Я никогда не помышлял о том, чтобы сочинять ради славы и почестей. Я должен дать выход тому, что у меня в сердце, – вот почему я пишу музыку.
Людвиг ван Бетховен
Фиксация, вербализация, схематизация знания представляет и преломляет «натуральный», объемный, живой, красочный мир в виде плоской, ограниченной и поэтому искаженной модели реальности. Одно дело слушать музыку «живьем» на концерте и совсем другое – в записи (любого качества). Поэтому важно осознать, что принципиально невозможно полноценно, без потери качества, разложить реальную жизнь по полочкам, полностью детерминировать, представить в виде четких, логичных, непротиворечивых и полных формальных законов, правил и регламентов.
Формализация и категоризация знания иногда скрывает больше, чем раскрывает. Я тешу себя мыслью, что именно поэтому русские внутренне подвержены нарушать законы. Не потому, что они такие взбалмошные и/или незаконопослушные, а потому, что жизнь в очередной раз оказалась богаче, чем буква закона. Этого не избежать, к сожалению (или к счастью).
***
Желательно уметь разделять и видеть разницу в работе тракториста, землекопа, каменщика, и работе менеджера, архитектора, агронома, и работе художника, политика, духовного лидера. У всех типов работников работа может носить творческий характер. Но это творчество разного свойства и характера. Поэтому им часто бывает трудно понять друг друга. Одни делают реальную, «настоящую» работу. Копают, строят, трудятся. Вторые заставляют, планируют, контролируют, наказывают. Другие как бы бездельничают, кутят, творят, манипулируют. Но за этой внешней мишурой скрывается реальный процесс особого «инновационного» и/или духовного творчества по созданию нового и/или переосмыслению старого. Зачем тупо вспахивать и/или асфальтировать всю землю. Это в итоге, чего доброго, может привести к экологической катастрофе. Но можно открыть новый способ земледелия, передвижения в пространстве и/или времени, который сделает тяжелую рутинную работу просто не нужной. Или покажет, как дарить или получать радость, воссоединить всех в едином порыве. И так во всем. Не все готовы оценивать и учитывать риски, делать ошибки, нести ответственность не только за себя, но и за других людей.
Применение умений и навыков в новой ситуации – это, как правило, процесс творческий. Он зависит от контента и контекста, знаний, культуры, креативности «реализатора» знаний (одного человека или целой команды). Эта деятельность как бы условна. Реально мы всегда или просто «копаем» или создаем новые способы этого «копания» или постепенно осознаем, что лучше не копать, а летать. Это нормально.
Одни пишут музыку, другие ее исполняют. Остальные – слушают. Одни определяют стратегию, другие проводят ее в жизнь, третьи ее реализуют. Так во всем – во всех сферах человеческого общества. Совмещения, конечно, возможны, но они не типичны. Вторых больше, чем первых, а третьих, больше, чем вторых. Попробуйте поменять их местами и вы поймете, что ничего хорошего из этого, скорее всего, не выйдет. Другой важный момент – когда композиторы и/или музыканты не пользуются/перестали пользоваться в силу ряда причин уважением у публики, они очень сильно рискуют быть закиданы гнилыми помидорами. События выборов в Госдуму в декабре 2011 года являются наглядным примером такой ситуации.
При сильном управлении и жестком давлении, навязанном сверху, знание рассыпается и деградирует в информацию, данные. Свобода творчества не терпит внешнего насилия. Если композиторы и музыканты (те, которые у власти и владеют на текущий момент умами/сердцами людей) не понимают и не осознают этого – значит пришла пора их менять. Нюанс текущего момента заключается в том, что знания все больше становятся реальной властью. Поэтому существует проблема перераспределения власти (богатства) от пользователей к разработчикам. Между теми, кто производит знания и теми, кто их потребляет.
Попытки все жестко детерминировать, разложить на составляющие, объяснить все и вся сугубо материальным (экономическим) благополучием обречены на неудачу. Об этом хорошо сказал Шри Ауробиндо: «Моя душа знает, что она бессмертна. Но вы рассекаете мертвое тело на части и восклицаете победоносно: «Где ваша душа и где ваше бессмертие?» Жестоко и ограниченно сводить волшебство и бесконечность человеческой души к пирамиде Маслоу: безопасной, экономической, социальной и культурной составляющей. Это опасное заблуждение. Полбеды, когда этого не понимают наши условные слушатели. Гораздо хуже, если этим грешат музыканты или композиторы.
Поэтому принципиально важно доверие и уважение. Оно должно быть основано на добровольном, взаимовыгодном, социальном договоре. Инструменты его реализации могут быть разные: выборы и голосование, аплодисменты и крики браво, катарсис и озарение/откровение. Но суть одна. Ограниченность мышления и эффективного познания в определенных областях есть у всех. Но желательно эту ситуацию уметь делать не проблемой, а благом, возможностью. В этом случае каждый хорошо, профессионально и творчески делает то, что у него лучше всего получается. Правители правят, придворная челядь их обслуживает, а подданные – кормят, поят и защищают всех.
Такая ситуация возможна, если они взаимно уважают друг друга и доверяют друг другу делать то, что они сами больше всего любят и лучше всего умеют. Ценят таланты и умения, результаты деятельности друг друга. Помогают друг дугу и обогащают друг друга. Живут, радуются, слушают свое и слышат другое сердце. Не прячутся друг от друга в башни из столовой кости, а свободно общаются, и могут с радостью и благодарностью меняться местами, если кто-то другой (скорее всего благодаря им) достигает большей степени зрелости и мастерства. Потому что это не означает, что их заслуги отринуты и они преданы забвению. Наоборот, они пользуются заслуженным авторитетом за свой вклад в построение общего фундамента ноосферы человечества (который был заложен еще нашими предками), на котором стоят и будут продолжать его возводить для своих потомков их последователи.
Фото: pexels.com
Для полноты картины все таки дам ссылку на Лунную сонату, которую вырезала ''уважаемая редакция''
http://www.youtube.com/watch?v=vQVeaIHWWck
[QУОТЕ] В цепочке композитор - исполнитель - слушатель есть провал: однажды НЕКТО нарисовал нотные знаки. [/QUOTE]
Очень правильное замечание. Без ''знаков'' и схем не обойтись. Это необходимый элемент творчества.