Владимир Филиппов,
председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки России, ректор Российского университета дружбы народов
Эта конференция организована в соответствии с поручением Правительства России о проведении общественного обсуждения предложений по совершенствованию системы аттестации научных и научно-педагогических работников в РФ. Мы должны обсудить возможность введения новых степеней – как научных, так и профессионально-ориентированных. Задача состоит в том, чтобы разграничить такие явления как Doctor of Public Administration (DPA), Doctor of Business Administration (DBA) и PhD и предложить процедуру получения степени.
Постановка задачи
Есть наука, и есть очень близкое к науке понятие, связанное с институтами DBA, DPA – инновации. То есть подразумевается, что кандидатом на получение профессиональной степени предлагается инновационный подход решения некой проблемы. Он основывается на новых знаниях. Нечто подобное мы наблюдаем в диссертациях в сфере педагогики: там много инноваций в плане новых подходов в преподавании, фундаментальной науки мало, а прикладной – много. Новаторы опираются на практику своего преподавания. В случае с DBA и DPA происходит нечто подобное: есть элементы науки и практики, но главной все же является практика. Чем отличаются научные степени от практических? Видение организаторов конференции отражено в таблице.
Необходимо ли продвигать идею новых степеней только в сферах DPA и DBA или же стоит одновременно обсуждать такие же нововведения в других специальностях (искусствоведение, педагогика)? Какой должна быть ширина охвата? Пока мы «идем узким фронтом», нас обвиняют в том, что мы лоббируем интересы бизнес-сообщества. Чтобы отвести обвинения в том, что бизнес-школы «придумали себе новую кормушку», нужно определить роли государства, бизнеса и институтов образования в рамках этого процесса. Надо обсудить идеологию, связанную с взаимоотношением бизнеса и образования. Кроме того, надо решить – бизнес-образование – образование ли это в классическом его понимании?
Следующий вопрос: есть риск, что научные деятели могут не поддержать идею, сказав, что эти степени – «не совсем наука». Кто должен оценивать инновационность?
Предлагаю эксперимент
Возможно, профессиональные степени DBA и DPA можно вводить в рамках эксперимента. Могу привести три успешных примера.
В 1988 году я, будучи деканом факультета РУДН, вернулся с конференции «Международное бюро просвещения», которая проходит в Женеве. Там было решено не признавать диплом магистра РУДН, поскольку степени магистра должна предшествовать степень бакалавра. Это был подрыв статуса СССР в глазах иностранных выпускников РУДН. Тогда же в порядке эксперимента было принято решение ввести в РУДН степени бакалавров и магистров. Как, спросите вы? В Советском Союзе с его многоуровневой бюрократической системой, ввести степень, которой нигде в других вузах нет? Возможно ли? Отвечу: в 1992 году я стал первым деканом, который вручил дипломы бакалавра выпускникам физмата РУДН. При этом закон о «двух уровнях» в системе образования в России вступил в силу только 1 сентября 2011 года, а принят был в 2007 году. Тем не менее, до этого закона в РУДН был действующий инструмент, полученный в рамках эксперимента.
Следующий эксперимент – единый государственный экзамен для школьников. Подготовка к ЕГЭ шла восемь лет. ЕГЭ критикуют за несовершенство, но надо признать: до ЕГЭ школьники из регионов не могли приехать в московские вузы, как невозможно было сравнить качество знаний в двух соседних школах по одному предмету.
Третий пример – степень MBA в России также появилась в порядке эксперимента, на который в свое время решилось Министерство образования.
Поэтому и в случае с введением профессиональных степеней DBA и DPA я предлагаю эксперимент. Не для того, чтобы провести его и забыть об этой инициативе, а для того, чтобы отработать технологию.
Опыт Европы
Кто будет присуждать степени DBA и DPA? Если мы решим, что проект DBA будет реализовывать Российская ассоциация бизнес-образования с ее партнерами – это один путь. Государство здесь оказывается совершенно ни при чем. На мой взгляд, это не очень хорошо. Я выступаю в данном случае за государственно-частное партнерство. Возможно, в рамках эксперимента нужно будет создать отдельные советы для DBA и DPA, в этом будет проявляться участие государства в реализации инициативы.
Возможен и другой вариант: делегировать права по присуждению профессиональных степеней вузам. Но мы должны понимать, что в нашей огромной стране научный потенциал вузов – разный. Одним можно доверить право самостоятельно присуждать степени, тогда как в отношении других должна сохраниться централизованная система во главе с ВАК.
В пользу сохранения государственного контроля говорит опыт Европы. В Чехии право присуждать степень передали университетам. Инициаторы реформы боролись за качество диссертаций, они надеялись сократить поток соискателей в два раза, в реальности же их число увеличилось залпом. Теперь в Чехии при приеме на работу спрашивают: «Простите, а вы доктора когда получили? При старой системе или при новой?». Этот опыт поучителен, нам такого нужно избежать.
В Великобритании есть межуниверситетский совет по DBA, созданный на общественных началах.
Нужно разобраться, каковы государственные критерии присуждения профессиональных степеней в странах Европы – это помогло бы определить формулу государственного участия в реализации этой инициативы в нашей стране. В частности, я рекомендовал бы обратить внимание на опыт Франции, потому что там наиболее жесткие государственные требования в отношении образования, в том числе в части MBA.
Причем здесь ВАК?
Отсюда следующий вопрос: причем здесь ВАК? Будем ли мы строить параллельную систему присуждения степеней или научные и профессиональные степени должны быть в одном ведении? Если мы подготовим предложения в правительство, и наши идеи будут приняты, мы должны понимать, что между наукой и инновациями в практической сфере знак равенства ставить нельзя. Поэтому, возможно, советы по присуждению профессиональных степеней должны создаваться совместными усилиями Министерства образования и бизнеса. Например, решением министра Дмитрия Ливанова и президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина.
ВАК заинтересована в решении этого вопроса, потому что сегодня представители бизнеса и государственные служащие идут за степенями в научные советы. Интерес ВАК – найти какую-то нишу для бизнесменов и госслужащих, чтобы они не рвались к научным степеням. Именно поэтому мы готовы помочь создать новую систему.
Людям, получившим высшее образование на уровне магистра, нужно дать понять, в какую сторону они могут двигаться дальше, как могут подтвердить свою квалификацию после многих лет работы в компании или на госслужбе. Может ли чиновник, ежедневно находящийся на службе, написать хорошую научную работу? Я считаю, нет, потому что на работе он проводит по 11-13 часов в сутки. Да, наверное, есть исключения, но на исключениях нельзя строить систему. А может ли он описать свой опыт в работе, посвященной практике? Полагаю, да. Вот именно для этих случаев и нужна степень DPA.
ВАК в классическом виде здесь ни при чем. Вполне возможно, что в рамках эксперимента, о котором я говорю, в рамках ВАК возникнет некий совет по признанию профессиональных степеней, который впоследствии выделится в отдельную организацию или в подразделение ВАК. Этот эксперимент я предлагаю начать со степеней DBA и DPA. Если же мы решим двигаться широким фронтом (педагогика, искусствоведение), то нужно делать сеть советов и провести границу между наукой и практическими инновациями, чтобы разгрузить ВАК от диссертаций, которые, пусть и содержат инновационный подход, но не являются научными.
Подведение итогов
Для того чтобы убедить правительство в необходимости эксперимента, нам нужен проект, записка, четко разъясняющая, в чем состоят цели и задачи государства, бизнеса, в чем состоит основная идея эксперимента. Желательно выйти на поддержку обсуждения со стороны Открытого правительства. С этой поддержкой будет проще работать с аппаратом. Сформировать проект желательно уже к сентябрю 2013 года. Планируется отобрать несколько ведущих научных организаций и высших заведений, которым дать право в порядке эксперимента реализовывать это нововведение. Я выступаю за эксперимент и предлагаю готовить предложения в правительство.
Сравнение программ PhD и профессиональной степени доктора на примере DBA
PhD | DBA – доктор делового администрирования | |
Сущность программы | PhD в области бизнеса/ менеджмента. Усилия сосредоточены на подготовке ученых, ведущих узкоспециализированные теоретические исследования, значимые для развития науки |
DBA – научно-исследовательская программа уровня Doctoral, разработанная для того, чтобы вносить вклад в развитие трансдисциплинарных профессиональных практик в области управления, а также теоретических основ, методов и техник |
Отличительные особенности |
В иерархии академических степеней DBA следует за MBA (магистр делового администрирования) и приравнивается к PhD (доктор философии). В отличие от PhD на программе DBA глубоко изучается ряд дисциплин, необходимо выполнение ряда заданий и сдача формальных экзаменов, после которых соискатель переходит к написанию диссертации |
|
Направленность | Разработка новых теорий в управлении, в экономике или научных областях | Новые пути применения существующих теорий. Направленность на развитие теории и практики государственного и делового администрирования и менеджмента, других областей и отраслей профессиональной деятельности (часто диссертации связаны с проблемами совершенствования управления отраслевыми проектами) |
Цели | Глубокое изучение проблемы |
Совершенствование трансдисциплинарной профессиональной практики в области управления; Подготовка слушателей к проведению прикладных исследований в области менеджмента; Подготовка профессионалов-практиков к решению реальных и уникальных проектных задач с помощью исследовательской деятельности |
Целевая аудитория программы | Большинство кандидатов наук строят карьеру в качестве университетских профессоров, научных сотрудников, исследователей в бизнесе или правительстве |
Степень профессионального доктора – высшая профессиональная степень, присваиваемая специалистам высшего уровня, имеющим серьезный практический опыт работы, занимающим или готовящимся занять высокие управленческие должности, связанные с конкретной профессиональной деятельностью. Кардинальное отличие DBA от PhD в том, что программа DBA рассчитана на обучение действующих топ-менеджеров и предпринимателей |
Продолжительность | Минимум три года обучения full-time или 5-6 лет обучения part-time | Продолжительность программы в зависимости от формата: 3 года full-time и 4 года part-time |
Диссертация | Теоретическое исследование | Диссертация DBA, написанная на основе исследования, проведенного за время обучения на программе, должна вносить вклад в совершенствование профессиональных практик в области управления, а также теоретических основ, методов и техник |
Степени DBA и PhD – исследовательские степени, фиксирующие достиженияна теоретических и на прикладных исследованиях. В обоих случаях докторанты должны написать и защитить диссертацию в дополнение к сдаче экзаменов. |
Публикуем выступление Владимира Филиппова на конференции «О создании в России новой системы научных и профессиональных степеней».
Всем всяких благ.
Лет 30 с лишним назад, на Всесоюзной научно-практической конференции ''По управлению общественным производством'' я сказал
- я далекий от науки человек, но на моем хребте, если можно так выразится, ломаются копья с одной стороны несовершенства науки управления, с другой несовершенства хозяйственного механизма......
20 лет кувыркаемся в ''рынке'' НИ ЧЕГО не изменилось только я концовку поменял
''....хребте ломаются копья советско - либерального бардакизма...''
А на вопрос Гобачева - что надо сделать, что бы резко поднять эффективность экономики я ответил.
1. В науке и периодике провести НЭП. Навести Элементарный Порядок, ибо наши наука и периодика стали главным кладбищем идей, основным рассадником косности, научной и хозяйственной близорукости, партийной не чистоплотности и государственной не состоятельности''.
Мои выводы.
То в чем мы сегодня оказались почти СТО лет формулировалось и формировалось на грубейшем теоретическом и понятийном хаосе наук управления и экономики...У нас этих наук никогда не было, нет сегодня и не просматривается их появление в ''конце тоннеля''.
Что такое ВЫСШАЯ школа, с моей деревенской колокольни, = это ВЕНЕЦ эволюционного развития общества, наше сегодня в попыхах состряпано на порочных догматах политэкономии..
Науки нет а ''Вышка'' и''Плешка'' есть ученых экономистов как тараканов....
Только по их вине РАЗВАЛЕН Союз, и они же и Россию приведут к участи Союза...
Прежде чем жевать ученые звания, надо определиться ГДЕ и в ЧЕМ мы живем...
''У нас нет государства. У нас все есть Флаг, Герб, все ветви власти, но все настолько разболтано, дезорганизовано и деморализовано, что назвать эту кучу деталей назвать государством, наивно. Я это сравниваю как мешок с деталями самолета ВСЕ до винтика есть ЛЕТАТЬ не может''..
Мы имеем по меткому определению М.Е.Фраткова ''У нас телега да еще с квадратными колесами.....''
Надо ''телегу с квадратными колесами'' превратить в самолет а потом уже решать КТО, КАК, и КУДА на нем будет летать....
КАК это сделать?
Мне коммунисты, весьма опрометчиво, дозволили и я создал государственн-кооперативную фирму ''Директор'', а когда я начал на ее основе и базе четырех совхозов (1986г) создавать четыре акционерных общества, это очень ярко высветило абсолютную бесполезность св системе самой ''руководящей и направляющей'' фирму прихлопнули.....
Тупо продолжаю утверждать..
Если бы у меня хватило наглости и ума, отстоять, у И.С.Силаева и устаканить фирму МЫ БЫ НЕ ПОТЕРЯЛИ Союз.
2001г предложил Путину-Медведеву альтернативный вариант административной реформы, раз 10 обращался за разрешением на эксперимент в двух трех областях,...сегодня ходят по системе дежурных отписок три проекта.....
Продолжаю тупо долбить.. ЕСЛИ МЫ И СЕГОДНЯ ПРОШЛЯПИМ ЭТИ ПРОЕКТЫ Россию постигнет участь Союза...
В проекты заложен;
- требование Ленина ''.....перевести служащих на оплату их труда от прибыли, на тантьемы с оборота.......''
- Д.А.Медведева. ''Нам нужно менять структуру нашей экономики иначе у нашей экономики не будет будущего''.
- Дворковича. ''У нас нет экономической теории, ни науки.''
Если не разгребем ''авгиевы конюшни'' на братской могиле ВСЕ ВАШИ ученые мужи с новыми дипломами будут вынуждены РУЛИТЬ ''телегой с квадратными колесами''....
Извините.
Забыл твитнуить получать сообщения с этой темы
Вообще-то весь мир движется к глобализации, стандартизации, гармонизации и унификации, начиная с ЮНЕСКО и нас-любимых, поддерживающих и Болонский процесс в том числе.
Так что нынешные задумки-выдумки воспринимаю как не более чем:
1. Показушное внешнее проявление г-ном Филипповым ''деловой активности'' на новом месте перед сообществом и властями и только, ничего общего с реформаторством и стремлением к глубинным преобразованиям не имеющее. Причём г-н Филиппов лихо прикрывается статусом ''эксперимента'', как умело-изворотливый уж на придворной сковородке.
2. Понижение планки и замутнение воды: попытку ''примастырить''-подогнать ''липовые'' и ''фиговые'' листики-корочки наших отечественных чиновных псевдо- и горе-''диссертантов'' и упростить их дальнейшее получение для ещё не ''остепенённых'' невежд во власти и безнадёжных троечников из ''успешных бизнесменов''.
Вся эта суета позорного осмеяния достойна. В пример можно привести псевдозаконотворчество западных коллег по разделению пап и мам на нумерованных бесполых ''родителей''.
В общем, всё по классическому еврейскому анекдоту: ''Ты знаешь, что Беня - старший (!) экономист, а кто такой Маркс? Он был просто экономистом...''
В духе псевдотабельного ранжирования а-ля ''почётная любимая жена'' и ''по нечётным любимая подруга''...
Вот Вы пишите: ''2. Понижение планки и замутнение воды: попытку ''примастырить''-подогнать ''липовые'' и ''фиговые'' листики-корочки наших отечественных чиновных псевдо- и горе-''диссертантов'' и упростить их дальнейшее получение для ещё не ''остепенённых'' невежд во власти.'', но ведь те предложения, которые исходят от господина Филиппова в общем то направлены на устранение этого порочного круга в нашей действительности. Ведь у чиновников тоже должно быть право на доказательство своих достижений в управлении в государственных или муниципальных учреждениях. Именно в этом случае не будут плодиться псевдо- и горе-''диссертанты''. Думаю, что если чиновник на своем месте добьется действительно значимых результатов, которые оформлены в виде докторской административной диссертации и могут быть использованы в других муниципальных или региональных структурах это будет способствовать развитию нашей страны в целом.
Целями эксперимента являются: подготовка слушателей к проведению прикладных исследований в области менеджмента и подготовка профессионалов - практиков к решению реальных проектных задач с помощью исследовательской деятельности. Цели благие. В то же самое время автор считает что у чиновников нет времени заниматься чем то еще кроме госслужбы(регулярного менеджмента в рамках исполнения своих обязанностей). Напрашивается вывод что исследованиями лучше смогут заниматься свободные от регулярного менеджмента исследователи. Возникает другой вопрос - а нужны ли исследования? Кому? Какие? Есть ли программа их финансирования? База на которой могут проводиться исследования? То есть хорошо сформулированные вопросы уже могут дать ''верное'' направление движения.
Считаю, что пропущено самое главное: куда девать экспертов, которые не стремятся к высоким должностям, но уже много лет доказывают свой профессионализм самыми разными способами, имея при этом профессиональное признание людей? Лично для меня это дороже любой официальной степени. Можно найти людей, которые сами и теории разработали, сами же их внедрили, и других обучили, не имея никаких степеней. Кто и чему их будет учить, чтобы дать возможность получить какую-либо степень? Да и захотят ли они учиться у тех, кто сам мало что понимает и преподавать не очень-то может?
Если для таких людей нет способа получить официальное признание просто ''за заслуги'', то и вся предлагаемая система несостоятельна. Это - очередная официальная кормушка для официальных же чинов.