Несмотря на то, что работы над созданием единой сети начались по разным теориям в 60-е - 70-е годы ХХ столетия, интернет как общедоступная среда появился лишь в 1993 году, с созданием первого общедоступного популярного браузера Mosaic. Именно он обеспечил возможность рядовым пользователям просматривать информацию, скомпонованную в первые web-сайты (или просто сайты). Конечно, тогда это был только текст (изображения браузер грузил часто некорректно, да и скорость модемов не позволяла использовать графику на сайтах), однако именно это событие обусловило рост интернета, который только за 1994 год составил 2300(!) процентов. И это при том, что на момент выхода браузера в мире насчитывалось всего 26 сайтов.
С этих пор пользователи интернета получили возможность находить в интернете информацию, количество сайтов стало расти огромными темпами, а технологии, на которых они делаются, с такой же скоростью развиваться. И сегодня, благодаря этому развитию мы имеем возможность дружить в соцсетях, вести свои блоги, общаться на форумах, делать заказы в интернет-магазинах, искать информацию на ресурсах типа wiki.
Одновременно сайты вошли и в мир бизнеса. Сначала было просто модным иметь свое интернет-представительство, а сейчас сайт для компании это такая же, а в некоторых случаях и более важная составляющая для компании, как офис (ведь некоторым небольшим компаниям офис совсем не обязателен). У компании нет сайта? Странно, возможно, это какая-то не очень хорошая компания.
Однако сайт это не дань моде или традиции. Это мощный и гибкий инструмент для маркетинга, рекламы и продаж компании. Особняком стоят компании, чей бизнес полностью строится на представлении в интернет, такие как поисковые машины, соцсети, онлайн-издательства и другие. Мы же рассмотрим необходимость сайта для компаний, работающих оффлайн, то есть в реальном секторе, продажах, услугах.
Прежде всего, это предоставление информации о себе и о своей продукции. Например компаний производит или реализует широкий ассортимент продукции. Как о ней рассказать широкому кругу потенциальных потребителей, как оперативно оповестить уже существующих клиентов о расширении ассортимента? Бумажные каталоги печатаются долго, на баннерных щитах и в эфирном времени радио и телевидения много не расскажешь. Тогда как на страницах сайта можно разместить полную и исчерпывающую информацию, тексты, спецификации, изображения, видео и даже 3d-модели продукции, реализовать качественные сравнения характеристик и формы подбора необходимой модификации по конкретным требованиям. Этим активно пользуются автодилеры и автопроизводители, поставщики мебели и другие. Среди компаний, реализующих услуги, наиболее активно используют такие возможности банки (расчет кредитных программ, прибыльности вкладов). Для компаний, предоставляющих услуги, донесение информации играет особую роль. Как известно, основная проблема услуги в том, что ее нельзя пощупать, поэтому в работе таких компаний бренд и возможность показать свою компетентность. Такие компании могут размещать на сайте портфолио, success story (развернутые описания завершенных проектов с отзывами клиентов), актуальную аналитическую информацию, что показывает, что компания находится на переднем крае событий, демонстрационные версии своих наработок. Согласитесь, доверие к компании, которая следит за ситуацией, может показать отзывы своих клиентов, не стесняется выложить материалы своих работ, будет куда выше.
Для средств массовой информации сайт предлагает такие возможности, как организация доступа к архивным выпускам, дополнительной информации по различным темам, обсуждение тем, и даже участие в формировании статей, передач.
Кроме того, сайт - удобный инструмент продаж. Возможность не только ознакомиться с ассортиментом товаров и услуг, но и тут же подобрать себе необходимый пакет под свои требования, получить по запросу одним кликом консультацию, отправить заказ, получить возможность оплатить его - это экономит много времени, и люди это ценят. Не случайно одним из первых крупных сайтов в сети стал интернет-магазин www.amazon.com.
Специалисты по маркетингу могут извлечь массу полезной информации, просто размещая периодически небольшие опросы, на которые посетители (как показывает практика) отвечают. Возможно не каждый, но всегда найдется достаточное количество людей, которые готовы высказать свое мнение, если их это не слишком затруднит. Кроме того, все чаще через сайт компании налаживают общение со своими клиентами. На сайтах клиенты могут оставлять свои пожелания к тому или иному товару или услуги, претензии, предложения. Эта информация может помочь обнаружить слабые стороны, осознать сильные, уберечь от провалов или указать на верный путь. Сайт - это интерактивная среда, удобный способ диалога между продавцом и покупателем, производителем и потребителем.
Ну и конечно же реклама. Множество методов рекламы, которые предоставляет интернет, в конечном счете ведут на сайт компании. Наиболее известные и широко применяемые, безусловно, поисковое продвижение и контекстная реклама. При сравнительно низкой стоимости они обладают широкими возможностями по настройке под именно ту целевую аудиторию, которая важна компании. Сюда же стоит отнести баннерную рекламу, размещенную на сайтах-партнерах или на площадках, где часто гостят интересующие компанию потенциальные клиенты.
Совершенно отдельно стоит такой вид рекламы, как объединение потенциальных клиентов в сообщества по интересам. В качестве яркого примера можно привести сайтwww.vsemvkusno.ru, созданный компанией CIF. Казалось бы, какое отношение имеет сайт, объединяющий любителей готовить и чистящее средство. Однако, если подумать, то можно понять, что кто готовит, тот потом на кухне и убирается. Таким образом CIF рекламирует свою продукцию, объединяя людей по интересам.
Существует еще целый ряд способов рекламы сайтов через интернет. О них мы поговорим в следующих публикациях.
Стоит также отметить возрастающее использование компаниями так называемых интранет-сайтов. Это сайты, которые используются внутри компаний. Они содержат в себе организационные и рабочие документы, планировщики, схемы бизнес-процессов компаний, профили и контактные данные сотрудников, могут содержать автоматизированные системы повышения квалификации (тесты, обучающие материалы), то есть фактически автоматизируют всю деятельность компании, облегчая взаимодействие и работу сотрудников.
Естественно, чтобы сайт работал, то есть действительно давал посетителям нужную информацию, облегчал продажи, создавал атмосферу для общения и реализовывал все те цели бизнеса, которые компания хочет на него возложить, необходимо очень серьезно подойти к его реализации и дальнейшему управлению. Посудите сами: если мы создаем каталог товаров с возможностью купить товар, но при этом пользователь не может найти кнопку «купить» - большой ли толк от такого проекта? Или мы хотим показать товар во всей красе, но в карточке товара кроме фотографии низкого разрешения и цены ничего нет - кто захочет покупать непонятно что? А видя, что на сайте компании новости не обновлялись вот уже несколько месяцев, поневоле задумаешься: а жива ли вообще эта компания? Для того, чтобы сайт работа на благо компании, а не во вред ей, создание веб-представительства должно пройти несколько этапов:
- этап анализа будущего сайта и формирования требований;
- этап концепции и дизайна разделов;
- этап программирования.
Каждый из этих этапов мы более подробно осветим в будущих публикациях, здесь же приведем краткое описаниие назначения и важности каждого из этапов.
Этап анализа.
на данном этапе происходит наверное самая важная часть создания сайта, закладывается основа.
В первую очередь определяются цели создания, зачем этот сайт нужен компании, какие цели компания перед собой ставит, и какие задачи будет решать сайт. Хочет ли компания в первую очередь разместить информацию о себе, или организовать сбыт товаров, или продвинуть какую-то отдельную марку - все это предусматривает использование тех или иных методов и приемов при реализации будущего проекта.
Далее важно понять, какую информацию компания хочет разместить на сайте. Статьи, новости, изображения, видео, форумы и блоги (общение на форумах и в блогах тоже часть информации сайта) и с какой регулярность. Насколько та или иная информация важна для компании. Как уже было описано выше, созданный по аналогии с сайтами других компаний блок новостей вдруг окажется нечем заполнять, и сайт будет казаться мертвым. Так не лучше ли сразу предусмотреть такие нюансы и отказаться от новостей?
На основе собранных данных создается структура сайта в виде дерева. она позволяет наглядно определить, куда какие материалы логичнее разместить. Скажем, в раздел «о компании» вряд ли логично будет помещать раздел «новости наших партнеров». То есть поместить конечно можно, но кто из пользователей будет их там искать?
После определения всех этих моментов необходимо описать (а лучше схематично отрисовать), как будут выглядеть те или иные страницы. Это еще не дизайн, а лишь первоначальная проработка удобства отображения информации в разделах, анализ и описание работы форм, каталогов, фильтров - в общем всего функционала сайта. На этом же этапе определяются технические требования к сайту, как количество посещений в день, защищенность от внешних угроз и так далее.
После этого все полученные данные сводятся в ТЗ, утверждаются, и можно переходить к следующему этапу.
Дизайн.
В процессе дизайна важно учесть три особенности:
- сайт компании должен ассоциироваться с компанией или с той информацией, которая компанией предоставляется. Магазин детских игрушек не может быть выдержан в готическом стиле, а сайт банка обязан внушать доверие и спокойствие, ведь они берут деньги клиента.
- сайт должен быть удобен для пользователя. несмотря на то, что первичное удобство работы с сайтом прорабатывается на первом этапе, на этапе дизайна расставляются нужные акценты на важные элементы управления, как меню, корзины, формы. Цветовые и иллюстрационные решения направляют внимание на те или иные материалы, создают атмосферу, удобную для их изучения.
- дизайн сайта должен быть насыщен деталями ровно на столько, на сколько это позволяет его направленность. Если для промо-сайта, рекламирующего какой-то отдельный товар, допустимо обилие графики, изощренных дизайнерских ходов, то для информационного портала на первый план выходит работа с информацией, расположение блоков материалов, а игра с графикой уходит на второй план.
Ну и конечно дизайн должен быть красивым и современным. Причем речь не идет о богатых узорах и иллюстрациях. Минимализм тоже красив, и даже просто черный текст на белом фоне можно подать так, что это будет красиво. Хотя и сделать это сложно.
Программирование.
Программирование - это разработка собственно начинки сайта, тех механизмов, с помощью которых пользователь работает с сайтом. Программирование включает в себя как работы по созданию кодов сайта, так и работы по тестированию, поиску ошибок, допущенных при разработке. К сожалению, работать без ошибок практически невозможно, и процесс тестирования обязателен. разработка сайтов производится как правило на базе систем управления сайтами. Таких систем большое количество, и надо сказать, что подобрать подходящую для того или иного проекта бывает трудно, хоты в общих чертах почти все системы схожи. В данном случае выбор системы стоит доверить профессионалам. Конечно, каждая из компаний-разработчиков пользуется определенным набором систем, однако в любом случае они вряд ли предложат вам что-то, что не будет работать. А тонкости выбора платформы, если у вас нет к ним специальных требований, не должны вас волновать.
Как мы могли уже заметить, сайт это не бесполезный имиджевый балласт для компани, но эффективный инструмент бизнеса, использовать который в нынешнее время не только можно, но и совершенно необходимо. И вряд ли будет преувеличением сказать, что в будущем роль интернет-сайта в бизнесе только возрастет. Хотя конечно, сама концепция использования его может меняться еще не раз, что лишний раз доказали появление блогов, соцсетей. В следующих публикациях мы планируем раскрыть тему использования возможностей интернета и сайтов более подробно.
''Существует еще целый ряд способов рекламы сайтов через интернет. О них мы поговорим в следующих публикациях.''
Было бы здорово! Вячеслав, раскройте нам парочку профессиональных секретов - как оптимизировать затраты на рекламу сайтов через интернет, по возможности не привлекая сторонние организации, либо сводя их участие к минимальной консультативно-контролирующей роли.
С Уважением, Елизавета
Боюсь, что привлекать специалистов все равно придется. Если не организации, так частных подрядчиков. Впрочем, кое-что можно сделать самому, я напишу об этом)