Сейчас много исследуется тема лидерства. Проводится масса семинаров, мастеров классов, о том, как стать лидером, о том, какие качества считать лидерскими и развивать и так далее.
Пока известно множество граней лидера, но нет конкретного понятного образа или «шаблона», которому могли бы подражать жаждущие стать лидерами в своей среде.
Объявления о том, что такой шаблон найден и будет публично представлен на таком-то семинаре или тренинге не вызывают доверия. Единственное, что мы можем сказать о лидере определенно – это то, он наделен качеством неопределенности и эффективно действует в ситуации неопределенности. Потому и видно, что все выдающие личности - сильные индивидаульности. Именно в многовариантной неопределенности, в открытости новому возникает уникальное и индивидуальное. В каком-то смысле, для индивидуации нужно некоторое «отделение» человека от общества, выделение его из большинства. Так появляются «двое» - лидер и последователь (команда). Один нужен другому для осознания и развития своих задач, возможностей, потенциала и границ.
Общим качеством для разнообразных лидеров всех времен является то, что они в первую очередь живут свою жизнь, стремятся быть собой, а не «Авраамом Линкольном», действуют, чтобы реализовать именно себя, свои задачи и видение.
Лидеры центрированы на себе, четко понимают свои цели, многие действуют исходя из социального интереса – т.е. у многих из них сознание достаточно высоко уровня, чтобы ориентировать деятельность на пользу общества в целом. Правда, понимание этой пользы у лидера все равно глубоко субъективно.
Другими словами, лидер, это человек, который живет свою жизнь, своими целями и смыслами, он сам несет ответственность за свою жизнь, за действия и результаты. Пока наше понимание лидерства дальше не продвинулось.
Происходит это потому, что все внимание изучающих и желающих последовать примеру направлено на самих лидеров, тогда как лидерство – явление социально-психологическое, то есть подразумевает встроенность в общество. Именно поэтому, чтобы понять природу и суть лидерства нам необходимо направить внимание на то, что делает его таковым – на группу последователей, ведь, как известно, «короля играет свита».
Кто такие последователи или команда? Главным образом, последователей привлекает в лидере именно то обстоятельство, что он осознанный Автор своей жизни и сам себе рулевой.
Последователь видит в лидере отражение себя, собственного внутреннего «автора», проецирует это свое качество на другого человека. Тем самым, делегируя ему функции управления и ответственности. Ну и, свободы, конечно, так как она с ответственностью неразрывно связана.
Когда этот процесс «приписывания собственных качеств» другому не осознается, человек более склонен считать, что лидер – существо особое, обладающее качествами исключительными, самому последователю не присущими. Когда осознан, человек понимает, что в нем так же присутствует эта способность управлять своей жизнью и ему необходимо ее развивать. Таким образом, последователь – это тот, для кого стать автором своей жизни – актуальная на данный момент личностная задача.
Успех этого мероприятия зависит в первую очередь от того, что выбирает последователь – сливается ли он психологически со своим лидером, замещая своего внутреннего Автора личностью лидера и делегируя тому всю ответственность, или же стремится раскрыть качество свободного управления своей жизнью в себе самом.
Поведение же лидера частично определяется ожиданиями его последователей. Если они делегируют ему свою ответственность, он будет принимать решения за них и, тем самым, управлять их жизнями, если они желают раскрыть ответственность и цельность в себе, он становится Наставником.
Лидерство в аспекте наставничества является очень мощным и эффективным, так как основано на свободной воле и совместном творчестве всех сторон. Наставничество не подразумевает учительство или воспитание, в их обычном понимании. Оно реализуется в том, что лидер является аутентичным, целостным, верным себе и само общение с ним задействует в человеке подобные же стороны его натуры. Так что не требуется «выращивания последователей», как какого-то специального искусственного процесса. Последователи настраиваются на лидера, как на своего рода камертон, на звучание определенного качества в нем.
Условно негативная, «теневая» сторона лидерства – деспотизм и авторитарность. Она отражает недостаточную уверенность лидера в себе, в своих выборах и решениях. Подтверждением правильности решений для него является согласие других с этим решением. Добивается он этого согласия, как правило, подавлением воли и «авторской силы» последователей. Хотя, они могут идти на это и добровольно – в случае, если склонны подавлять личную волю сами в себе (являются сами себе «деспотами» во внутреннем плане).
Вообще, стремление властвовать другими людьми, их умами, в определенном смысле нормально для лидера. Зачастую, его цели продиктованы стремлением «изменить мир (по сути - людей) к лучшему», то есть, обустроить жизнь по собственному усмотрению. Вполне конструктивно такое лидерство тогда, когда воля лидера в том, чтобы люди изменялись, развивались, следуя своему собственному внутреннему центру, своей правде, своему предназначению и видению.
Тогда все процессы в команде являются созидательными и творческими, люди идут к своим целям, к тому, что важно для них благодаря друг другу, а не за счет других. Тогда последователи не эксплуатируют лидера, как объект для переноса своей ответственности, а лидер не стремится к своим целям ценой неосознанности, времени и сил последователей.
''Сейчас много исследуется тема лидерства. Проводится масса семинаров, мастеров классов, о том, как стать лидером, о том, какие качества считать лидерскими и развивать и так далее''
А ''масса семинаров, мастер классов'' и т.п. - это, видимо, методы ''исследования темы лидерства''?
С живейшим интересом и надеждой начинаю читать все статьи, в которых заявлена психологическая тема. Но психологию авторы, должно быть, изучали, в лучшем случае, по учебникам Николая Козлова?
Первый абзац звучит как: ''Давайте рассмотрим тему лидерства с позиций социальной психологии - поскольку Сатурн будет делать петлю на границе Девы и Весов летом и в начале осени нынешнего года, он остановится на этой границе в оппозиции к Урану, тогда как Нептун делает первый свой переход из Водолея в Рыбы''.
В общем ясно, что если не записаться на мастер-класс - ничего не понять, но ооочень интересно!
Тема последователей в лидерстве действительно интересна, спасибо автору за попытку ее рассмотреть. Хотя, к моему сожалению, часть смысла статьи затерялась в довольно размытых формулировках типа ''Единственное, что мы можем сказать о лидере определенно – это то, он наделен качеством неопределенности и эффективно действует в ситуации неопределенности.''...
А для самих последователей - вот совет мудрых: ''Прежде, чем пойти за лидером, посмотри, за кем следует он сам!''