Споры о том, чему и как должен медиатор учиться, чтобы таковым называться, ведутся давно. Кто-то пытается самостоятельно найти ответ на этот вопрос, а кто-то рассчитывает на законодателей.
Федеральный закон N 193-ФЗ 'Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)', вступивший в силу с 1 января прошлого года, ничуть не прояснил, на мой взгляд, вопрос о профессиональной принадлежности медиатора. Создается ощущение, что текст закона готовили люди с различными взглядами на медиацию. Результаты этой дискуссии видны и в самом законе, и в последующих за ним приказах, постановлениях и других подзаконных актах.
О чем говорит, например, такая фраза закона: 'деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе'? В подобном ключе описывается и сама процедура медиации: 'деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором… как на платной, так и на бесплатной основе.' Фигуры речи, не более.
Закон уточняет, что профессиональные медиаторы должны иметь профессиональное образование. Замечательное уточнение, но о чем оно говорит? Какова специфика данного профессионального образования? Есть, правда, дополнительное требование 'пройти обучение по программе подготовки медиаторов'. Казалось бы, сейчас наступит полная ясность. Однако и здесь мы встречаемся лишь с причудами речи: 'программа подготовки медиаторов является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки'. Медленное чтение процитированной фразы может доставить наслаждение литературным гурманам.
Попробуем прояснить ситуацию, сославшись на 'Европейский кодекс поведения медиаторов'. Цитирую: 'Медиаторы должны быть компетентны и хорошо осведомлены в процедурах медиации. Это подразумевает надлежащее обучение, непрерывное обновление знаний и практики медиации...'. Опять масло масленое. Чтобы быть медиатором, надо им стать - вот такая вот лингвистическая бюрократия.
Посмотрим, помогут ли нам соображения специалистов, которые, кажется, знают, каким должен быть медиатор, а именно: независимым, беспристрастным, уважаемым, с чувством юмора, психологически устойчивым, юридически грамотным, справедливым, мудрым... Возникает известный вопрос, а хороший человек - это профессия?
Тогда зададимся вопросом, а из какой профессии приходят в медиацию? Юрист может стать медиатором? - Да. Психолог? - Да. Инженер? - Да. Продолжать можно долго, поскольку дело не в этом. А что должен уметь медиатор? Ответ на этот вопрос может, на мой взгляд, приблизить нас к пониманию этой профессии.
Медиатор должен уметь помогать сторонам разрешать конфликты, и, несмотря на то, что конфликты случаются в разных сферах жизни и деятельности человека, он НЕ ДОЛЖЕН быть ни юристом, ни психологом, ни инженером. Медиаторы - это особая категория людей, и особенная профессия. Профессиональный медиатор способен понять совершенно разных людей, различные точки зрения, оставаясь нейтральным; медиатор способен присутствовать на переговорах, оставаясь 'невидимым' для спорящих; медиатор знает настоящее, предвидит будущее, но не опережает время. Медиатор способен спасти ситуацию, а стало быть, и людей, отчаявшихся или заблуждающихся в споре.
P.S. В законе всего лишь несколько пунктов кажутся мне достаточно конкретными. Это пункт о налогах (медиация не является предпринимательской деятельностью, а стало быть, налог - 13%, как с любого другого физического лица), и несколько пунктов о конфиденциальности (о запрете на истребование информации, полученной в ходе медиации etc.). Но, я убежден, что эти пункты вполне соответствуют нормам права, существовавшим и до закона о медиации.
P.P.S. Программа подготовки медиаторов утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации и зарегистрирована в Минюсте. Наиболее эффективно, по моему мнению, она реализуется в Санкт-Петербургском Государственном Университете. Являясь медиаторами-практиками мы принимаем в ряды «Лиги Медиаторов» в первую очередь выпускников СПбГУ.