Гонконгский университет науки и технологии (HKUST), который считается одним из лидеров бизнес-образования в Азии, объединяет силы с тремя другими азиатскими школами бизнеса, чтобы повысить свою узнаваемость в США, Канаде и Европе, сообщает Bloomberg Businessweek. Школы на Востоке хотят зарабатывать больше, и для этого им нужны дополнительные студенты с Запада.
Гонконгский университет будет зазывать западных студентов совместно с Китайско-европейской международной школой бизнеса (CEIBS, Шанхай), Индийской школой бизнеса (Хайдарабад) и Нанянгским технологическим университетом (NTU, Сингапур). Руководители этих школ в скором времени начнут разъезжать по Северной Америке и Европе, покажут в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Торонто, Лондоне, Париже и Мадриде совместные презентации и представят свой общий веб-сайт http://www.topasiabschools.com/.
Азиатские университеты хотят навязать конкуренцию за студентов MBA американским и европейским школам бизнеса во главе с Лондонской школой бизнеса, Уортоном и Гарвардом. Азиатские союзники стремятся создать бренд «Top Asia B-Schools», который станет чем-то вроде западной «Лиги плюща», рассказывает директор по маркетингу и набору Нанянгской школы Ник Сориано в интервью Bloomberg Businessweek.
«В Америке есть «Лига Плюща», и мы подумали, почему азиатские школы бизнеса до сих пор не создали что-то похожее?! ― говорит Сориано. ― Даже если мы сильно конкурируем между собой, мы можем работать вместе, чтобы привлечь и убедить людей приехать за MBA в Азию».
Азия растет быстрее Запада
Экономика стран Азии показала свою устойчивость во время кризиса, и этот факт вполне сгодится для того, чтобы западные студенты поверили четырем азиатским школам, что учеба в Азии поможет им карьерам, рассказывает корреспонденту Bloomberg Businessweek управляющий директор QS World MBA Tour Нунцио Квакарелли.
«Азиатские школы бизнеса становятся все более актуальными, и есть несколько факторов, которые делают их привлекательными на сегодняшний день, ― говорит Квакарелли. ― Вполне вероятно, что эти четыре школы ждет успех в наборе западных студентов».
В Bloomberg подсчитали, что национальная экономика Китая выросла на 10,3% по сравнению с предыдущим годом. Экономика Индии прибавила 8,6%. Цифры на Западе куда скромнее: в США рост 2,4%, а в Германии 1,6%.
К тому же азиатские школы бизнеса учат на английском языке, и это по душе слушателям с Запада. Не раскрывая точных цифр, Гонконгский и Сингапурские университеты заявили Bloomberg Businessweek, что заявок на обучение от людей из стран Запада стало больше вдвое за последние пять лет, причем рост начался еще до совместного маркетинга азиатских школ. А в этом году в Нанянгскую школу приехало в пять раз больше слушателей из Америки, чем в прошлом, сейчас американцев уже 10% от всего класса, рассказывает Ник Сориано.
Студенты поступают на азиатские программы, которые короче и дешевле, чем на Западе, цитирует Businessweek директора по приему и развитию карьеры Индийской школы бизнеса В. К. Менона. Программы азиатских школ обычно длятся один год и стоят меньше $50 тыс. В Уортоне учеба длится два года и обойдется в $100 тыс. Другая приманка, которая завлекают людей с Запада, ― возможность получить опыт работы в странах Азии, добавляет Менон.
Азиатские школы укрепляются в мировом рейтинге FT
Гонконгский университет в рейтинге Financial Times 2010 года делит девятое место с Чикагской школой бизнеса. 150-акровый кампус гонконгской школы бизнеса открылся в октябре 1991 года в бухте полуострова Клируотер, в школе учатся 9515 студентов.
Индийская школа бизнеса основана в 2001 году в Хайдарабаде, сейчас в ней учатся 577 студентов и она занимает 12 место в рейтинге Financial Times, который основывается на двадцати критериях, в том числе на размере заработной платы выпускников и качестве научных исследований преподавателей.
Китайско-европейская международная школа бизнеса основана в 1994 году и более известна под аббревиатурой CEIBS, в нынешнем рейтинге она на 22 месте. Основной кампус школы находится в одном из районов Шанхая ― Пудун, но есть еще представительства в Пекине и Шэньчжэне. В CEIBS учатся 201 слушатель очного MBA и 742 EMBA, как правило, это корпоративные менеджеры, которые приходят на занятия по выходным.
На программах Нанянгской школы обучаются 589 людей, в том числе 177 на очном MBA. Работает школа с 1995 года и занимает 27 место в рейтинге из ста. Лондонская школа бизнеса возглавляет рейтинг, опережая Уортон и Гарвард.
Запад нанимает на Востоке
Мировые компании все охотнее нанимают людей из азиатских школ бизнеса, такие выводы можно сделать, если взглянуть на ежегодный список QS из двухсот школ бизнеса, которые предпочитают работодатели для найма обладателей степени MBA. Как ожидается, в список QS 2010 года войдут от тридцати до сорока школ бизнеса из Азии, хотя в 2005 году в этом рейтинге их было всего двадцать, сообщает Bloomberg Businessweek со ссылкой на Нунцио Квакарелли.
Слушатели Индийской школы бизнеса находят работу в Нью-Йоркском офисе McKinsey & Co и Citigroup Inc, а так же в лондонском отделении HSBC Holdings, рассказывает В. К. Менон. Дублинское представительство Accenture, американские офисы Johnson & Johnson и General Electric набирают сотрудников в китайской CEIBS, согласно сайту школы.
Наборы западных студентов в азиатские школы бизнеса растут. По словам представителя гонконгского университета Полин Ченг, Европейцы и американцы составляют уже 20% класса MBA Гонконгского университета, в 2001 году их было вдвое меньше.
«Мы видим, что европейцы и американцы все чаще подают документы в наши школы, но в некоторых городах наши позиции не так сильны, — говорит Ченг. — Понятно, что некоторым студентам сложно до нас добираться, поэтому мы решили объединить усилия школ».
В CEIBS студентов из Европы и США примерно столько же — 22%, пишет Bloomberg Businessweek, причем около 80% выпускников остаются работать в Китае после окончания школы бизнеса.
Азия хочет утроить наборы из-за рубежа
«Нас хорошо знают в Китае и Юго-Восточной Азии, но мы хотим усилить репутацию нашего бренда в Европе и Америке», — делится планами директор программ MBA и заместитель декана CEIBS Лидия Прайс.
Индийская школа зачислила в этом году 30 студентов с иностранными паспортами на программу MBA из 580 человек, это 5%. Школа хочет довести цифру поступающих из-за границы до 15-20%.
«В Азии никогда прежде не видели, чтобы местное образование помогало американским студентам, мы хотим это изменить», — цитирует Bloomberg Businessweek В. К. Менона.
Томасу Хайленду 32 года, он родом из города Гринвич, штат Коннектитут, в 2010 году он окончил Индийскую школу бизнеса, и ему азиатское образование как раз помогло. Хайленд путешествовал по Индии половину 2005 года и очаровался динамикой бизнеса в стране. Как он рассказывает, Индийская школа бизнеса стала для него идеальной площадкой для входа на рынок Индии, и в прошлом году он поступил в нее. С тех пор Хайленд укоренился в местном бизнес-сообществе, потому что проводит в Индии почти все свое время, он работает в «Центре развивающихся рынков» своей школы бизнеса. Этой осенью Хайленд планирует запустить фонд венчурного капитала в Хайдарабаде.
«Индийская школа стала для меня невероятно удачной стартовой площадкой. Когда вы попадаете в такое место, вы получаете доступ ко всем деловым кругам Южной Азии», — говорит Томас Хайленд.
Американцы в Китае
Девону Никсону 28, в CEIBS он приехал из Оранж Каунти, Южная Калифорния, и окончил школу в 2010 году. По его словам, Китай привлек его еще в детстве, когда он, будучи внучатым племянником покойного президента США Ричарда Никсона, путешествовал со своей семьей по этой стране, он всегда хотел вернуться в Китай. Позже Никсон подыскивал себе программу MBA в Китае и наткнулся на CEIBS, которая открывала перед ним возможность начать бизнес в развивающейся экономике.
«Когда американец поступает в китайскую школу бизнеса, это действительно смелый шаг, потому что CEIBS — это не столько громкое имя, как, скажем, Гарвард или Стэнфорд», — передает слова Никсона Bloomberg Businessweek.
Для Никсона, одного из девяти американцев в классе, ставка окупилась. Между уроками, на которых он изучает китайский язык, он занимается двумя бизнесами — открыл компанию сухой чистки и держит магазинчик чая и кофе в кампусе CEIBS, к тому же иногда консультирует сторонних бизнесменов. В будущем он хочет работать в медицинской промышленности Китая, потому что в США он три года занимался именно этим.
«За время, которое я провел в CEIBS, я добился гораздо большего, нежели б остался в Штатах, — говорит Никсон. — Я оглядываюсь назад и понимаю без каких-либо оговорок, что сделал правильный выбор».
Узнайте больше о бизнес-школах и программах MBA:
Справочник бизнес-образования в России
Справочник бизнес-образования за рубежом
Также смотрите:
Браво, Николай, отличный пост. Хотя статью тоже было интересно прочитать.
С трудом прочитал статью и коментарии Николая Романова - не то чтобы было не интересно, но статья отдает очень сильным ''душком'' проплаченности, а Николая что-то ну очень сильно тыркнуло по ее поводу (хотя я согласен с его доводами).
Теперь по существу:
1. Вы заметили, что среди нескольких названных высокопоставленных представителей азиатских бизнес-школ только один азиат? Сориано, Квакарелли, Менон, Прайс и - Ченг.
2. Меня добил пример внучатого племянника Никсона... Для американца такой пример является сильным мотиватором последовать примеру ''президента''.
3. Народ едет туда не учиться, а нарабатывать связи и деньги, думая, что они там ''вне конкуренции''.
4. Статья переводная, но нет ссылки на оригинал.
5. Заявление, что Нанянгская бизнес-школа находится на 27-м месте в топ-100, реально насмешило мои тапочки. Кстати, она оказалась на 67-м: http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/nanyang-business-school
6. CEIBS на 17-м месте в рейтинге EMBA http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/ceibs . Ее нет в рейтингах MBA. Ели вы еще не в курсе, рекомендую изучить разницу между MBA и EMBA.
Статья интересна. Даже если не вдаваться в разбор достоверности фактов. Напрашивается только два вопроса: откуда столько агрессии, Николай, по отношению в Азии? Неужели человечество вместо сближения наций всё дальше катится в бездну конкуренции рынков (производства, кадров, ''мозгов'')?
Очевидно, что Азиаты сейчас на подъеме и хватаются за всё что лежит на поверхности, не задумываясь о последствиях.
Они почему-то уверены, что в кратчайшие сроки смогут создать мировой бренд, только посредством переманивания преподавателей ведущих бизнес-школ мира и за счет суперсовременного технического оснащения и информационного обеспечения образовательного процесса.
Увы, в первое время им конечно удастся привлечь слушателей, падких на экзотику и преподавателей, жадных до высоких почасовых ставок. Но со временем их слушатели обязательно почувствуют, что им постоянно чего-то не хватает.
Со временем, да еще и в случае снижения темпов роста азиатской экономики, они реально осознают, что подобные ''искусственно созданные'' бизнес-школы, не имеющие своих длительных исторических традиций и солидного собственного опыта организации подобного обучения, пополнят строй рядовых бизнес-школ мира, дипломы которых не котируются также солидно, как дипломы нынешних мировых брендов.
Сразу начать с ''нуля'' и сделать программы-конфетки и высококотируемые дипломы - практически невозможно. Мы сейчас осторожно наблюдаем за нашими активно развивающимися бизнес-школами и рады первым успехам бизнес-школы ''Сколково'', обладающим высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, грамотным менеджментом, и хорошим техническим оснащением. Мы прекрасно понимаем, что при поддержке государства можно сделать сразу очень много и сразу очень хорошо. Возможно, через некоторое время, слушатели, сполна хлебнувшие ''азиатского'' бизнес-образования, постепенно перекочуют к нам - в ''Сколково'', ну и конечно же в Центр ''Бизнес и маркетинг'' АНХ при Правительстве РФ))))
Мы их уже конечно готовимся и уже очень ждем, надеемся и верим в нашу скорую встречу))) А пока они медлят, раздумывают и неспешно собираются, мы приглашаем к нам на обучение наших отечественных предпринимателей, давно мечтающих изучить новые возможности эффективного использования маркетингового подхода в собственном бизнесе. Если Вы хотите успеть, обогнать Азиатских слушателей и выиграть такое дорогое ныне время - то знайте, мы всегда ждем Вас в наших аудиториях!)
С уважением
Директор Центра
''Бизнес и маркетинг'' АНХ при Правительстве РФ
Сапрыкин И.В.