Современный бизнес претерпевает серьезные изменения: конкурентоспособность все больше определяется не только качеством и ценой продуктов, поставляемых на рынок, но и ассортиментом, позволяющим удовлетворить разные потребности Клиентов. Это связано как с развитием потребительского вкуса, так и с взрывным технологическим развитием, приводящим к росту конкуренции. На массовых рынках это приводит к следующим проблемам.
1. Рост ассортимента повышает издержки производства. Требуются новые подходы к управлению производством, обеспечивающим снижение ресурсных потерь при переключениях производства разных моделей продукции. Просто конвеерным производством и разделением труда, стандартизацией рабочих процессов и деталей и методов бережливого производства обойтись уже не удается (не хватает гибкости переключений при изменениях конъюнктуры рынка, а частичная оптимизация становится неэффективной). Эмансипация различных социальных слоев общества привела к смещению потребностей в сторону уникальности продукции и требованию немедленного принятия решений о стоимости кастомизаций продуктов, что, в свою очередь, требует нового уровня гибкости производства. Примеры таких изменений можно найти повсюду: от автомобилей (могут ездить женщины, дети, инвалиды) до кухонь (заказы делают от молодых пар до пенсионеров), от косметических услуг (включая домашних животных) до ремонта помещений (полного, выборочного, косметического).
2. Требование разнообразия ассортимента приводят к росту риска непродажи продукции. Это при водит к росту издержек продаж. Снизить эти издержки путем управления заказами уже в полной мере не удается, Клиент не хочет долго ждать, ему нужно здесь и сейчас, а применения дивизиональной модели производства не хватает из-за конфликта интересов различных заинтересованных бизнес-единиц. В ряде сфер бизнеса цену на продукты диктуют дистрибуторы (сетевики), берущие на себя риски продажи произведенной по их требованиям продукции. Соответственно, цены начинают формироваться не в прямом (калькуляция издержек плюс прибыль), а в обратном порядке (цена продукта минус нормативная прибыль). В явном виде эта ситуация сложилась сейчас на рынке массового производства мягкой мебели.
3. Интернет, on-line доступ к информации и социальные сети повысили требования к надежности, гарантированности и оперативности доставки продуктов и услуг до потребителя, что привело к росту технологических издержек, обеспечивающих надлежащее качество продуктов. Решить проблему снижения этих издержек только сервисами гарантийной поддержки и штрафными санкциями уже не удается. Получив гарантии и надежность, потребители продуктов и услуг пользуются ими нецелевым образом: меняют продукты на другие, переделывают работы по причине развития вкуса и понимания. Примеры сплошь и рядом - потребительские иски предъявляет только не ленивый, и их поток только ширится.
4. Развитие образованности и профессиональных компетенций работников приводит к росту организационных издержек на управление производственной деятельностью, снижение которых только лишь изменением условий мотивации становится проблематичным. Если производство заинтересовано в снижении издержек, а сбыт - в вале продукции в том числе за счет разносортицы, ведущей к росту издержек, без согласования их интересов издержки на организацию их взаимодействия будут только расти. Примером могут служит сферы бизнеса, где присутствует конвеерная или дивизиональная структура управления - производство полуфабрикатов и комплектующих материалов, вендинговый бизнес, производство продуктов питания.
Достижение конкурентных преимуществ на массовом рынке возможно лишь путем обеспечения максимальной независимости бизнеса от изменений предпочтений рынка. Для этого требуется согласовать интересы всех участников бизнеса (технологов, производственников, продавцов, дистрибуторов и клиентов) в рамках единой экономической модели: технологии-продукты/услуги-условия продажи-потребности. Баланс интересов обеспечивается механизмами целевой калькуляции издержек, гибкого бюджетирования, комплексной системой мотивации и адекватной автоматизации. Механизмы решения эти задач - многосторонние договоренности участников цепочки создания продуктов, перевод взаимодействия участников бизнеса в электронный вид, использование механизмов on-line взаимодействия, стандартизация производственной и операционной деятельности.
Возможные направления консалтинга по повышению эффективности бизнеса:
- Реинжиниринг бизнеса (бизнес убыточен или требуется его существенная модернизация).
- Помощь в управлении автоматизацией бизнеса (требуется управление ит-подрядчиками, поставщиками консалтинговых услуг).
- Налаживание сбыта.
- Повышение эффективности производства.
Этапы консалтинга (полностью или частично):
1. Оценка текущей ситуации: определение коэффициента оборачиваемости производственных мощностей, рентабельности производства, устойчивости спроса на продукцию, производительности предприятия, оценка доходности в разрезе видов продукции. Исходные данные - производственные калькуляции, данные бухгалтерии и сбыта, нормативные документы и инструкции предприятия.
2. Целеполагание: продуктовые ниши, профили клиентов, интересы партнеров, интересы акционеров.
3. Формирование желаемых параметров бизнеса в ближней и долгосрочной перспективе от обратного (прибыль, доходность, производительность, себестоимость, целевая калькуляция). Исходные данные - информация о деятельности конкурентов, планы владельцев.
4. Разработка структуры бизнеса: бизнес-единицы, система мотивации, система контроля и управления качеством, система управления и обучения.
5. Разработка требований к автоматизации бизнеса: система принятия решений, система управления документами, система электронного взаимодействия, система взаимодействия с поставщиками и партнерами, система взаимодействия с клиентами.
6. Проверка технологической реализуемости (достижение договоренности с внутренними участниками).
7. Проверка эксплуатационной жизнеспособности (достижение договоренности с внешними участниками).
8. Запуск в эксплуатацию (контроль достижения плановых показателей).
Центральным вопросом при проведении консалтинга является вопрос оценки эффективности бизнеса, а конкретно – выбор параметров оценки. Практика показывает, что параметры оценки можно сгруппировать в три основных категории: прямые потери ресурсов (утеря, кражи, порча), прямые потери доходов (уступки, просчеты, отступные), упущенная выгода (простои, дебиторская задолженность, недооценка).
Основными механизмами, используемыми в рамках консалтинга являются бизнес-моделирование, функциональный анализ, системное проектирование и проектное управление.
Т.е. маркетинг по-тихоньку занимает свое место не в тактике, а в стратегии... Хотя первые две проблемы свидетельствуют скорее о его отсутствии - рост ассортимента это не благо, а проблема компании.