«Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не «с ней» и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительного человека. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны».
Карл Юнг написал эти слова почти столетие назад в своей книге «Психологические типы». И все же и сегодня каждый явный интроверт, прочитавший эти строки, может подумать, что Юнг следил именно за ним, тайно изучая всю его жизнь. Распознать явного интроверта не сложно – стоит только увидеть его (причем зачастую достаточно именно увидеть, потому что услышать интроверта можно крайне редко). Это те, кто покидает вечеринку первыми, если вообще появляются на ней. Те, кто на обеденном перерыве предпочитает почитать книгу в уединении, нежели пригласить за компанию коллегу. Совершать махинации и заниматься саморекламой – не их конек, также как и пребывать слишком долго в центре всеобщего внимания. Интроверты не любят светскую беседу, презирают безличное, эмоционально поверхностное общение, долго входят в доверительные отношения и склонны к пессимизму.
На первый взгляд складывается впечатление, что такие характеристики не принесут таким людям должного успеха как в самом бизнесе, так и в бизнес-школе – стартовой площадке по подготовке к карьерному рывку. Экстравертированные студенты, коих в бизнес-школе большинство, активно налаживают связи в кругу преподавателей, однокурсников и бизнес-профессионалов, умасливая тем самым себе путь к приглашению на вакантную позицию, или успешного запуска бизнеса после окончания обучения. Они стремительно вливаются в самые жаркие дискуссии в классе, получают наслаждение от участия в групповой работе и блещут на выступлениях и презентациях. Есть ли тут место интроверту? Согласно мнению Деборы Дорсетт, вице-президента и старшего консультанта по оценке личности в компании Personalysis, - «Абсолютно да!». Дорсетт помогает профессионалам найти свое место в бизнесе в зависимости от их типов личности, и она имела опыт работы с интровертами, которые смогли достигнуть очень высоких должностей и стать хорошими управленцами. По ее словам, интровертам ни в коем случае не стоит отказываться от поступления в бизнес-школу. Главное – правильно мотивировать самих себя при этом.
Мы не задумываемся об очевидном факте: у власти обычно стоят прекрасные «говоруны» и рассказчики, не имеющие идей по реализации своих слов. Почему? Слишком легко прикрыться умением запудривать мозги, не имея таланта делать дело. А ведь именно обратным талантом – мало говорить, но много делать – обладают интроверты, считает бывший корпоративный юрист с Wall Street, бизнес-консультант и интроверт в душе Сьюзан Кейн. Стратегическое и критическое мышление, глубокий анализ, творчество и инновации, нестандартное мышление – вот чем отличны интроверты. А это как раз те самые качества, благодаря которым люди делают бизнес успешным. Вспомните, например, таких выдающихся личностей и интровертов в душе, как Уоррен Баффет, Билл Гейтс, Чарльз Шваб.
В обществе, где общительность и раскованность ценится превыше всего, быть интровертом — тяжело и даже позорно.Однако Сьюзан Кейн утверждает, что интроверты дарят миру свои удивительные таланты и способности, и их нужно поддерживать и ценить.
Конечно, Кейн во многом права, однако эта похвала никак не поможет интровертам в бизнес-школах, где высоко ценятся навыки хорошей самопрезентации, благодаря которым можно обеспечить себя хорошей работой. Так что делать тем, кто готов скорее «лопнуть на месте», чем дать хвалебную речь в свой адрес? Как интровертам процветать в бизнес-школе?
Используйте свои сильные стороны
Явные интроверты могут добиться успеха в бизнес-школе, если они найдут в обучении свои исключительные мотивирующие факторы, например: «Я могу не чувствовать себя самим собой, не ощущать комфорта, исполнять неуютные для меня роли, но я знаю, что это мне необходимо, потому что только так я смогу построить успешную карьеру». Интровертам нужно задействовать свои сильные стороны, в которых самоанализ и стратегическое мышление являются ключевыми элементами. Важным навыком для интровертов будет изучение светского этикета: того, как правильно представляться и выступать на публике, а также работать в команде, вовремя включать и отключать в себе «экстраверта» в зависимости от ситуации. Дорсетт не сомневается в потенциале интровертов преуспеть в бизнес-школе. У них есть очень важный мотивационный стимул: интроверты недооценены обществом. Сдержанность характера далеко не всегда позволяет им делать попытки исправления неправильного представления о себе. Однако есть те немногие, которые горят желанием разбить эти установки, победить навязанную миром отчужденность и изменить устойчивое стереотипное представление о характере интровертов.
Хлоя Кармайкл, клинический психолог, которая преподает в Long Island University и City University of New York, советует студентам-интровертам как минимум больше общаться через Сеть и сосредоточиться на своих письменных коммуникационных навыках. Однако, если предстоящий поход на важную бизнес-встречу пугает вас, а успех кажется невозможным, наиболее перспективным будет растить свои социальные навыки, и делать это нужно маленькими шажками. Кармайкл предлагает интровертам как можно чаще искать ситуации, в которых им нужно общаться с другими людьми. Если вы посмотрите вокруг, вы повсюду увидите возможности «публичных выступлений»: на вечеринках, на местном собрании товарищества собственников жилья, с продавцом в супермаркете, сотрудником почты, парковки, библиотеки и т.д. Как интроверт, вы, конечно же, захотите продумать такие диалоги заранее, а не импровизировать. Планировать заранее – для интровертов ключ к успеху на социальной арене, будь то презентация, интервью, собрание, конференция или вечеринка. При этом чем больше у вас будет практики, тем больше будет понимание того, что, как и когда нужно говорить, и тем больше будет уверенности в себе. Вы даже можете в самом начале семестра поговорить с профессорами и попросить их как можно больше привлекать вас к обсуждению в классе и к необходимости выступать первым, объяснив это желанием наработать предприимчивость и деловую хватку. Также Кармайкл рекомендует интровертам обратиться за помощью к друзьям. Попросите у них несколько советов, а затем попросите их взять вас с собой на нетворкинг-мероприятие и представить в качестве своего друга окружающим. По мнению же Деборы Дорсетт, многие ее знакомые интроверты не в состоянии самостоятельно добиться должного признания, потому что, когда приходит время сказать вслух о своих заслугах, они становятся робкими и нерешительными. Поэтому она рекомендует задружиться с экстравертированной личностью, связанным по роду своей деятельности с прессой и общественностью.
Сама по себе «корочка» MBA будет также давать интровертам дополнительную степень уверенности в себе на новой работе, так как ее получение подразумевает обладание глубокими знаниями предметной области, а для интровертов знания – это сила. Спустя некоторое время они смогут прекрасно управлять и руководить. А среди тех, кто дослужился до должности CEO, разглядеть интровертов бывает крайне сложно, потому что они научились правильно держаться на публике. Не отрицая того, кто они есть, а выработав естественную для себя манеру поведения. Единственное, что может выдать таких инровертов – им хочется побыть в одиночестве, когда встреча окончена.
Советы от выпускников MBA – интровертов:
Алина Ковалевич, MBA выпускница Recanati Business School (Израиль), основатель Ever.Travel: На мой взгляд, экстравертность или интровертность натуры – это не решающий показатель для определения того, идти ли на программу MBA или нет. Решающий показатель – это потолок, в который вы упираетесь, понимание того, что нужно выходить на следующий уровень. Например, я – интроверт, и если вы меня спросите, что мне более комфортно делать: общаться с компьютером или с большой группой совершенно разных людей на неродном языке, – конечно, я отвечу, что общаться с электронным другом куда приятнее и, главное, «безопаснее» для собственного «Я». Но, вместе с тем, для интровертов, осознающих свое ограничение, это повод начать над собой работать. Мне здесь близка метафора «человека-библиотеки». Вы всю жизнь можете читать только одну или несколько книг. Контент знакомый, понятно, что будет через страницу, вы в зоне безопасности. Скучновато, но зато предсказуемо. Но мне лично куда интереснее быть разными «книгами»: когда интеллегентной, когда грубой, когда жесткой, когда стеснительной. И вот когда вы понимаете, что можете быть разными, то диапазон ваших возможностей становится от плюс бесконечности до минус бесконечности. В этом смысле MBA – это искусственное создание условий, где вы вынуждены быть разными. Особенно на full-time программе. Это не просто вызов самому себе, это расширение ваших границ. А потом, как выясняется, не один вы тут такой интроверт.
Марина Колесник, MBA выпускница Harvard business school, основатель Oktogo.ru и владелец Travel.ru: Если вы «нетворкер» от природы – бизнес-школа вам не нужна. А вот интровертам я рекомендовала бы идти в бизнес-школу. Именно там у них есть возможность научить общаться и вращаться в профессиональной среде, завести большое количество деловых контактов. Понятно, что по своей сути человек не меняется: если он родился интровертом, то им и останется до конца своей жизни. Само слово «интроверт» может трактоваться по-разному. В моем понимании это не то, насколько человеку легко или сложно общаться с людьми, а то, устает он или отдыхает от контакта с окружающими. Тут стоит обратить внимание и на то, куда мы стремимся в поиске отдыха, чтобы восстановить силы. Экстраверт, когда жутко устал, ищет шумных компаний – это помогает ему разрядиться и расслабиться. Интроверт при усталости ищет одиночества. В бизнес-школах по всему миру все активнее применяется метод кейс-study с активным участием всех слушателей в обсуждении. Оказываясь в трудных условиях, больше всего знаний получит тот, кому это дается сложнее всего – это интроверт. Если, конечно, он не замкнется в себе от страха. Поэтому я согласна с тем, что нужно себя четко мотивировать и понять, зачем оно вам нужно. Двух лет (наиболее распространенная продолжительность программы MBA) вполне достаточно для того чтобы выработать в себе необходимые навыки. Стоит упомянуть актуальную проблему в мультинациональных классах. Каждая нация имеет свою степень интровертивности. Азиатов, пожалуй, можно назвать самыми интровертивными. Европейцы (и россияне в том числе) более интровертивны, чем американцы, которые обладают выигрышным в нетворкинге экстравертивным умением говорить на любую тему, не зависимо от того, разбираются они в ней или нет. Я уверенно причисляю себя к интровертам, и считаю, что бизнес-образование было мне исключительно полезно. Не только в плане знаний – я научилась получать пользу от нетворкинга. Представьте себе: класс в 80 человек, причем в основном мужчины (и в основном американцы). И в такой компании я просто обязана участвовать в обсуждении коллективного задания (если не участвовать – то не пройдешь курс и будешь отчислен). Моя рекомендация всем интровертам – как можно чаще выводите себя из зоны комфорта. Потому что пока вам хорошо и удобно – вы ничему не научитесь. «Мы умные, и лишнего болтать не хотим», - думаете вы? Попробуйте оказаться в экстраверсивной среде бизнес-школы, и ваш взгляд на жизнь непременно изменится!
В подготовке статьи использованы материалы с портала onlinemba.com
Источник фото: freeimages, архив спикеров
Хочется отметить практичность выводов самой статьи и приведенных советов профессионалов.
Их рекомендации могут помочь решить ряд проблем, очевидно более свойственных интровертам.
Немного задел преподнесенный образ интроверта, взятый из приложения к книге К.Г. Юнга.
В работах Юнга есть много подходов к описанию экстраверсии-интроверсии. К сожалению, для усиления эффекта было выбрано описание клинического варианта интроверсии.
Юнг предварил его таким пропущенным авторами абзацем:
''Патологические случаи такого рода - это почти всегда люди,
которые отклоняются от семейного типа и в результате не находят больше
достаточной защиты в своей унаследованной инстинктивной основе. Слабые
инстинкты являются одной из первейших причин развития привычной
односторонней установки, хотя, в крайнем случае, это обусловлено или
подкреплено наследственностью.''
С таким анамнезом человеку стоит сначала подлечиться, а затем уже идти в бизнес школу.