Лариса Карташова, доктор экономических наук, декан факультета «Плехановская школа бизнеса Integral» Российского экономического университета имени Г. Плеханова
Программа DBA: эксклюзивное предложение на рынке бизнес-образования
Во всем мире программа DBA является эксклюзивной программой подготовки управленческих кадров высшего звена, способных на основе современных исследовательских методов генерировать и реализовывать на практике новые идеи и глобальные стратегические управленческие решения. Интерес к этим программам возрастает. Выпускники таких программ, как правило, немногочисленны, но они кардинальным образом влияют на устойчивое и поступательное развитие глобальной экономики, социально-экономическое развитие страны, региона, отрасли.
На проведенном в «Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова» в апреле 2012 года «круглом столе» «Перспективы развития программ DBA: международные стандарты и российский опыт» было высказано много мнений по предложенным к обсуждению вопросам. Какое место программа DBA занимает в общей системе образовательных программ? В чем ее отличие от программ подготовки кандидатов и докторов наук, так называемых на Западе программ PhD?
За рубежом на обучение по программам PhD (кандидат наук/доктор наук) поступают, чтобы затем стать профессиональным ученым и преподавателем высшей школы. А на DBA, как правило, приходят топ-менеджеры и государственные служащие, чтобы, опираясь на исследовательские методы, внести существенный вклад в устойчивое развитие экономики, бизнеса и общества.
В России рынок недостаточно осведомлен о преимуществах и особенностях программ DBA. Руководители крупного бизнеса, ответственные хозяйственные работники в целях дальнейшего профессионального роста и развития, а также для получения более высокого статуса в качестве единственной для себя альтернативы видят защиту кандидатской или докторской диссертации. При этом они вынуждены концентрироваться больше на элементах научной новизны и существенного вклада в науку, нежели на поиске обоснованных стратегических решений, способных кардинально повысить эффективность экономической практики. При этом, в отличие от зарубежной практики, значительная часть (по ориентировочной оценке, не менее 30%) тех, кто защитил в последние годы кандидатские и докторские диссертации, вышли из государственного управления и бизнеса. Причем после получения научной степени они не избрали науку и преподавание в качестве своей основной сферы, а по-прежнему продолжают работать на государственной службе и в своих организациях.
Относительно отличия программ «Доктор делового администрирования» и «Доктор наук» (PhD) участники «круглого стола» в основном склонялись к тому, что и та и другая программа содержит мощный научный и практический компонент. Но приоритеты различны. В первом случае – это существенный вклад в развитие экономики и управленческой практики, во втором – развитие новых научных направлений и методов решения научной проблемы. Так, заведующая кафедрой общего менеджмента и управления человеческими ресурсами ИМИСП (Санкт-Петербург) Елена Молл в своем выступлении обозначила следующие формулы для отличия этих программ:
Другой вопрос, который активно обсуждался участниками «круглого стола», касался потребности в программах DBA на российском рынке и критериев оценки качества программ DBA. Российская ассоциация бизнес-образования включила в Положение о национальной российской общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования Наряду с другими программами дополнительного образования и программы DBA. А каковы международные стандарты качества программ DBA? В чем мы могли бы равняться на международные критерии, а в чем должны отразить нашу российскую специфику? Особый интерес представляет анализ международных критериев аккредитации программ DBA. Например, в соответствии с критериями АМВА слушатели программ DBA должны иметь не менее пяти лет опыта работы на высших управленческих должностях, а предшествующий уровень их образования должен быть не ниже PhD, MBA или магистра в области менеджмента.
Ведущие зарубежные школы придерживаются основного принципа – продолжительность программ DBA должна составлять не менее трех – четырех лет (в зависимости от формы обучения). В большинстве западных школ она составляет от четырех до шести, а цена программы колеблется в пределах 1,2 -1,5 млн руб. в год. Однако доказано и подтверждено отзывами выпускников программ DBA, что затраты времени и средств в основном окупаются. Ведь по окончании программы ее выпускники обладают оригинальными знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими находить инновационные и эффективные решения сложнейших проблем экономики и бизнеса, чувствовать себя уверенно в постоянно меняющихся условиях, а приобретенные широкое управленческое мировоззрение и аналитическое мышление позволяют осуществлять успешную ротацию на топовые позиции в любых сферах экономики, бизнеса и государственного управления.
Об опыте реализации программы DBA в «Высшей школе корпоративного управления РАНХиГС» рассказал директор программы DBA Сергей Календжян, по мнению которого «миссия программы DBA – развить компетенции и способности генерировать и реализовывать на практике новые идеи, принимать управленческие решения в интересах успешного развития как отдельных компаний, так и национальной экономики». Судя по представленным им данным, спрос на программы DBA, несомненно, существует и неуклонно возрастает.
Интересные данные относительно состава слушателей и российского опыта реализации программ DBA представил в своем докладе декан факультета МВА «Института повышения квалификации – РМЦПК» (Пермь) Николай Акатов. Судя по представленным им данным, наибольший интерес к программе DBA проявляют выпускники МВА. Среди слушателей программы DBA они составляли 85%. Более половина слушателей программы – первые руководители организации, 33% - собственники бизнеса, каждый четвертый занимает руководящие позиции в сфере государственного и муниципального управления.
Состоявшееся обсуждение позволяет сделать оптимистические прогнозы о перспективах развития программы DBA на российском рынке. В качестве основных направлений развития программы DBA были названы следующие:
- совершенствование качества программ;
- организационно-административное развитие;
- территориальное развитие;
- расширение сотрудничества школ бизнеса по вопросам разработки и реализации программы как внутри страны, так и за рубежом.
Полная версия статьи впервые опубликована в информационно-аналитическом журнале РАБО «Бизнес-образование» №2 (32) 2012
Источник изображения: pixabay.com
Очевидно, что если есть спрос на DBA, то будет и предложение (а уже существующее предложение будет толкать спрос вверх).
То есть, с точки зрения образования как бизнес - выигрыш очевиден (для бизнеса в сфере бизнес-образования)
Но, насколько мне помнится, сначала был повышенный спрос на МВА, сейчас он уменьшился (по крайне мере знаю одну нижегородскую БШ, которая закрывала направление МВА из-за снижения спроса в кризис).
Не случится ли того же с DBA?