Какое значение современные управленцы придают тем или иным факторам в своей профессиональной деятельности? Как приспосабливаются к установленным правилам «игры» в бизнесе и государстве и как добиваются успеха? Какую роль в достижении своих целей выделяют бизнес-образованию и довольны ли результатом?
Жан Тощенко, член-корреспондент РАН, декан социологического факультета РГГУ рассматривает управленцев и бизнес-образование с позиции социологии, выявляя ведущие мотивы и установки тех менеджеров, которые прошли подготовку в бизнес-школах, проходят или только собираются – одной из наиболее образованных, экономически и социально продвинутых групп российского бизнес-сообщества, по его мнению. Анализ ряда социологических методов показывает, что сегодня существует несколько наиболее выраженных типов руководителей, которые позиционируют и, соответственно, ведут себя по-разному. К какому из них больше всего причисляете себя вы? Участвуйте в опросе и оставляйте свои комментарии в конце статьи.
1. Инициатор. Диагностирует и строит прогнозы будущего, определяет перспективы и угрозы для бизнеса
Менеджерам с установкой «ориентация на результат» характерны такие черты, которые показывают высокий уровень развития способностей и профессионализма: подчинение всех сил рабочему процессу, стойкое желание достигать поставленных производственных целей, способность к быстрым, решительным действиям, предвидение, желание нести ответственность, профессиональные достижения, самодисциплина, компетенция, инициативность, самостоятельность и т.д. Базовыми принципами феномена эффективного руководства становятся эти черты, или, как их называют, «меганавыками», полагая, что успешный руководитель всегда должен искать возможные перспективы и угрозы, задаваясь вопросом: «что если?», «почему бы и нет?», «так какой именно?»; постоянно диагностировать и строить прогнозы будущего. Кроме того, этот тип руководителя нацелен на проявление инициативы, на решительные действия, показывая пример своим подчиненным.
Какими же установками руководствуются сегодня менеджеры, ориентированные на результат? Наиболее популярными вариантами среди респондентов стали возможность укрепить рыночные позиции и расширить сферу деятельности. Внедрение инноваций не пользуется большим интересом ни у одного поколения, что достаточно странно. Об инновациях постоянно говорят бизнес-школы и ориентируют на них, но отклик получается достаточно прохладный. Чем это объяснить? Возможно, это связано с тем, что многие рассуждения о проблемах инновационной деятельности носят лишь декларативный, призывной характер, но не показывают решения, предполагает Жан Тощенко.
Табл.1. Основные установки менеджеров, ориентированных на результат (в % к числу опрошенных, N=1192)
Источник: Марина Шабанова «Бизнес образование в России. Особенности нового поколения деловых людей». Социологическое исследование 2009 года.
«Новое поколение – 2» – те, кто вступил в бизнес после дефолта 1998 года; «новое поколение – 1» – в середине и во второй половине 1990-х годов, «старшее поколение» – в конце 1980 – начале 1990-х годов.
2. Менеджер как руководитель – лидер, коуч и творец. Раскрывает потенциал и оптимизирует эффективность личной работы
Требования к менеджеру как современному типу руководителя опираются на предшествующий опыт, который постепенно накапливался, осмыслялся и обогащался в процессе всей истории человечества. Это лицо, без которого невозможно полноценное существование ни одной организации, прирожденный лидер. К личностной ориентации установок эффективного менеджера относятся его психологические черты. Задача руководителя варьировать свое поведение таким образом, чтобы ситуация в коллективе оставалась максимально стабильной. «Если руководитель является эмоционально стабильной личностью, открыт коллегам и подчиненным, энергичен, имеет положительный эмоциональный настрой, то и руководимая им организация будет обладать столь же общительной и дружелюбной атмосферой», - поясняет Тощенко. Важны интеллектуальные черты, описывающие умственную деятельность руководителя: способность к рассуждению, широта мышления, умение анализировать, проницательность. Невозможно принять хорошее решение, без глубокого и детального изучения природы вопроса. И в некоторых случаях именно подчиненные могут помочь непосредственному руководителю найти важные детали. Привлекая их, руководитель латентно раскрывает их потенциал и может многому у них научиться. Значительное место занимают «волевые качества», которые характеризуют управленца как человека, способного совершать выдающиеся поступки, имеющего твердый и решительный характер, уверенного в себе и собственных силах и обладающего напористостью, самообладанием, энергичностью, независимостью и агрессивностью. Он показывает пример, как следует вести себя. Именно в такой среде с соответствующим настроем будут более качественно и быстро решаться поставленные задачи.
Среди личностных установок современных менеджеров значительное место занимают карьерные цели, стремление постоянно продвигаться по служебной лестнице. Деловой успех порождает оптимистические ожидания, но, в то же время, свидетельствует скорее об успешности индивидуальных адаптаций к современным условиям ведения бизнеса, чем о вкладе в продвижение к более цивилизованному бизнесу.
Таблица 2. Основные личностные установки (намерения, ориентации) деятельности менеджеров (в % к числу опрошенных, N=1 192 чел.)
3. Ситуативник. Реактивно-адаптационный стиль руководства
«С середины 1950-х годов стала развиваться ситуационная концепция установки, где не существует единого способа управления. Перед управленцем, помимо забот о реализации основной цели, возникает масса средне- и краткосрочных задач, которые требуют не только ориентации на заранее сформулированные ориентиры и накопленный опыт, но и на интуицию, что требует постоянной корректировки своего поведения и методов его реализации», - говорит Тощенко. Установкамитутявляются факторы «рабочего процесса», т.е. любые обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к производственному функционированию: характеристики рабочего процесса, структура задачи, ориентация на эффективность и прочее. Ко второй группе установок относятся факторы влияния «позиция власти», к которым имеют отношения уровень власти, должностные полномочия. Третью группусоставляют ситуативные обстоятельства, непосредственно связанные с воздействием на сотрудников: характеристики подчиненных, уровень их зрелости, взаимоотношения между менеджером и подчиненными, уровень свободы подчиненных, ориентация на отношения.
Ситуационный метод является одной из распространенных практик в работе менеджеров в современной России. Согласно данным исследований доктора социологических наук и профессора ГУ ВШЭ Марины Шабановой, которые приводит Тощенко, 65% бизнесменов, оценивая реальные возможности ведения бизнеса, являются «ситуативниками», так как убеждены, что в современных условиях вести бизнес только законными способами чаще всего невозможно, или допускают возможность отступления от провозглашенных правил при определенных обстоятельствах. В этом же исследовании установлено, что руководители из числа собственников менее законопослушны: по сравнению с наемными управленцами их доля в два раза выше.
Стоит обратить внимание на такие скрытые формы протеста, как отказ каждого десятого руководителя от выхода из теневой сферы (11%), каждого шестого – от длительных инвестиций в российскую экономику (16%), и каждого пятого – выводящего капитал за рубеж (19%). Согласно данным опроса Российско-Германской внешнеторговой палаты, 60% опрошенных бизнесменов заявили, что коррупции меньше не становится, а 15% считают, что ее стало даже больше. Более того, в коррупционные схемы вовлекают и иностранных бизнесменов.
Таблица 3. Методы поведения менеджеров в ответ на установление нежелательных «правил игры» (в % к числу опрошенных, каждый респондент мог дать не более трех ответов)
Ситуативный подход называют теорией случайностей, указывая на отсутствие закономерностей в факторах, влияющих на поведение руководителей. Данный подход существует под давлением и воздействием внешних обстоятельств, которые во многом зависят от несовершенства законодательства и распространенной неправовой практики, являющейся основой коррупции. Это лишний раз напоминает нам о том, что в России до сих пор действует теневая экономика и нет сформированной среды для здорового ведения бизнеса. И пока ситуация такова, сложно сказать, насколько эффективным может восприниматься бизнес-образование современным бизнесом. Ведь, как выразился Владимир Морыженков, научный руководитель программы EMBA Государственного университета управления,«российский бизнес не растет, а выживает. Для выживания же нужны другие квалификационные навыки, а МВА дает навыки развития».
В целом можно заключить, что появление этой образованной, экономически и социально продвинутой группы предпринимателей и менеджеров (выпускников MBA), несомненно, можно связать с надеждой на продвижение российского бизнеса к более цивилизованному. Однако нет серьезных оснований ожидать, что эта группа в одиночку вытащит «бегемота из болота». Профессионально-деловой и деятельностный потенциал успешных может лишь способствовать ослаблению барьеров, но полностью разрушить их (особенно те, которые выстраиваются властями) они чаще всего не в силах.
4. Синергетик. Пользуется всеми стилями, методами и типами влияния, берет контроль над ситуацией
Необходимо понимать, что любая социальная и деловая среда подлежат изменению. Никакое единственное правило или закон не решат проблемы руководства во всех случаях, во всех организациях и для всех людей. Синергетический тип руководителя призван изучать окружающую среду, определять стратегию и процесс своего действия и подчиненных. Внешняя окружающая среда – не статическое и постоянное, а гибкое и быстрое изменение. Это не константа, а переменный фактор. Поэтому менеджер, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее, он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Он должен определять четкость в формировании целей и установок, готовность учитывать мнение других, проявлять терпимость к неудачам подчиненных, мотивировать их и анализировать их поведение, выбирая наиболее оптимальные концепции установок.
В этом смысле очень важна оценка российскими менеджерами факторов успеха в их деятельности и, соответственно, их установки и ориентации на этот успех. Наиболее значимыми управленцы считают такие факторы, как профессионализм руководителей (81%) и профессиональные качества работников (89%). И ставят их выше неформальных связей с чиновниками (57%) и экономической политики государства (69%).
Таблица 4. Оценка менеджерами факторов успеха фирм (в % к числу опрошенных)
Обращает на себя внимание тот факт, что среди факторов успеха скромное место занимает признание роли общественных объединений (ответ «мало зависят» – 31%). В этом смысле менеджеры мало отличаются от других профессиональных и деловых групп россиян – им присущи «асоциальный синдром», отсутствие культуры совместного действия по отстаиванию своих интересов как социально-профессиональной группы по изменению ситуации, препятствующей эффективному ведению дел.
Оценка установок в достижении успеха слушателями MBA
Высокие оценки показывает удовлетворенность менеджеров по реализации установок в достижении целей. Особенно это показательно и значимо для менеджеров-собственников, говорит Тощенко. В то же время более низкий должностной, экономический и поколенческий статус вполне объясним при оценке представителями поколения-2, так как они в большинстве находятся в начале своего делового пути (те, кто вступил в бизнес после 1998 года).
Таблица 5. Оценка реализации установок «на результат» разными группами слушателей МВА (в % в числу опрошенных, 1092 чел.)
Резюме
У какого же типа менеджеров больше шансов добиться успеха в ведении бизнеса? Анализ установок и, соответственно, действий показывает, что факторы успеха менеджерами воспринимаются чаще более комплексно, синергетически. Очевидно, что новое поколение менеджеров понимает (хотя не всегда реализует), что необходим учет всех факторов, в том числе и обучение на MBA-программах. А как считаете вы?
В подготовке, обработке и интерпретации результатов исследования принимал участие Илья Тощенко, выпускник «Роттердамской школы управления», директор по развитию информационных систем и бизнес-процессов Berg & Berg Enterprises (Казахстан)
Источник изображения: www.ras.ru
Груда информации, совершенно никому не нужной и вредной. Вредной - потому что требует времени для прочтения.
Такой хренотени я начитался, будучи студентом, и до сих пор не перестаю корить себя за бессмысленно потраченное время.