Игорь Родченко: Два ответа на два вопроса о публичной коммуникации

Игорь Родченко, Анна Валл

Получил вопросы в сети. Важные, интересные. Понимаю, как сложно помочь письменным советом, но очень надеюсь, что кому-то и такой ответ будет полезен, и в первую очередь – автору вопроса.

Игорь, здравствуйте! Можно вопрос? У меня проблемы с выступлением. Проблемы такого характера:

  1. Самая главная. Например, все произносят слово и моя очередь №10. К своей очереди я волнуюсь в предвкушении, слышу, как начинает стучать сердце. А когда начинаю говорить, всё заканчивается тем, что у меня начинают дёргаться мышцы лица. И конечно обидно, когда нужное старался сказать слушающим, а выступление приходится комкать и сворачивать...)
  2. Менее важная, но вместе с тем... Совершенно не умею вести застольные (праздные) беседы. Когда смотрю на человека, знаю, что ему сказать, но когда их много, в голове пустота, и когда слышу 'ну скажи что-нибудь', совершенно нечего им сказать, тоже хорошая тема, но не для стола...;)). Короче, 'воду лить' не умею. Иногда люди обижаются, думают, я чем-то недоволен и пр.

Буду рад, если ответите. Всего доброго! Спасибо.

Первая ситуация мне самому была когда-то хорошо знакома. Неприятная вещь – лицевой зажим. Давайте попробуем понять, а что мы имеем сейчас и попробуем найти решение:

  1. Оратор, который знает свою тему и готовится.
  2. Время ожидания. Если я правильно понимаю, проходит как минимум часа полтора до выступления.
  3. Я не знаю, кто сидит в зале, но очевидно, что оратору небезразлично мнение аудитории о своём выступлении, а иначе не было бы поводов для волнения.

Я бы начал решение задачи с ответа на вопрос: а почему мне небезразлична оценка аудиторией моего выступления? Почему я неравнодушен к мнению окружающих? Почему очень хочется, чтобы меня похвалили, чтобы мне аплодировали, чтобы я оставил хорошее впечатление. Вы скажете, что это не так и я вам не поверю. Мы люди и мы хотим казаться лучше в глазах других, чем есть на самом деле. Среди нас немного классных ораторов, но еще меньше тех, кто хотел бы быть на виду у всех плохим оратором. Так и получается зазор между тем, кто я есть на самом деле и тем, кем хочу казаться. Расстояние между этими двумя точками – пространство страха.

Базовая причина возникающего зажима – зависимость от мнения окружающих

Эта зависимость есть у всех, но одни страдают ею меньше, другие больше. Почему? Есть что-то, что питает её в каждом отдельном случае. Что это? Отсутствие веры в себя, которую не дополучили из-за отсутствия родительской любви в детстве? Речевой недостаток, который хотелось бы скрыть? Техническое образование, привычка к цифрам на бумаге и в связи с этим ощущение, что не получается и не получится быть красноречивым (я же не актер)?

Надо себя оценить и понять. Мне лично, например, мешали и неуверенность в себе из-за невысокого роста, которую я все детство преодолевал, и то, что я иногда шепелявил…. Пока эта заноза не обработана – шансов преодолеть зажим немного.

Если совсем кратко: станьте независимым. Как? Пашите, как лошадь и придет успех, а что такое успех, как не ясное понимание, что ты теперь не зависишь от других. Есть обратный путь – достичь смирения, т.е. предельно спокойного, трезвого отношения к себе и окружающему. Мне кажется, что он сложнее.

Дальше пойдем. Нужна предельная четкость действий, предельная сосредоточенность в работе. Вот несколько общих рекомендаций. Частные придут с опытом.

  • При подготовке выступления не менее 8-10 раз проговорить самому себе текст, но каждый раз своими словами доносить суть. Смысловое ядро должно застрять в голове намертво и при этом должна появиться речевая легкость.
  • За день до выступления подготовку прекратить и пойти в спортзал или куда еще, где можно сбросить излишки напряжения.
  • Утром не пить кофе и не есть тяжелой пищи.
  • Придя на мероприятие, не прятаться, а общаться с людьми.
  • Внимательно слушать все выступления, быть в теме.
  • Перед самым выходом на площадку, переключить внимание в зал. Увидеть людей. Начинать говорить медленнее, дышать спокойнее и самое главное – говорить с людьми, так, как если бы вы сидели в кафе и обсуждали важную тему. Не надо бояться ошибок, оговорок.
  • И вот, наконец, самый важный момент. Зажим придет, он решит посмеяться над вами, сбить, расстроить. И есть тут одно правило русских пехотинцев. Сожми зубы, выругайся про себя матом и иди до конца. Пусть все видят, как дрожат губы, наплевать. Нужна злость на себя. Если станет совсем невмоготу, надо озвучить ситуацию: «Мне трудно выступать публично, волнуюсь, но попробую закончить, а не сбежать, как в прошлый раз».))

Никто не сказал, что публичное выступление – это легко. Я знаю, что это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Так что все трудности на пути его освоения – это нормально.

На второй вопрос я попросил ответить мою коллегу, тренера Анну Валл.

В вопросе неслучайно соединились в одно понятие «вести застольную беседу» и «лить воду». Именно так скособочилась наша речевая культура за последние почти сто лет. Мы утратили речевую бытовую ответственность, отменили салонный этикет. Барское это дело нам стало ни к чему.
Ну вот и плоды: мы считаем, что говорить «по теме» - это одно, а за столом – другое, необязательное и даже нескромное. За столом - у кого как язык подвешен. Кто больше анекдотов знает. Кто понахальнее. И неодобрительное «лить воду» сдерживало нас развиваться.

И как серьёзно отличаемся мы в этом от своих иностранных современников, для которых как раз молчание за столом, в лифте, в соседстве во время полёта – признак дурного воспитания или его отсутствия вообще.

Говорить «о погоде», вести застольную беседу несложно. Есть несколько простых правил, обусловленных стратегией «создать приятную лёгкую общую атмосферу». Ключевое слово здесь - «общую». Поэтому – о погоде, о времени суток, о дне недели («А понедельник не так тяжёл, правда? Ведь сегодня такой приятный вечер!»). Обо всём общем, в эту минуту вас окружающем. Добрый комплимент всем присутствующим – и ничего не надо преувеличивать, всегда есть что увидеть. Было бы намерение. А нужные слова найдутся.

И вы очень скоро убедитесь, что «лить воду» и вести беседу – не одно и то же. Второе легче. Благодарнее и благороднее.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.