Одержимые и самодостаточные. Какой топ вылечит чахнущий бизнес?

Российские работодатели мало знают о такой квалификации как Doctor of business administration (DBA), считает Владимир Камынин, директор по маркетингу московского аэропорта Домодедово. Кто такие доктора делового администрирования, и как ими становятся? Об этом Владимир Камынин рассказывает Executive.ru.

Executive.ru: Как вы пришли к мысли о DBA?

Владимир Камынин: Мое бизнес-образование началось с MBA в одной из российских бизнес-школ. Причина как и у всех – понял, что не хватает знаний. Однако со временем пришло осознание, что и МВА не дает уверенности при решении сложных проблем бизнеса, когда требуется пересматривать парадигмы управления, бизнес модель или реагировать на изменения жизненного цикла компании. Иными словами, столкнувшись с такой ситуацией, у меня было примерное понимание, что и как нужно предпринимать, но оставалось вопросом, насколько правильны такие изменения и достаточны ли они. Кроме того, целесообразность изменений должна быть очевидна не только мне, но и другим топ-менеджерам. Апелляция к учебникам, опыту и коллективному интеллекту не давали убедительных аргументов на возникающие вопросы. Требовалась проверенная технология исследования систем управления и адекватный объект сравнения. Также нужны были люди, способные направлять и привнести конструктивную критику в процессе моего исследования – эксперты, ученые, консультанты, обладающие опытом, навыками и, что немаловажно, заслуженным статусом.

Executive.ru: Почему именно DBA, а не PhD или зарубежный MBA?

В.К.: Кандидатская диссертация предполагает сфокусированное научное исследование, результаты которого имеют ценный практический опыт. Вы углубляетесь именно в науку, отчасти пренебрегая совокупностью факторов реальной жизни. Меня же интересовал именно реальный бизнес и практический результат: бизнес-задача выходит за рамки научной, учитывая, в том числе, набор внешних обстоятельств и внутренних факторов компании.

Ну а зарубежный MBA стал бы повторением. Возможно, более продвинутым, но все же базовым бизнес-образованием. Повторюсь, меня интересовала специализация – системное решение бизнес задачи.

Executive.ru: Отличаются ли программы DBA в России?

В.К.: В 2007 году в Москве было всего две программы DBA: в Высшей коммерческой школе Министерства экономического развития и торговли РФ и в Высшей школе корпоративного управления АНХ. Первый вариант отпал сразу, так как программа длилась всего один год – слишком короткий срок, на мой взгляд. Таким образом, выбор пал на ВШКУ – там предлагали трехлетнюю программу.

Executive.ru: Есть такие, кому на решение своей бизнес-задачи не хватает трех лет?

В.К.: Да. Честно говоря, и за три года сложно уложиться. На наш поток поступило 31 человек. Окончило программу только 19. Правда, не стоит забывать, что обучение пришлось на 2008 год…

Кстати, интересен факт: те, кто самостоятельно платят за обучение, обычно чаще доходят до защиты диплома.

Executive.ru: Были те, кто пришел просто за «корочкой»?

В.К.: Думаю, в любом добровольном обучении кто-то приходит за «корочкой», кто-то за статусом, кто-то за знаниями, опытом и самосовершенствованием. DBA в этом смысле не исключение. Это вопрос жизненных ценностей человека. Но, видимо, в силу того, что сама программа еще не обрела статус у российских работодателей, количество «случайных» было минимально. Меня окружали интересные, одержимые и самодостаточные личности.

Executive.ru: Как строится учебный процесс?

В.К.: В первый год уточняется постановка проблемы, формулируются задачи, закладываются основы и принципы исследования и правильного изложения диссертационной работы. Дальше – собственно ваше исследование и внедрение результатов в практику. Кроме того, появляется понимание, что еще можно приобрести на программе помимо изначальных ожиданий. Когда я пришел на обучение, то узнал, что, кроме решения управленческих задач, программа дает возможность заняться самопознанием, определить свои сильные и слабые стороны, научиться правильно распоряжаться собственным потенциалом. В данном контексте решение управленческих задач рассматривается через призму собственных возможностей. В итоге вы обнаруживаете, что меняется ваше отношение к себе, жизни, бизнесу. Происходит переосмысление целей и уже устоявшихся ценностей. Процесс обучения - индивидуальный. У каждого слушателя был персональный научный руководитель, специализация и кругозор которого максимально соответствовали выбранной теме исследования. Причем выбор научного руководителя не ограничивался рамками сотрудников бизнес-школы. Моим куратором стал доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, практикующий бизнес-консультант, автор методик повышения финансовых результатов компании Валерий Ириков. Безусловно, индивидуальная работа с ментором – важнейшая часть обучения, но есть и теоретические занятия: лекции и командные мастер-классы. Вы общаетесь с экспертами, бизнесменами, консультантами, видными учеными и академиками.

Executive.ru: Чему посвящена ваша научная работа?

В.К.: Понятно, что изначально вы сталкиваетесь с какой-то проблемой бизнеса, которую вам нужно решить. Суть далеко не всегда можно сформулировать сходу (хотя многие пытаются поступать именно так), но всегда можно сформулировать проявления этой проблемы. В начальной стадии я бы обозначил их так:

  • Снижаются темпы роста.
  • Наблюдается быстрая потеря конкурентных позиций и сокращение разрыва с ближайшими конкурентами.
  • Замедляются темпы ввода новых ресурсов и технологий.
  • Увеличивается время ввода инноваций.
  • Снижается лояльность клиентов и персонала.

Как вы понимаете, если вовремя не вмешаться, проблема разрастается, и формулировки ее проявлений будут значительно жестче.

Собственно причины могут быть внешними и внутренними. Во внешних обычно разбирается маркетинг и стратегический менеджмент, например, исчерпана емкость рынка, ухудшилась конкурентная ситуация и др. На внешние причины компания редко может повлиять. Но обязательно должна реагировать изменением внутреннего состояния.

С внутренними причинами сложнее. В общих чертах это метаправила, принципы развития компании, неверно выбранные стратегии и неспособность к инновационному развитию.

Таким образом, предметом моего исследования являются основные принципы управления компанией, обеспечивающие устойчивость конкурентных преимуществ. Причем в разных внешних условиях и на разных стадиях жизненного цикла компании. Я хотел найти ответы на пять основных вопросов:

  • Какие факторы обуславливают долговременное лидерство компаний?
  • Какими отличительными условиями, технологиями и культурами обладают компании, добившиеся выдающихся результатов?
  • Как лучшим компаниям удается разрабатывать инновационные стратегии или продукты?
  • Есть ли примеры использования полученного опыта в мировой и отечественной авиатранспортной отрасли?
  • Как разработать успешную инновационную стратегию компании в авиатранспортной отрасли?

Executive.ru: Как вы проводили исследование? В чем суть методики?

В.К.: Объект исследования – компания N, которая уже прошла стадию экстенсивного роста на зрелом рынке. Компания на тот момент (2007 год) демонстрировала убедительные результаты: лидировала, занимая убедительные конкурентные позиции. Однако появились тенденции к снижению темпов роста, сокращался разрыв с конкурентами, бизнес становился менее чувствительным к рынку и клиентам. Я выбрал понятную мне авиатранспортную отрасль, но мог взять любую другую, так как нет смысла исследовать общность конкурентных стратегий.

Ясно, что не было смысла брать за основу какой-либо учебник или ссылаться на мнение выбранного авторитета в области управления. Такая работа была бы легко критикуема. Поэтому, чтобы выявить общность методов и приемов формирования устойчивых инновационных компаний, за основу были взяты результаты трех уже проведенных научных исследований.

Два из них сделаны в Стэнфордском университете и посвящены лучшим мировым компаниям и компаниям, которые стали лучшими после определенных преобразований. Методики и результаты данных исследований детально описаны в следующих источниках:

  • Коллинз Дж. «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет» / Пер. с англ. – СПб.: «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2001.
  • Коллинз Дж., Поррас Дж. «Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением» / Пер. с англ. – СПб.: «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2004.

Velikie1_exe.jpg

Третье исследование проводилось в Японии и посвящено инновационным компаниям. Источник: Нонака И., Такеучи Х. «Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» / Пер. с англ.– М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2003.- 384 с.

innovac2_exe.jpg

В процессе объединения результатов данных исследований и с учетом других источников, посвященных устойчивому развитию бизнеса, удалось синтезировать комплекс условий и принципов инновационного развития, состоящий из трех крупных блоков:

1. Принципы устойчивого развития.

2. Принципы инновационного развития,

3. Принципы разработки инновационных стратегий.

Почему условия и принципы, а не стратегии и тактики? Дело в том, что именно на уровне условий и принципов управления компаниями обнаруживаются устойчивые общие взаимосвязи. Именно на базе выявленных условий и принципов лучшие компании разрабатывают свои оригинальные стратегии, которые меняются с течением времени и обеспечивают тактическое конкурентное преимущество. При этом базовое, долгосрочное конкурентное преимущество и устойчивое развитие обеспечивают как раз условия и принципы ведения бизнеса. Поэтому я решил назвать их «условия и принципы инновационного развития» (далее УПИР).

Однако понятно, что синтезированные результаты применимы только в лучших мировых компаниях. Насколько обосновано было бы предъявлять их к выбранной компании N? Да и не очень корректно сравнивать компанию авиатранспортной отрасли, например, с Sony или с Jonson & Jonson.

Я понял, что предварительно нужно определить, насколько ярко проявляются выявленные УПИР у лидеров мировой авиатранспортной отрасли. Тогда я сформирую новую планку – эталон устойчивых и инновационных компаний именно авиатранспортной отрасли, а уже на следующем этапе сравню компанию N с отраслевыми эталонами.

К счастью, в течение 10 лет у меня была возможность общаться с менеджерами, принимающими решения, ведущих мировых брендов авиатранспортной отрасли. Из лучших отраслевых компаний я отобрал только те, которые подходили по критериям сравнения исходя из родственности бизнес-модели.

Некоторые примеры:

aviakomp3_exe.jpg

Идентифицировать полный комплекс УПИР с помощью дистанционного исследования (опрос по эл. почте) не представлялось возможным. Поэтому для проверки было выбрано 20 самых значимых гипотез, формирующих пять блоков: видение, менеджмент, персонал, культура и инновационный климат.

gipotezy3_exe.jpg

* Кликните на картинку, если хотите увеличить ее масштаб

Одновременно с исследованием лучших компаний я провел аналогичное исследование в компании N.

Сравнение результатов исследований выявило отставание компании N от ведущих мировых авиатранспортных брендов по выбранным 20 критериям (гипотезам). Интуитивно я ожидал такой результат. Однако это еще ничего не объясняло, ведь компания N продолжала демонстрировать одни из лучших отраслевых результатов и оставаться лидером. Тогда я еще раз пересмотрел комплекс УПИР и попытался понять, как он применялся в компании N с течением времени. То есть в первом приближении сопоставил динамику развития компании и наличие УПИР.

Стало ясно, что нужно сравнивать не сегодняшнюю компанию N, уже испытывающую ряд проблем, а «ту компанию N», которая находилась на этапе достижения цели и только собиралась стать отраслевым лидером (за более ранний период времени). Я нашел менеджеров, работающих в компании в тот период, и предложил им заполнить ту же анкету.

Результат оказался поразительным: ранняя компания N на пути к лидерству почти полностью повторяла эталонные компании отрасли по использованию УПИР, а в некоторых критериях значительно превосходила.

Szhatie4_exe.jpg

* Кликните на картинку, если хотите увеличить ее масштаб

Также обнаружилось отставание по наличию отдельных условий и принципов. Но тут же стало ясно, что именно это отставание на том этапе заложило основы в формировании сегодняшних проблем. Таким образом, методику можно использовать и для раннего обнаружения и прогнозирования проблем бизнеса.

Итак, была синтезирована и проверена целостная методология формирования инновационной стратегии развития бизнеса с технологией решения «проблемы размера и возраста» компании. Практическая новизна заключалась в конкретной адаптации общей методологии к особенностям авиатранспортной отрасли. Можно было приступать к внедрению. Я апробировал методологию в отделе маркетинга компании. При проверке результатов диаграмма отдела маркетинга еще точнее повторяла диаграмму эталонных компаний отрасли, чем компания N на ранней стадии развития. Хотя, конечно, важнее была результативность отдела.

Но отдел не может быть независимым от компании. Причина простая – сформированная субкультура не вписывается в общую культуру корпорации. Конечно, методику можно и нужно применять локально, если требуется создать амбициозное работоспособное подразделение. Но это слишком узкое применение методики.

Executive.ru: Сколько времени требуется на внедрение вашей методики?

В.К.: Если мы говорим о переломном моменте, переосмыслении бизнеса, то, думаю, полгода-год. Разумеется, при условии заинтересованности и вовлеченности топ-менеджмента. А вообще компания никогда не существует как устойчивое образование, это живой организм, который постоянно меняется, генерирует какие-то идеи, удачно или неудачно. Поэтому внедрение – это процесс перманентный, когда вы непрерывно совершенствуете свой бизнес.

Executive.ru: Оправдались ли ваши цели по окончании обучения?

В.К.: Полностью. Я ответил на все вопросы, которые меня волновали. Понял, что можно сделать в ситуации, где задача неразрешима на данный момент, а где и вовсе тупик. Я полностью переосмыслил подходы к решению бизнес проблем.

Executive.ru: Как вы получили второй диплом DBA?

В.К.: Моя бизнес-школа находится в партнерских отношениях с European Institute de Management International. Я привел работу в соответствие с требованиями данного вуза и подготовил презентацию. Западная экзаменационная комиссия в рамках партнерства приехала в Россию, и я вторично защищался, на английском языке.

Executive.ru: Востребован ли сегодня выпускник DBA на российском кадровом рынке?

В.К.: Не могу достоверно ответить на этот вопрос, так как не знаю статистики. Но думаю, если бы работодатели понимали целеполагание и возможности таких программ, то квалификация DBA была бы актуальна в комплексном решении сложных бизнес-проблем. Или когда компании нужно подготовить исключительного руководителя. Не забывайте также, что выпускники DBA сами являются руководителями или собственниками и шли на обучение не для поиска работы.

Executive.ru: DBA как учебный продукт российских бизнес-школ: каковы его риски? Каковы ваши прогнозы развития этой квалификации в РФ?

В.К.: Думаю, если в российском бизнесе не сложится понимание, для чего нужен DBA, то программа постепенно сойдет на «нет», так как не будет востребованной. С другой стороны, если образовательные учреждения начнут масштабировать DBA как некий элитный продукт, который все могут купить, то он будет выхолощен – выпускники DBA не будут из себя ничего представлять, как и многие из выпускников MBA сегодня. Необходимо усложнение поступления на предмет соответствия поступающих входным требованиям, степени осознания ими стоящей проблемы и способности ее решить.

Источник изображения: timguseynov.livejournal.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Анна Солдатова
Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Владимир Лобуков · Рижский Краснознаменный институт инженеров Гражданской Авиации Подтверждаю слова автора по поводу ценности программы DBA для тех, кто пришел на нее осознанно. Программа позволяет не просто сильно продвинуться в выбранном направлении, ее потенциал способен перевести человека на другие линии жизни. А вот в чем не соглашусь с коллегой - так это в том, что в оценке ситуации и в разработке программ развития опираться нужно только на внутренние факторы и здравый смысл. Конечно, без этого не обойтись, но этого явно не достаточно. Квалифицированный консультант по управлению описанную автором работу сделает не за пол-года, а за три-четыре недели с гораздо более точными смыслами, например не ''наличие признаков эффективного использования способностей персонала'', а ''оценка управления результативностью персонала'' или, там - ''степень управляемой сложности''. Потому, что кроме здравого смысла у него есть еще и специальный инструментарий. Это не в коей мере не критика - то, что сделано автором - действительно имеет несомненную практическую ценность. Просто бизнес - вещь сложная, а главное - быстро меняющаяся. И все, что помогает развиваться быстрее рынка - надо использовать. 3 ч. назад Andrei Rychkov Статья интересна тем,что дает некое представление о том в чем отличие от МВА,то есть тут виден более высокий и концептуальный подход к проблемам бизнеса,и то как проблемы превращаются в задачи,которые уже решаются успешно.Считаю,что собственные исследования в любой компании просто необходимы,так как дают возможность реально выяснить то,что мешает развитию компании.Реально интересен свежий и практический взгляд успешного управленца.Удачи Вам Владимир! 3 ч. назад Alexandre Prozoroff · МИРЭА Приветствую, Владимир! С удовольствием прочел твою статью. Очень рад, что ты нашел в себе силы и постарался найти конструктивный выход из сложившейся ситуации в компании N. Я просто в восторге от твоего аргумента, определяющего текущее состояние компании N, как следствие инерции влияния предыдущих ценностей. Размер бизнеса + специфика отрасли = сдвиг по времени результата относительно его причин. Чем больше самолет, тем больше ему требуется времени на маневр :-) Желаю тебе терпения и здоровья, воплотить задуманное. Удачи! 5 ч. назад Александр Селезнев · Лучший комментатор · ЧПИ/ЧГТУ/ЮУрГУ Прочел с удовольствием, автору - спасибо. Если резюмировать идею статьи, то ''В бизнесе не требуется ничего кроме здравого смысла. Правда здравого смысла нужно много''. 5 ч. назад Сергей Антипин · Начальник отдела ИТ в НПО Микроген при Минздраве РФ Интересная статья 3 ч. назад Антон Резвушкин · Школа 10 Очень полезная работа, едиственно, что методологически осталось за кадром, так это то, как быть если компания уже лидер - ''списать - то уже не у кого''. 17 мин. назад Elena Fadeeva · Стокгольм интересно, что Владимир делал работу в области, где очень многое было сказано и сделано, это один из вечных вопросов бизнеса. удачи во внедрении! 17 мин. назад Leonid Nikiforov · Лучший комментатор · МФТИ Валерий Алексевич - помнит Вас, господин Камынин. Очень с большой оценкой отозвался! 12 мин. назад
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.