ростом. Выпускники ежегодно оказываются в рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров» (совместный проект Ассоциации менеджеров России и ИД «Коммерсантъ», выпускается с 2001 года). В 2012 году в этот список попало 26, а в 2013 – 33 выпускника бизнес-школы.

Высшая школа менеджмента СПбГУ пристально следит за карьерными и зарплатными изменениями всех своих выпускников. Как менялись должности и зарплаты выпускников после обучения на программах MBA и EMBA в ВШМ СПбГУ (имена выпускников и названия компаний скрыты исходя из политики конфиденциальности бизнес-школы), можно увидеть в таблице.

Изменения в карьере выпускников MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ

Программа, год окончания

Позиция до/ позиция после обучения

Увеличение доходов

1.

ЕМВА, 2009

Department Head

Увеличение на 100%

Vice-President

2.

МВА 11, 2007

Head of legal department

Увеличение на 60%

Chairman of the Board

3.

EMBA-2011

Chief engineer

Увеличение на 40%

General manager

4.

EMBA-2012

Director

Увеличение на 20%

Director

5.

DDMBA-2011

Head of department on media cooperation and trade marketing

Увеличение в 2,5 раза

Marketing and branding director

6.

DDMBA, 2010

Head Finance and Administration

Увеличение на 20%

General Director

7.

EMBA, 2010

Commercial Director

Увеличение на 15%

Vice General Manager, commercial director

8.

DDMBA, 2012

Chief accountant

Увеличение на 60%

Chief accountant

9.

EMBA, 2009

Head of development department

Увеличение в два раза

General manager, owner

10.

EMBA, 2009

Head of department on stock trade

Увеличение на 30-40%

Head of administration office

11.

DDMBA, 2010

General Manager

Увеличение на 20%

General Manager

12.

DDMBA, 2010

Head of Representative office

Увеличение на 10%

CEO

13.

EMBA, 2010

Chairman of the Board

Увеличение на 15%

Chairman of the Board

14.

DDMBA, 2010

General manager

Увеличение на 15%

General Manager

15.

MBA, 2009

Financial director

Увеличение на 50%

Executive director

16.

DDMBA, 2010

General director

Общий рост доходов на 30-40% за счет собственных инвестиций в бизнес

General director + owner

17.

DDMBA, 2010

Projects Director

Увеличение в два раза

Head of Sales Department

18.

EMBA, 2009

General director

Увеличение на 30%

Chairman

19.

DDMBA, 2011

Financial director

Увеличение на 30%

General director

DDMBA – Double Degree Executive MBA (Программа по модели двойного диплома Высшей школы менеджмента СПбГУ и HEC Paris)

Нужно ли оканчивать бизнес-школу для того, чтобы открыть свой бизнес? Определенное количество успешных предпринимателей на российский рынок поставляет Московская школа управления «Сколково». «Партнеры-учредители школы изначально делали упор на развитие предпринимателей, - говорит Екатерина Иноземцева, директор по взаимодействию с выпускниками бизнес-школы «Сколково». - Вся образовательная система выстроена так, чтобы дать максимум практических знаний и передать опыт как российских, так и иностранных предпринимателей. Среди выпускников наших программ – немало проектов, как уже ставших знаменитыми и привлекших миллионных инвестиции, так и только встающих на ноги и набирающих обороты. Это пример того, как среда бизнес-школы способствует появлению новых проектов. Для сравнения: в Стэнфорде лишь 8% выпускников открывают собственное дело, после окончания обучения в «Сколково» свой проект начинают более половины выпускников уже в первый год после выпуска. Так, например, в одной из групп ЕМВА на 41 студента пришлось 43 бизнес-проекта. При этом в последние годы мы видим большой спрос как со стороны студентов, так и со стороны крупных корпораций на управленцев, обладающих предпринимательской жилкой. Это так называемые «интрапренеры»: агенты изменений внутри компании, которые могут и желают менять привычные процессы, внедрять новые изменения. Причина подобного тренда понятна: все больше корпораций приходят к пониманию неизбежности серьезных изменений, связанных с новыми технологиями, экономической ситуацией и возрастающей конкуренцией. Менеджеры, способные эти изменения генерировать, являются по духу корпоративными предпринимателями, и здесь мы уже говорим о принципиально новом подходе к сути бизнес-образования: не учить, но изменять мировоззрение». В числе успешных MBA и EMBA выпускников «Сколково» Иноземцева назвала Елену Шифрину – основателя проекта BioFoodLab, Евгения Ларионова – основателя проекта Coffee and the City, Ирину Линник и Дмитрия Юрченко – основателей проекта «Кнопка жизни», Антона Сарайкина и Сергея Мэна – основателей проекта Innovative Trips.

Международный институт менеджмента ЛИНК на базе своей школы предоставляет возможность российским менеджерам учиться у зарубежных преподавателей Школы бизнеса Открытого университета (OUBS). Какие карьерные перевороты происходят у их выпускников? Обратимся к результатам опроса выпускников за 2013 год.

программа mba

Кликните на картинку, чтобы увеличить ее размер

В опросе принимали участие 68 российских студентов МВА Школы бизнеса Открытого университета (на базе ЛИНК) второго и третьего года обучения, 2013 год

Выпускники российских MBA программ о своей карьере

Выпускники MBA о своей карьереДенис Волков, выпускник 2006 года по программе МВА Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, специализация: «Стратегический менеджмент и предпринимательство»: До MBA я работал в представительстве корпорации Oracle в России и странах СНГ операционным/исполнительным директором департамента консалтинга Oracle CIS. Причиной моего решения пойти на МВА было стремление совершенствовать свой уровень знаний в области корпоративного менеджмента и бизнес-администрирования, а также структурировать собственный практический опыт в области управления, накопленный мною за время работы в крупных западных компаниях (около 10 лет к моменту поступления в бизнес-школу). Выбор российской бизнес-школы был продиктован желанием совмещать учебу и практическую деятельность в избранной сфере (операционный менеджмент в IT-консалтинге), продолжая работать в реальном бизнесе и применяя (и проверяя!) на практике получаемые на программе МВА знания, содействуя развитию и повышению эффективности бизнеса в компании. Получение МВА и сама учеба в одной из ведущих российских бизнес-школ позволили реализовать себя в тех областях профессиональной деятельности, которые меня по-настоящему вдохновляют. В настоящее время я совмещаю консультационную деятельность по вопросам управления (общий и стратегический менеджмент) и повышения эффективности и развития бизнеса в рамках собственной консалтинговой и тренинговой практики с научными исследованиями в избранной предметной области «управление знаниями» (которую я «открыл» для себя, кстати, именно в период обучения в бизнес-школе). Также я преподаю по данной тематике цикл дисциплин «управление знаниями в организациях», работая на должности доцента кафедры «Управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте» Института компьютерных технологий МЭСИ (также по совместительству выполняю обязанности заместителя руководителя программ магистерской подготовки и МВА по направлению «IT-консалтинг»). Можно сказать, что обучение в российской школе бизнеса и получение степени МВА в прямом смысле слова изменило мою жизнь!

Выпускники MBA о своей карьереДмитрий Волошин, выпускник Высшей школы бизнеса ГУУ: До MBA я работал руководителем IT-службы в Институте системных исследований РАН. Когда грянул кризис 2008 года, я посчитал, что это лучшее время для обучения. Выбрал российскую бизнес-школу потому, что для обучения в зарубежной необходимо было прекратить работать, а я не мог себе этого позволить и не хотел. После завершения MBA я в течение одного месяца сменил работу, перейдя на позицию исполнительного директора IT-компании. Мне было интересно попробовать применить полученные знания в бизнесе, занимаясь не столько IT-производством, сколько продажами и маркетингом. Могу сказать, что у меня получилось, хотя было совсем не просто. Сейчас я работаю в Mail.Ru Group на позиции директора департамента исследований и образования. Безусловно, мои ожидания оправдались. Я ожидал получить стимул в карьерном развитии – и я его получил.

Выпускники MBA о своей карьереАнна Медведева, выпускница Школы бизнеса Открытого университета на базе МИМ ЛИНК: На момент поступления за моими плечами была работа в малом бизнесе. Я занималась маркетингом и управлением продажами, развивала стартапы. Было ощущение недостатка знаний о многих аспектах управления и, особенно, о том, как малый бизнес превратить в большой. Еще со студенческих лет я много общалась с американцами, и мне казалось, что МВА – это «путевка в жизнь» (а точнее, в бизнес, большой и настоящий). Но уезжать на учебу из России у меня не было ни готовности, ни возможности. В 2005 году я случайно узнала о возможности получить МВА дистанционно, без отрыва от работы и дома. Так я попала в ЛИНК, где предлагались две программы МВА – МВА OUBS и русскоязычная МВА Стратегия (также на базе OUBS, но с российским дипломом). Хорошее знание английского языка позволило выбрать «оригинал» и успешно осилить четыре года обучения. Удовлетворение от учебы, несмотря на нагрузку, было колоссальным. В результате, уже после первого года обучения, появилась возможность организации собственного стартапа ikra.ru (на средства инвестора). Это был неожиданный поворот в карьере, но учеба действительно вселила уверенность в собственные силы и компетенции.

Выпускники MBA о своей карьереСергей Козлов, выпускник Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета: До обучения в бизнес-школе я работал в Банке Сосьете Женераль Восток заместителем генерального директора филиала в Екатеринбурге. Когда я задумался о бизнес-образовании, у меня не было желания платить даже небольшие деньги за то, что можно прочитать в учебниках. Я был готов на серьезную инвестицию в качественный продукт, и не был готов финансировать образовательные «стартапы», так как искренне убежден, что бизнес-школу мирового уровня за один-два года не построишь. В образовании нужна традиция, преемственность и ШКОЛА. Поэтому, когда весной 2008 года в Екатеринбурге услышал презентацию декана ВШМ СПбГУ Валерия Катькало о программе Dual Degree Executive MBA, то сразу заинтересовался, поскольку она полностью подходила под мои критерии: международная программа, которая сделана совместно с европейской бизнес-школой HEC Paris; программа модульная, т.е. позволяет совмещать работу с учебой. Кроме профессионального развития и новых деловых контактов, в сухом остатке прямым результатом программы считаю переезд в 2010 из Екатеринбурга в Москву, а в 2012 году – в Киев на позицию члена правления, директора по розничному бизнесу Банка «Надра», сеть которого насчитывает около 500 отделений по всей Украине.

Kalinin.jpgРоман Калинин, выпускник Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП): До МВА я был директором по маркетингу ГК «Май» (салоны красоты, учебный центр, дистрибьюция косметики). Решил получить бизнес-образование потому, что нужен был качественный прорыв – в первую очередь, в понимании бизнес- процессов (было нужно иное видение). В итоге я сменил работу, причем еще в процессе обучения. Сейчас я нахожусь на пике своей профессиональной карьеры маркетолога – возглавляю компанию «ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ». Наша ключевая услуга – маркетинговый и управленческий консалтинг. Когда готовлюсь к выступлению, до сих пор вспоминаю лекции преподавателей ИМИСП.

Выпускники MBA о своей карьереЗоя Хайло, выпускница программы EMBA Московской международной школы бизнеса «Мирбис»: Решение об обучении я приняла, будучи Партнером в аудиторской практике BDO в России. Обучение мне потребовалось, прежде всего, для систематизации знаний. Выбор российской школы был продиктован семейными обстоятельствами и тем, что рынок в России в 2009 году был нестабильным, и выпадать из тренда на два года было для меня критичным. К тому же, как показал обзор программ и преподавательского состава российских школ, национальная система ЕМВА была на хорошем профессиональном уровне и заточена под наш рынок. Зачастую, в процессе обсуждения бизнес-кейсов, у нас зарождались новые идеи, которые мы с одногруппниками продолжали обсуждать и за стенами школы. Уже после первого года обучения эти идеи я решила реализовать на практике. Одновременно с выбором темы дипломной работы я стала собственником и руководителем аудиторско-консультационной компании. Можно сказать, обучение изменило мое мировоззрение: экономические и социальные аспекты бизнеса я стала воспринимать с точки зрения собственника, получила прикладные инструменты для того, чтобы правильно действовать на рынках, выбирать необходимые стратегии, правильно работать с персоналом. По завершении обучения в родной школе я продолжаю общаться с преподавателями и выпускниками. Когда нужен профессиональный совет и поддержка, я всегда знаю, к кому обратиться.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.