Уверен, что данный термин многие слышат в первый раз. Скажу, что и сам о существовании его узнал недавно, 3-4 года назад. В двух словах, это тоже наставничество, только отличие в том, что наставник, как правило, намного младше стажера.
Это явление началось, по моим оценкам, в конце 90-х. Началось оно, в основном, с обучения «вчерашними студентами» «мастодонтов» предприятий использованию Интернета. Я лично проходил это на своем опыте. Безусловно, в тот момент я и не знал, что это называется «обратным наставничеством». В тот момент я назывался «IT-консультант». Меня лично приглашали на предприятия для консультаций довольно старых руководителей, а иногда даже оплачивали обучение после консультации.
Я не мог работать полностью официально, потому что был студентом, а устроиться на крупное предприятие студенту на неполный рабочий день, а главное на достойную оплату труда, до конца 2000-х было невозможно. Потому что на рынке труда, в это время, было очень много высококлассных, но узкоспециализированных специалистов, и я не выдерживал конкуренции.
В те далекие времена это не было массово. Тогда обратное наставничество было скорее консультированием. Ведь наставник – это больше, чем просто консультант. Наставничество предполагает более длительный процесс, и наставник несет ответственность за своего ученика.
Сейчас я могу отметить, что те руководители, которые хотели научиться сами и учились хорошо, все вышли на хорошие должности или вывели свои предприятия на высокий уровень, но большинство ушло в свой бизнес. Те же, кому мои лекции были навязаны, быстро разорились. Не берусь судить, как и почему так произошло, но, как говорится, статистика вещь упрямая.
Сейчас обратное наставничество приобретает уже массовый характер. Я все чаще и чаще вижу, как довольно возрастные сотрудники, нанимают молодых консультантов, которые им рассказывают, как надо работать и поступать. Возрастные сотрудники – это не те, которые по физическим своим годам старше, а те, которые давно находятся в бизнесе. Рискну высказать свое мнение: это ненормально. Это сигнал о том, что руководители ведут компанию не по правильному пути в силу своего отставания в образовании. Это мое частное мнение.
Чем опасно обратное наставничество для компании
Есть большая разница между наставником и учителем. Учитель учит и, как правило, у него нет методов воздействия на своего ученика. По этой причине у учителя нет задачи научить комплексно. У учителя задача дать знания. А наставник, он, как не странно, не дает знание, а учит ими пользоваться. У наставника уже есть методы воздействия на своего ученика. Можно вспомнить советское время, когда школа наставничества работала: по оценке наставника выплачивалась или не выплачивалась премия, а могли и уволить с предприятия. Так и сейчас, в бизнесе. Наставник, если видит, что не может обучить сотрудника, советует уволить нерадивого сотрудника и, как правило, к наставнику прислушиваются.
Сейчас происходит странная тенденция, «молодые» обучают «стариков», прикрываясь модными терминами: «обратное наставничество», «обратный менторинг», «Reverse Mentoring», «дайверсити» и так далее. Где это происходит? Как правило, в транснациональных или государственных компаниях. Я не знаю ни одной компании, которая относится к субъекту малого и среднего бизнеса, где опыт обратного наставничества был бы востребован.
Кто-нибудь задавался вопросом, а кого обучают обратные наставники? Ведь это далеко не линейный персонал. Как правило, это топы и высшее звено управления.
Почему так происходит? Уверен, что глубокого анализа никто не делал. Я выскажу нелицеприятное для многих мнение: это происходит из-за обычной лени. Топ-менеджерам и высшему звену руководства уже давно лениво обучаться самим, не говоря о том, чтобы самим обучать. И уж тем более, пытаться пользоваться знаниями, анализировать ситуацию, делать выводы и брать на себя ответственность за свои решения и поступки, да и просто шевелить мозгами. Но, кто-то должен делать работу, принимать решения? Как раз для этих целей и берут молодое поколение.
Это очень удобно: если результат твоего руководства хорош, то ты получаешь все лавры, если результат плохой – всегда есть кого обвинить в неудачах и промашках. Вот так и получаться, что за новыми терминами, мы, руководители и топ-менеджеры, прячем свою некомпетентность. Ведь мы не говорим об учителе новых технологий, а именно так меня называли 20 с лишним лет назад. Мы говорим о наставничестве.
У наставника, помимо передачи знаний, есть задача научить пользоваться знаниями, и за это наставник несет ответственность. Точнее за то, как вы воспользуетесь знаниями, полученными от него.
Вот гипертрофированный пример: вы учитель по боевым искусствам, кто-то из ваших учеников пойдет в милицию защищать, а кто-то пойдет в бандиты грабить – согласитесь, какой путь выберет человек во многом зависит от наставника. Наставник должен знать для чего он готовит человека. И может отказать стажеру в обучении.
Надеюсь, что вы уловили разницу между учителем и наставником, которую я закладываю в смысл этих слов. Именно по этой причине и был произведен отказ от слова, или, я бы сказал, должности учитель. Молодой учитель – это нормально, а вот молодой наставник – это ненормально.
Основная моя мысль, как я уже сказал ранее, неприятна для большинства: явление обратного наставничества – это извращение, как однополая любовь. Если вы, как руководитель, желаете поднять свой уровень знаний, то вы идете учиться и получать знания, а не придумываете новые термины для оправдания своей низкой квалификации. Ведь, еще раз повторюсь: учитель дает знания и не несет ответственности за то, как их применят, а наставник дает знания и несет ответственность за их применение и лично за человека, с которым он занимается.
В России обратное наставничество набирать популярность начало совсем недавно, может быть 2-3 года назад. Я думаю, что это связано с экономикой нашей страны. Пока экономика росла, а это до 2014 года, большинство были хорошими руководителями.
С 2014 года экономика падает, стремительно падает и уровень жизни. Поскольку большие корпорации очень инертны, то эффект падения экономики до них дошел за 2-3 года и учредители почувствовали, что в их структурах что-то пошло не так: убытки растут, прибыль падает.
Собрали совет директоров, а там оказались непрофессионалы, а может быть и профессионалы, но работают они не в интересах компании, а иногда откровенно вредят, как оказалось. Распустить совет просто так нельзя: не может компания уволить сына депутата, дочь главы района или кума, зама или зятя министра. Если спускаться на уровень ниже, то там не могут уволить фаворитов топ-менеджеров и так далее…
А делать-то что-то надо, нельзя ведь показывать убыток много лет подряд. Отправить в школу таких персонажей нельзя – они учиться не будут, не умеют, не хотят. Ведь если б хотели, то давно бы сами выучились. Поставить им учителя, который на 10-20 лет младше, не положено по «статусу». А делать-то все равно что-то надо.
Вот и получается, что специально для таких персонажей, которые падки на модные штучки и бренды, создается новый, модный и страшно актуальный бренд: обратное наставничество, со всем описанными выше бонусами и малусами. Вот для чего и для кого был создан новый бренд «обратное наставничество».
В заключение отмечу, что в сложившейся ситуации виновна не система образования, ни государство и даже не США или НАТО. В появление такого странного, на мой взгляд, явления как обратное наставничество виновны мы сами.
Да, да, мы сами, мы – родители. Я, как родитель троих детей, бываю на школьных собраниях и вижу формирование безответственных детей своими родителями. Меня огорчает реакция некоторых родителей, когда учитель на родительском собрании делает замечание родителям, а они на это отвечают, что вот такой «особенный» ребенок, и предлагают учителю найти «индивидуальный подход к ребенку».
В этот момент мне так и хочется сказать, что задача учителя дать знание, а уж возьмет ваш ребенок эти знания или нет – это не проблема учителя, это проблема родителей. Не должен учитель искать подходы к каждому ребенку, когда у него в классе 20-30 человек – это просто невозможно. Еще каких-то 30 лет назад, было страшно подумать, что будет, если родителей вызовут в школу. А сейчас большинство детей даже не знают, что это такое, когда их родителей вызывают в школу и, уж тем более, не боятся этого.
Читайте также:
А что такого обратного в "обратном" наставничестве?
Я много занимался обчением в области ИТ, но всё-таки считаю, что этого явления не существует. Да и сам Дмитрий указал только на "обучение «вчерашними студентами» «мастодонтов» предприятий использованию Интернета".
Приходилось учить и старших, и младших. Не зависит от возраста. Уж если и говорить о зависимости, то "мастодонтам" хочется за короткое время узнать как можно больше и для этого они расчитывают на такого "обратного наставника". Зря расчитывают.
Мне понравилась статья и согласна с мнением автора что это очень кривая тенденция.
Обучение более опытных руководителей каким-то современным навыкам - это одно дело. И совсем другое когда более молодые и более амбициозные люди берут на себя такую задачу как "наставлять" состоявшихся опытных руководителей. Это просто смешно и на мой взгляд говорит о полном непонимании того что такое наставничество или менторство. Автор прав - это не просто обучение навыкам, это система взаимоотношений, при которых наставник передает свой реальный опыт (не теоретический, прошу заметить), связи, знакомства, которые сложились за десятилетия. Наставником может быть только тот, кто уже состоялся, всем все доказал и себе тоже, который готов вкладываться в других людей и которому главное, есть чем вкладываться.
Спасибо Дмитрий за интересную тему.
Какая разница какой возраст у человека? Если он может рассказать что-то полезное, то его стоит послушать.
"Где это происходит? Как правило, в транснациональных или государственных компаниях. Я не знаю ни одной компании, которая относится к субъекту малого и среднего бизнеса, где опыт обратного наставничества был бы востребован."
Автор правильно подметил. И далее по тексту:
"не может компания уволить сына депутата, дочь главы района или кума, зама или зятя министра."
На мой взгляд здесь отрабатывается наименее болезненная схема замены кадрового состава и ничего более.
Очень актуальная статья. И это действительно искаженная ситуация, так как нарушается система Иерархии во взаимоотношениях. Но ведь это все просходит опять же только потому, что скольжение по жизни и не желание познать МИР с его законами стало нормой. Когда в ротацию кадров закладывается один из основополагающих принципов- "возраст" и "креативнось", без учета его личностных моральных качеств, то такое "наставничество" не способствует развитию общества. Если это здоровое сотрудничество, где каждая сторона с уважением относится к опыту и знаниям всех сторон, то это будет вести к нахождению прогрессивных форм взаимодействия. Если все будет сводится только к процессу купли-продажи имеющегося навыка, то это печальная история сегодняшего дня. Да, вопрос безотвественности налицо. И как выходить из этой ситуации? Только через повышение своей КУЛЬТУРЫ. Нет другого пути.
Одно дело послушать, другое дело - относиться как к наставнику :)
Конечно, стоит послушать, если человек может рассказать что-то полезное и интересное для тебя. Проблема в том, что в том числе из-за разницы в возрасте человек может не понимать, что тебе это совершенно не интересно.
Я с этим регулярно сталкиваюсь, заходя в салон сотовой связи для оплаты мобильного телефона, чего мне там только не предлагали - и карточки и кэшбеки и много чего другого.
А когда я задаю вопрос, а что я с этого могу реально получить - 2 бутылки пива в месяц, так я не пью пива, а если бы и пил, для меня не проблема его купить.
Зачем слушать, если не интересно? Что за ментальный мазохизм.
Вообще-то Reverse Mentoring появился не для обучения профнепригодных топов или пригретых на теплых местах родственников местной администрации.
Так в конце 1990-х-начале 2000-х гг. люди на Западе пытались дружественно интегрировать в деловую среду непонятных тогда миллениалов - молодое поколение, выросшее в эпоху инета. Молодых действительно просили рассказывать про привычную им среду обитания - инет, чтобы старшие товарищи могли их лучше понять и взаимодействовать с ними. А старшие, в свою очередь, передавали им ценности традиционной деловой среды. То есть, это изначально должен был быть двухсторонний процесс (можно коротко посмотреть здесь:
https://hbr.org/2019/10/why-reverse-mentoring-works-and-how-to-do-it-right)
Reverse Mentoring и сейчас остается технологией взаимопроникновения разных сред - молодежи и старшего поколения, разных культур или социальных групп. Поэтому к понятию реверсивного менторинга и прикрепилось еще одно знаковое для Запада понятие - Diversity (Разнообразие). Такой взаимный менторинг позволяет достигать ключевой западной ценности - прав человека - через признание разнообразия людей.
Однако многие компании признаются, что программы реверсивного менторинга им нужны для бизнеса - чтобы взаимодействовать со своими ЦА и делать более прицельные продажи. Также эта идея применяется в партнерских проектах - когда компании "наставничают" друг друга.
Ну а мы, как всегда, подхватываем и...творчески дорабатываем. И "наставничество" попало в эту историю, потому что именно так перевели в свое время "менторство". Потом понятия разделили (наставничество - это передача опыта на рабочем месте, а менторство - это кураторство/карьерное спонсорство топов по отношению к младшим по званию). Но мы в тонкости уже не вникаем и юзаем слова и понятия, как кому в голову придет. Печально, что мы сначала переворачиваем с ног на голову здравые идеи (которые, возможно, нам вообще не нужны), а потом клеймим свои собственные творения как "модные западные штучки".
Хотя у меня есть примеры вполне оправданного применения этой технологии и в российских компаниях. Когда владельцы бизнесов действительно погружались в молодежную среду, на которую бизнесы работали или из которой получали основную рабочую силу, через обмен "знаниями" (беру в кавычки, потому все это происходило в формате летних лагерей, и знания там были самые разные, включая книги, которые читают разные поколения, и танцы, которые они танцуют).