Москва всегда была и остается той знаковой точкой на карте, к которой приковано пристальное внимание мировой общественности. И это объяснимо и обосновано.
Столица России достаточно продолжительный срок является одной из ведущих финансовых столиц мира. Сегодня город — крупнейший центр концентрации капитала на постсоветском пространстве и в Центральной и Восточной Европе. На Москву приходится свыше 80 % финансовых потоков России и более половины российского банковского капитала. Треть банковских сбережений населения России сосредоточены в Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. В городе расположено более 90 % штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. В Москве функционирует почти треть всех страховых организаций России.
Важной частью финансовой системы Москвы является бюджет города, который уступает только федеральному. По объему это один из крупнейших бюджетов среди 10 ведущих мировых мегаполисов.
Высокие темпы экономического развития Москвы сопровождаются созданием уникальной для России и стран СНГ юридической инфраструктуры, которую образуют ведущие российские и известнейшие иностранные юридические фирмы и образования.
Москва — крупнейший научно-производственный и социально-культурный мегаполис, соединяющий в себе практически все виды экономической деятельности.
Москва входит в число 10 крупнейших городов — центров экономической активности мира и занимает в этой десятке достойное место.
Однако существуют объективные вопросы, требующие принятия волевых решений. Нынешним властям столицы приходиться ломать доставшиеся в наследство от предшественников бюрократические барьеры, которые мешают реальным инвесторам, готовым серьезно вложиться в московскую экономику.
По данным исследования «Ведение бизнеса-2011: улучшение условии для предпринимателей», Москва в рейтинге экономик мира занимает 123 место из 183 по показателю «легкость ведения бизнеса». Поэтому основная цель, стоящая перед правительством Москвы – это изменение предпринимательского климата, увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику города и увеличение числа занятого населения в этом секторе бизнеса.
О том, какие шаги предпринимают московские власти для решения этих вопросов рассказал заместитель мэра по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.
- Андрей Владимирович, принята государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 годы». Сформулируйте, пожалуйста, кратко, что город, его экономика ждут от реализации этого документа? В чем его новаторство?
- Эта программа - первая попытка скомпоновать в одно практически все темы, которые относятся к бизнес-климату в городе, к поддержке малого и среднего бизнеса, к стимулированию инновационной привлекательности Москвы. Подобная синергия удобна и исключает дублирование. Как вы знаете, программа включает в себя 6 подпрограмм: «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве», «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города», «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве», «Москва – инновационная столица России» и «Развитие Москвы как Международного финансового центра».
- Андрей Владимирович, одна из подпрограмм посвящена развитию Москвы как Международного финансового центра, помимо этого Вы лично входите в Рабочую группу по созданию Международного финансового центра в России. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний день какова ситуация с реализацией этого проекта, какие конкретные решения и шаги предприняты?
Во-первых, Москва уже является Международным Финансовым Центром, и она цитируется во всех крупнейших международных индексах. Например, согласно последнему исследованию консалтинговой компании Z/Yen Group, Москва включена в состав 75 Международных Финансовых Центров. Приятно то, что полгода назад она была на 68 месте, а в последнем отчете за осень 2011 г. года она поднялась на 61 позицию. Но такой результат скорее отражает не скорость экономических изменений в Москве, а более подробное распространение информации о Москве, о мероприятиях, которые здесь проводятся. Кстати в лидерах на сегодняшний день Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур.
О том, что мы должны рассматривать Москву как Международный Финансовый Центр, президент Д. Медведев заявил еще в 2007 году. И на данный момент мы уже видим, что это не фантазия, это – реальность. На прошедшем заседании Международного Консультативного совета по созданию Международного финансового центра в Москве присутствовали практически все топ-лидеры мировой финансовой индустрии. Была сформулирована задача: Москва должна войти в десятку крупнейших финансовых центров. Учитывая, что на данный момент она стоит на 61 месте, объем работы предстоит внушительный.
Что касается предпринятых шагов, мы работаем по трем основным направлениям. Первое направление связано со специализированной финансовой инфраструктурой (биржи, депозитарии и т. д.) В значительной степени это направление зависит от федерального законодательства, в частности от Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), от Министерства финансов, от Министерства экономического развития, а также от профессиональных участников рынка. Второе направление касается создания благоприятного делового климата в стране в целом. Невозможно себе представить, что мировой финансовый центр будет развиваться в стране или городе, в котором неудобно, непрестижно и опасно жить или создавать бизнес. Поэтому второе направление затрагивает вопросы качества инвестиционной среды, защиту прав инвесторов, качества судебной системы, и это направление также во многом зависит от федерального законодательства. Но есть и московский блок, решающий такого рода вопросы, и это уже полностью наша компетенция. А вот третье направление касается качества именно городской среды: транспорт, инженерная инфраструктура, вопросы безопасности города, вопросы, связанные с гостеприимством, это также качество услуг здравоохранения и образования. Все это исключительно городская компетенция. Что касается транспортной подпрограммы и инженерной инфраструктуры, суть этих подпрограмм в том, чтобы город был удобным, гостеприимным и защищенным и для москвичей. И для тех, кто в него приезжает для того, чтобы создавать собственный бизнес.
В Программе серьезное внимание уделено решению транспортных вопросов.
Также приоритетно создание в Москве больших возможностей для получения квалифицированных медицинских услуг для иностранцев. Существует еще и такая проблема: у нас хорошая система образования, особенно начального и среднего, но диплом, который мы выдаем, зачастую не принимается за границей, и, если иностранный предприниматель решит обучать своего ребенка у нас в стране, в будущем он рискует столкнуться с большими сложностями. Вопрос стандартизации имеет место быть и должен быть решен именно в рамках данной программы.
- Андрей Владимирович, в Программе в основном говорится о конкурсных процедурах и о городском заказе. И индикативные показатели в основном с этим связаны. Какие шаги будут предприняты по развитию здоровой конкуренции в городе?
- Мы решаем вопрос создания равных условий доступа частных и государственных предприятий на рынок транспорта, здравоохранения и т.д. Отслеживание такого рода процессов – непосредственная компетенция Департамента города Москвы по конкурентной политике. Наша общая задача – сделать так, чтобы экономическая среда в Москве была конкурентной, и в госторгах могли принять участие максимальное число компаний. Департаментом по конкурентной политике разрабатывается комплекс мероприятий по дополнительным мерам развития конкуренции на торгах. Но надо понимать, что в некоторых сферах, таких как, например, транспорт и здравоохранение, не так много производителей, которые могут соответствовать требованиям городского заказа. Мы стремимся к тому, чтобы рынок был конкурентным, и если мы сопоставим итоги торгов прошлого и этого годов, то мы увидим, что конкуренция-то как раз возрастает.
-Что конкретно может дать реализация программы для наиболее деятельного и активного населения Москвы, например, для представителей малого и среднего бизнеса? В какие сроки и что именно должно измениться?
-Основная цель – изменение в Москве предпринимательского климата. Отражаться это должно в увеличении доли малого бизнеса в ВРП. Доля работающих в малом бизнесе в Москве сегодня составляет порядка 30%, а доля дохода от малого и среднего бизнеса составляет 10% . Такие показатели говорят о низкой эффективности и о непрозрачности этого сегмента. Изменение этой ситуации также входит в ряд задач, поставленных перед нами. Город также должен контролировать и регулировать моменты вымогательства, злоупотреблений полномочиями, недобросовестной конкуренции. Специализированная инфраструктура города тратит и будет тратить деньги на создание бизнес - инкубаторов, технопарков и развития особой экономической зоны в Зеленограде. Все это создает дополнительные перспективы для высокотехнологичных компаний, в связи с чем мы ставим перед собой задачу поддерживать не только малый и средний бизнес, но также тот, который работает в высоко технологичных сферах, в сферах высокой добавленной стоимости.
Также смотрите:
Марина Маякова: Как завоевать народную любовь? Инструкция по применению
Марина Маякова: По праву рождения
Старые песни о главном :D