Татьяна Долякова, гендиректор рекрутинговой компании Penny Lane Personnel, в 2014 году окончила программу Executive MBA Стокгольмской школы экономики. В рамках образовательной выставки QS World MBA Tour в Москве вместе с представителями зарубежных бизнес-школ она примет участие в круглом столе «Карьерные и профессиональные траектории для женщин-руководителей» и ответит на вопросы посетителей. В преддверии мероприятия Татьяна рассказала Executive.ru о своем опыте обучения на MBA.
Executive.ru: Почему MBA было необходимо для вашей карьеры?
Татьяна Долякова: Я искала западную школу, с западными преподавателями и стандартами обучения. MBA европейских и американских школ предполагает возможность поиска работы за границей. Если есть такая потребность, то можно уехать, потому что у тебя есть образование, которое там признается.
Executive.ru: То есть вы поступали на MBA с целью переехать?
Т.Д.: Задачи переехать как таковой не было. Но наличие MBA расширяет возможности. Это как английский язык – если ты его знаешь, то открываются дополнительные варианты для развития карьеры, работы над зарубежными проектами. Мы ищем персонал для крупных иностранных клиентов, знаем структуру компаний, понимаем, как устроены бизнес-процессы в западных компаниях, и они часто отличаются от российских компаний. Возможность применить знания в Европе – это своего рода бонус обучения на MBA.
Executive.ru: Некоторые HR-специалисты говорят, что получают MBA, чтобы говорить на одном языке с соискателями. Вы тоже преследовали эту цель?
Т.Д.: MBA в топовых школах – это достаточно дорогое образование, чтобы получать его только ради знакомств, нахождения в среде других специалистов и изучения их терминологии. Студенты, особенно в зрелом возрасте знают, чего они хотят, это осознанный и продуманный выбор. Студенты приходят для развития своих компетенций, для совершенствования управленческих навыков, для личностного роста. На MBA учатся ищущие люди, которые пытаются найти ответ, как решить ту или иную задачу в бизнесе. Сейчас достаточно велик процент компаний, которые занимаются развитием топ-менеджеров и предлагают сотрудникам программы по обучению. Для сотрудников это возможность вертикального роста внутри компании.
Executive.ru: Какие задачи вашей компании вам помогла решить программа MBA?
Т.Д.: Дипломная работа и все задания касаются твоей компании. Если проходим блок маркетинга и рекламы, то ты отрабатываешь его на примере своей компании. Если проходим финансы – то составляешь баланс, делаешь финансовое планирование. Получается, что за два года ты полностью анализируешь всю цепочку создания продукта или услуги в своей компании.
Executive.ru: Что вы поменяли в своей компании? Что вы стали делать по-другому?
Т.Д.: Мы смогли понять, кто наши конкуренты, как они себя позиционируют, и где относительно конкурентов находимся мы. Поняли, что где-то у нас не хватает дополнительных услуг, но где-то их может и не быть, потому что мы занимаем другую нишу. Поменяли ценовую политику – некоторые услуги стали предлагать дешевле, а некоторые дороже. Вроде бы в теории и так все было понятно, но мы разложили все по полочкам, наглядно изобразили, можно сказать, сделали презентацию. После этого уже можно дальше развиваться.
Executive.ru: Есть ли особое отношение к девушкам при приеме на MBA?
Т.Д.: При поступлении я не почувствовала никакой предвзятости. Наоборот, бизнес-школы любят девушек: это хорошо и для разнообразия профессий и специальностей в коллективе, и для баланса, для общей атмосферы. Это при собеседованиях на работу есть практика задавать личные, гендерные вопросы. А на обучение, наоборот, с удовольствием берут девушек.
Executive.ru: А по окончании обучения отношение к вам в компании изменилось?
Т.Д.: Мое обучение не было задачей собственника бизнеса. Это была моя собственная задача, и я полностью ее решила. Но для многих это карьерный шаг на уровень плюс один, он предпочтителен вне зависимости от пола сотрудника.
Executive.ru: Как вы совмещали работу и учебу?
Т.Д.: Нужно быть готовым, что MBA – это не легко. Это денежные и временные затраты. Нужно понимать, что два года будет продолжаться работа нон-стоп без выходных. Это будет трудно, но это приучит и к тайм-менеджменту, и принесет удовольствие – как в институте, когда мы были молодыми. Просто в вузе мы работали, не зная для чего, а здесь – для конкретной цели.
Executive.ru: Как долго сохранится эффект от обучения на MBA?
Т.Д.: Самыми яркими будут годы учебы и еще плюс год-два после окончания: есть материал, с которым можно работать, есть что внедрять. Ты в атмосфере этого драйва.
Партнерский материал
Искренне поздравляю Татьяну с получением степени. От себя хотел бы добавить следующее (опыт только США, за Европу не знаю).
1) Если учиться на MBA ради корочки и пропуска на "новый уровень", то спешу разочаровать - в США для таких целей котируются MBA школы только из первой пятерки. Цены на обучение там соответствующие. Все остальное - ну тоже самое что получить диплом престижного московского ВУЗа в филиале, расположенном где-нибудь в Иваново. Отношение к таким "специалистам" примерно такое же.
2) Качественный MBA это дорого. Очень дорого. Если у вас нет свободных денег, свободного времени и настроя, а, главное - нет четкого понимания, зачем оно вам нужно, даже не начинайте.
3) MBA это скорее не про знания, а... про связи. Ключевое здесь (после знаний) - выстраивание контактов и ваши взаимоотношения между одногрупниками, среди которых могут легко быть дети миллиардеров, миллионеров, ТОП-менеджеры крупнейших мировых корпораций и прочие сливки бизнес-сообщества.
Если вы уверены в своих силах и у вас есть на это время и деньги, то да, MBA это хороший способ расширить свои знания и отличный шанс обзавестись новыми влиятельными связями.