Женщин, решивших сесть за парту МВА-школы, с каждым годом становится все больше. Большинство бизнес-школ отмечают повышение интереса к МВА-программам со стороны представительниц прекрасного пола. Однако, к сожалению, большинство из дам-«новобранцев» имеют слабые теоретические знания и мало подготовлены к обучению.
По словам Дауны Кларке, директора приемной комиссии Tuck School of Business (США), одна из причин недостатка женщин в МВА-школах кроется в недостаточном количестве кандидаток, обладающих необходимым уровнем знаний. Однако благодаря активному внедрению программам по привлечению клиенток Tuck School of Business удалось увеличить количество студенток. В 2006 году количество женщин в классе составляло в среднем 25%. Ожидается, что в 2008 году этот показатель увеличится до 33%.
Что же так отпугивает женщин от обучения в МВА-школах? Одна из основных причин - большое количество мнений и предубеждений на этот счет, которые заставляют потенциальных студенток долго взвешивать все «за» и «против». 30-летняя Светлана Новосельцева, инвестиционный банкир, слушающая курс МВА в Judge Business School (Англия), поясняет ситуацию так: «Многие из моих друзей – яркие личности, обладающие большим потенциалом. Однако они не горят желанием получить диплом МВА, ссылаясь на высокую стоимость обучения, предпочитают думать о семьях и считают, что уже заняли свою ступеньку на карьерной лестнице».
Конечно, стоимость многих программ МВА заставляет серьезно задуматься. Однако большое значение имеет также стоимость проживания и необходимость временного «схода» с карьерной дистанции. Как известно, некоторые компании расценивают время, проведенное сотрудниками в МВА-школе, как слишком долгий перерыв в работе. Эти факторы заставляют задумываться как мужчин, так и женщин, однако последние больше склонны анализировать возможные финансовые и другие риски. В свою очередь, МВА-школы пытаются побороть сомнения своих потенциальных студентов и особенно студенток, предлагая большой набор материалов о возможной выплате стипендий и других способах поддержки.
Еще один больной вопрос, терзающий многих дам и заставляющий отложить время получения МВА-степени «на потом», - семейный. Средний возраст студентов, обучающихся в МВА-школах, - около 29 лет. Именно в этом возрасте большинство бизнес-леди всерьез задумывается о создании семейного очага.
Данные обстоятельства заставляют многие школы активно искать пути обхода. 43% студентов The University of Bath School of Management – женщины. По этому показателю данное учебное заведение входит в тройку лидеров. Лидирующая позиция была достигнута во многом благодаря модульной системе обучения, позволяющей сделать многие курсы весьма гибкими.
Наличие большего количества женщин на руководящих и преподавательских должностях также помогать убедить представительниц слабого пола в том, что МВА гарантированно даст им дополнительные преимущества.
«Чем больше дам занимает лидирующие позиции в бизнесе, тем лучше. Это поможет многим женщинам, у которых еще остались сомнения, окончательно от них избавиться», - считает Патрисия Риз, директор программы МВА Manchester Metropolitan University Business School. Этому учебному заведению удалось увеличить количество женщин, занимающихся по программе МВА, с 10 до 30%. По словам Риз, для того, чтобы убедиться в правильности сделанного выбора и отбросить все сомнения, женщине достаточно просто начать обучение. «В классе женщины чувствуют себя весьма уверенно и вносят весомый вклад в общее дело – процесс обучения», - подтверждает ее слова студентка MMUBS Линн Хьюджес.
Неуверенность в собственных способностях и убежденность в том, что в бизнес-школе выживает только сильнейший, – согласно исследованиям, проведенным Judge Business School, выкинуть идею об обучении из головы многих дам заставляют именно эти страхи. В качестве своеобразного ответа Cambridge Business School построила свою программу таким образом, чтобы свести к минимуму внутреннюю конкуренцию студентов. В свою очередь, для привлечения студенток Ashridge Business School (Англия) предлагает обучение в небольших группах и не предъявляет слишком строгих требований к первоначальной подготовке кандидатов. Благодаря этой работе учебным заведениям удается помочь потенциальным студенткам побороть страхи и стать увереннее в себе. Впрочем, реальные примеры из жизни говорят сами за себя.
Перед тем, как решиться на обучение в Ashridge Мириам Шоккер работала в Hilton International на протяжении 16 лет. По словам Шоккер, ее рабочие обязанности были весьма ограниченными. Именно поэтому Мириам решила расширить поле своей деятельности. Для этого она и пошла в бизнес-школу.
«Я выбрала Ashridge, поскольку в маленьких классах чувствую себя намного комфортнее. В IMD, куда я обратилась ранее, группа могла насчитывать до 90 человек, здесь же в классе учатся не больше 27 студентов. Когда я приступила к учебе, мне было 36 лет. Средний возраст учащихся в моей группе был около 35 лет. Мне было важно, что со мной учились люди с соответствующим моему уровнем опыта», - рассказывает Мириам.
По ее словам, в процессе выбора будущей альма-матер многие думают прежде всего о персональном успехе и больших деньгах, которые на них посыплются в будущем, в то время как для женщин ее возраста это, в первую очередь, возможность изменить привычный стиль жизни. «Учеба перевернула мою жизнь. Кроме того, в Ashridge я встретила своего будущего мужа!», - улыбается Мириам.
Материал подготовлен на основе статьи The Independent Tapping at the glass ceiling: More women are studying MBAs - but there is still room for improvement.
Источник изображения: pixabay.com