DBA: зачем боссу диссертация?

Собеседник Executive.ruдекан Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» профессор Сергей Филонович.

Executive.ru: Чем вызвана мода на диссертации? Почему в российском обществе так велик спрос на лычки?

Сергей Филонович: В обществе, которое существует вопреки принципу меритократии, лычки – фактически единственный способ выделить себя. В обществе, где господствует меритократия, твои результаты говорят сами за себя и тебя не волнуют дополнительные регалии. А там, где от меритократии принципиально отказываются, возникает потребность в каких-то специфических лычках.

Executive.ru: Почему в России не создана инфраструктура для меритократии?

С.Ф.: Институт меритократии возникает не всегда организовано. Зачастую он создается потому, что спрос на него предъявляет конкретное сообщество… Я вырос среди художников, поскольку мама была искусствоведом, и знаю, что в этой среде были разные градации: человек мог быть членом Академии художеств, иметь звание заслуженного, народного… Но художник мог не иметь никаких лычек, однако профессиональная среда понимала: он – Мастер. Например, Дмитрий Краснопевцев. Эта практика есть не только в сфере искусств. Возьмите, к примеру, заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Лискутова. Можно по-разному относиться к его деятельности, но нельзя не признать: он разбирается в транспортном бизнесе, он в этом секторе чего-то добился. Возьмите другого заместителя мэра – Андрея Шаронова. Он также обладает экспертизой в своей области. Судя по тем назначениям, которые делает Герман Греф, в «Сбербанке» тоже переходят к принципам меритократии.

Executive.ru: Под инфраструктурой я понимал некие сети, институты способные генерировать рейтинги, влиять на общественное мнение, благодаря чему эксперты продвигаются с этажа на этаж – вверх или вниз.

С.Ф.: Существует очень простая система, которую никак не хотят принять в России: получение степеней от учебных заведений. В странах Запада нет никаких высших аттестационных комиссий. Если ты получил PhD, то ты получил ее не от государства, а от конкретного университета. Вуз должен отвечать своим именем за то, что он принимает халтурные диссертации и выдает научные степени.

Executive.ru: ВАК России планирует ввести профессиональные степени, в частности, DBA. Вы поддерживаете эту идею?

С.Ф.: Я с большим уважением отношусь к российскому бизнесу. Многие компании возглавляются людьми с хорошим образованием, имеющими незаурядный интеллектуальный потенциал. Эти люди построили бизнес, теперь их интересы распространяются на другие сферы. У них есть интерес к интеллектуальной работе, они накопили некоторый опыт, которым хотят поделиться с другими. Они могут написать работы на соискание степени DBA. Я отделяю исследовательские научные диссертации от DBA по очень простому принципу: диссертация DBA – это обобщение личного и чужого опыта до уровня, когда это обобщение становится интересно многим людям. Есть некое интеллектуальное усилие, выражающееся в написании работы, которая содержит нечто, что интересно другим. Но это не классическое исследование с гипотезами, с научными методами – это обработка опыта. Именно здесь проходит водораздел между DBA и научными диссертациями по менеджменту на соискание степени кандидата экономических наук. Если вы хотите создать некую модель в менеджменте, проанализировать ее, просчитать – это вполне достойная тема для научной работы: вы строите модель, потом набираете статистические данные, которые показывают, как она работает на практике, и выдаете это как некоторый результат исследования. В случае с DBA вы описываете собственный опыт построения бизнеса или решения сложной бизнес-задачи.

Есть еще один еще один критерий исследовательских и не исследовательских диссертаций – риск. В науке всегда есть риск не ответить на вопрос, который вы задаете. Физик имеет дело с неким явлением, цель его диссертации – понять природу этого физического явления. Хватит у него способности, таланта, навыков для того, чтобы это сделать, или не хватит? Может не хватить, может хватить. Я не считаю исследованиями тупой набор статистических данных, который потом помещают в какой-нибудь Statistical Package for the Social Sciences, который перемалывает информацию и «выплевывает» результат, после чего исследователю остается только интерпретировать выводы. Это не исследование, потому что здесь нет рисков. Какую бы вы совокупность данных ни собрали – интерпретировать эти результаты вы сможете всегда. Где риск? Нет риска. Где исследование? Нет его.

Executive.ru: В вашей школе определены требования к содержанию диссертации на соискание степени DBA?

С.Ф.: Да, конечно. У нас есть положение о диссертации. Там приведено это требование: обобщение опыта до уровня, когда этот опыт интересен большому числу людей.

Executive.ru: Сколько человек получило степень DBA в Высшей школе менеджмента?

С.Ф.: По состоянию на август 2013 года по этой программе обучилось четыре группы, в каждой по шесть человек. При этом не все защитились, некоторых соискателей я не допустил до защиты, потому что уровень их работ, с моей точки зрения, не соответствовал принятым в школе критериям.

Executive.ru: У них осталось право доработать и прийти снова?

С.Ф.: Да. Такой прецедент был: одна женщина-соискатель задержалась на год и дописала диссертацию, при этом мне было изначально ясно, что она доведет дело до конца.

Executive.ru: Опишите, пожалуйста, сферы интересов этих 24 человек. Каким вопросам были посвящены их диссертации?

С.Ф.: Разным. Одна очень хорошая диссертация была посвящена теме социальной ответственности бизнеса. И человек реально этим занимался, более того, он и сейчас, после защиты докторской диссертации, продолжает развивать частно-государственное партнерство. Причем, не теоретически, а именно на практике.

Другая диссертация, защищенная представителем украинского бизнеса, была посвящена корпоративной культуре сливающихся организаций. Автор осуществлял слияние двух электротехнических холдингов, российского и украинского. И пришел к очень интересному выводу, что заранее целевую корпоративную культуру формулировать бессмысленно, потому что существует огромное число ситуационных факторов, влияющих на формирование итоговой корпоративной культуры. Что нужно делать с его точки зрения? Вести регулярный мониторинг того, что происходит с корпоративной культурой в процессе слияния, и оценивать результаты наблюдения – они гармонируют с той стратегией, ради которой проходит это слияние или противоречат ей? Если противоречат, надо воздействовать на процесс.

Третий пример женской диссертации – исключительно интересна – гендерные отличия в менеджменте. Соискатель – руководитель питерской дочки всемирно известной немецкой компании, продающей инструмент – ставила перед собой цель понять, как женщина проявляет себя в менеджменте. Автор опиралась на различные этические теории, с древнейших времен до наших дней, и сделала очень интересные выводы о том, как женщины, обладающие таким качеством как masculinity, пробиваются на верх корпоративной пирамиды, и о том, следует ли переживать по поводу того, что женщины не симметрично представлены в топ-менеджменте. Я прочитал эту диссертацию на одном дыхании, потому что это очень хорошо написанная, содержательная работа.

Executive.ru: Диссертации, которые вы упомянули, относятся к soft skills (психология, корпоративная культура). А были ли диссертации, посвященные hard skills, например, финансовому моделированию?

С.Ф.: Да, конечно.Была замечательная диссертация, посвященная организации ремонтного бизнесав системе РЖД.Там исследовался вопрос, нужно ли выводить ремонтные предприятия в отдельную структуру, должны ли они существовать как самостоятельный бизнес на самоокупаемости… Автор диссертации работает в этой сфере, знает ее изнутри. Получилась очень серьезная работа.

Executive.ru: Как организована докторантура в вашей школе? В чем ее отличие от программ МВА и аспирантуры?

С.Ф.: В докторантуре восемь модулей, продолжительность каждого – одна неделя. Ежеквартально в течение двух лет учебы проходит один модуль. Общее число занятий в классе – около 300. Семь сессий – учебные, восьмая посвящена доводке диссертации и защите. Мы понимаем, что менеджеру-практику трудно сесть и с нуля написать 130-150 страниц текста. Поэтому каждый модуль – тематический. Слушатели получают задание применить знания, которые рассматривались на этом модуле, на практике и доложить о своих наблюдениях на специальном семинаре, которые проходит во вторник следующего модуля. Таким образом у них накапливаются некоторое количество текстов, кейсов, слайдов, посвященных разным аспектам деятельности. К пятому модулю слушатель, как правило, формулирует тему своей диссертации, хотя некоторые приходят с уже сформулированной темой. После пятой сессии начинается работа над текстом диссертации. У каждого слушателя есть научный консультант, при этом он имеет возможность обсуждать свои идеи со всеми профессорами, ведущими занятия в докторантуре.

Executive.ru: Как проходит защита? Есть ли оппоненты?

С.Ф.: Есть рецензенты. Вопросы соискателю задают все члены комиссии – их шесть человек. С 2013 года мы планируем привлекать к работе в комиссии практиков, которые ранее прошли через процедуру защиты.

Executive.ru: Публикуют ли докторанты тезисы своих работ?

С.Ф.: Мы планируем реализовать эту идею. С моей точки зрения, диссертанты могли бы публиковать тезисы своих работ в объеме от 30 до 50 страниц.

Executive.ru: Они могут, если захотят, опубликовать тезисы на страницах нашего портала. А как компании, в которых работают соискатели, относится к диссертациям? Вовлечены ли они в эти исследования?

С.Ф.:. Компании не просто отпускают человека на сессии, они предоставляют корпоративные данные, статистику. Так поступают и российские предприятия, и их коллеги из стран СНГ – у нас четыре диссертации были защищены представителями Казахстана. Была диссертация украинского соискателя, я о ней уже говорил, была диссертация, написанная представителм Белоруссии.

Executive.ru: Планируете ли вы синхронизировать процедуру DBA с международной практикой, в том числе, будете ли вводить систему баллов (кредитов)?

С.Ф.: Cистема кредитовне имеет никакого отношения к DBA. Мне в свое время представители Cranfield University жаловались, что,сколько бы они ни пытались сконструировать DBA, получается PhD. Совсем как в знаменитой шутке Виктора Черномырдина, заметившего как-то, что, какую партию мы бы ни строили, всегда получается КПСС. DBA имеет серьезные отличия от PhD, от степени кандидата наук. DBA – обобщение личного и чужого опыта до уровня, когда это обобщение становится интересно многим людям.

Executive.ru: А что если докторант, двигаясь от модуля к модулю в рамках программы DBA, вдруг обнаружит потребность в факультативном курсе финансов или количественных методов? Может ли он присоединиться к группе МВА?

С.Ф.: Он может присоединиться к любой группе в школе. В докторантуре таких прецедентов не было, а в MBA – были. У нас недавно стартовала программа «MBA-маркетинг», и более 20 слушателей, выпускников прежних лет заинтересовались специальными курсами этой программы и присоединились к новой группе. В DBA был другой интересный случай: соискатель из Самары, успешно защитившая диссертацию по программе DBA, продолжила исследование под руководством своего консультанта профессора Ирины Ивашковской и через три года после DBA защитила кандидатскую диссертацию по финансам. Но это была уже другая диссертация.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Несколько лет проработала в компании СтинсКоман, и вспоминаю об этих годах с радостью: менеджмент в компании - просто сказка! без шуток.
Так к теме. Гендиректор компании защитил кандидатскую в 2003 году, почти в пятьдесят. Писал диссертацию сам, самостоятельно, потому что знал тему, по которой писал Его тема - организационная система управления инновационной деятельностью предприятия.
Что интересно, Сергей Николаевич не старается везде указать свою ученую степень. Значит, писал диссертацию не для этого.
Уважаю!

Александр Бичев Александр Бичев Бренд-менеджер, Москва

У моего (бывшего уже) босса на стене в офисе красуется его диплом МВА. При этом по вопросам маркетинга он обращается не к специалистам, а к своему финансовому директору. Сказать, что продвижение и реклама у компании плохие, это значит ничего не сказать. Они просто ...
Хотя спасибо ему уже за то, что он не относит слово ''маркетинг'' к ругательным...

Директор по рекламе, Москва
Цитата С.Ф.: Существует очень простая система, которую никак не хотят принять в России: получение степеней от учебных заведений. В странах Запада нет никаких высших аттестационных комиссий. Если ты получил PhD, то ты получил ее не от государства, а от конкретного университета. Вуз должен отвечать своим именем за то, что он принимает халтурные диссертации и выдает научные степени. А не кажется ли вам уважаемые профи, что введение в РФ категорий DBA в старые системы присуждения степеней, это просто банальное расширение системы присуждения степеней, и ни о какой науке тут речи нет. Наука же делается не на защитах, а в исследованиях и общении самих ученых. Получается сейчас система развивается двумя независимыми направлениями - хочешь заниматься наукой - ищи единомышленников ученых здесь и в университетах за рубежом хочешь получить степень - играй в системные требования, что для управленцев очень понятно, а куда идут все эти дисеры, в цитируемость - нет, в вклад какой то конкретной науки - раз цитируемости нет и никто их не читал и из ученых не знает, то очевидно нет, лежат в архиве, как фиксация процесса квалифицирования комиссией (поднимаются, чтобы проверить качество квалифицирования, все мы знаем эти последние ''проверки'') для личного развития и престижа это может и круто, но для науки это круто ли?
Директор по рекламе, Москва
КОМУ НУЖНА ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ? Механизмы продвижения к получению степени я попробую осветить исключительно с точки зрения преподавателя, всю жизнь проработавшего в вузе. Запланированный фактор ориентации на преподавательскую работу не очень велик (за исключением, может быть того случая, если папа, например, проректор, решил этот вопрос за тебя, еще когда ты был школьником). 1.Ориентация на преподавательскую работу частично зарождалась еще в школе, частично на начальных курсах обучения в вузе - в виде интереса к изучению ряда научных дисциплин - в виде созревания интереса, а потом и некой потребности доносить свои знания и мнения до других. 2. Преподавание в вузе долгие годы (до самой «перестройки») было престижным и приносило приличный доход, а для женщин еще и обеспечивало работу, позволяющую успешно сочетать работу в вузе и дома. И это не смотря на то, что в советском кинематографе профессора частенько изображались в виде «неуклюжих полуидиотов». Об этом говорили и реально существовавшие конкурсы на занятие должности преподавателя. Публикации многотиражных учебников достойно оплачивались, а их авторами (в силу ряда причин) чаще выступали «остепененные» люди. 3. Как и в любом деле, профессиональный рост в большинстве случаев связан с постоянным повышением своей квалификации – получением все большего объема знаний, то есть чтением новых работ, участием в конференциях, публичным высказыванием своей «особой» точки зрения. 4.Накопление знаний способствовало росту числа выступлений, публикаций, что практически автоматически выдвигало задачу публичного представления результатов своих исследований, то есть защиты диссертации. 5.Занятие наукой и формирование собственной школы (либо оригинального имиджа) со временем превращалось в что-то похожее на болезнь. Со временем перехода к рыночной экономики факторы существенно изменились. Реальное полунищенское существование вузовских (и не только) ученых иногда стало вызывать подчас нескрываемое пренебрежение. «Надбавка» за степень стала приобретать некоторое значение только для пенсионеров. В преподавательской среде наличие докторской степени стало в большей мере носить психологическую окраску («Да он даже и не доктор!», «Холодный профессор» и пр). Признавая ощутимую разницу в научный потенциале новоиспеченных докторов, кто-то возможно подумает: «А я что имею более низкие профессиональную квалификацию и научный кругозор?». Однако - это малосущественно. Здесь возникает главный вопрос «для чего же степень нужна именно сейчас?». Что скрывать, ведь не смотря на борьбу с плагиатом процессы «помощи» и «активного консультирования» в написании диссертаций продолжают развиваться. 1.О степенях госслужащих скромно умолчим. 2.Появилось много негосударственных вузов с минимальными показателями «остепененности» высшего руководства. Раньше факт отсутствия степени у проректора или даже ректора вызывал бы изумление на всех уровнях иерархии образования. Теперь этого нет. Типичная отговорка – он менеджер, ему это не обязательно. 3.Требования Минвуза активизируют процессы защиты диссертаций, но методы достижения поставленных задач уже иные («Когда я буду этим заниматься при нынешнем уровне занятости?»). 4.Уже мало, где имеет место практика, чтобы руководители вуза вели учебные занятия, а это плохо, так как многие из них имеют слабое или, по крайней мере, искаженное восприятие содержания и трудоемкости преподавательской работы. Менеджеров в нынешних вузах больше, чем преподавателей. 5.Защищенный менеджер становится все более престижной фигурой – денег больше, трудоемкой научно-исследовательской и аудиторной работы – меньше. 6. Общественное мнение в сфере бизнеса давно уже свидетельствует, что руководитель должен быть не только «начальником», но и ученым-исследователем, инноватором. А появление концепции «интеллектуального капитала» организации еще более усиливает этот процесс. Все это у нас реализуется, но нашим «особым русским путем».
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Андрей Романов пишет: КОМУ НУЖНА ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ?
Это - предложение?
Директор по рекламе, Москва

Владимиру Клочкову. Во всяком случае не от меня. Поищите в Интернете - их там предостаточно.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва
Андрей Романов пишет: Поищите в Интернете - их там предостаточно.
Спасибо за дельный совет. И за чувство юмора - чувствуется, что Вы всю жизнь проработали в вузе.
Игорь Леонидов Игорь Леонидов Менеджер, Москва

Разрешение экономической ситуации на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.