…Как тут не вспомнить Льва Гумилева и его теорию о пассионарности. Согласно ей историческим процессом двигают пассионарии, проще говоря, активные личности. Именно таким мне представляется Александр Петрович Катровский, проректор Смоленского гуманитарного университета, с чьей инициативы и под чьей организацией прошла уже пятая конференция, посвященная видному эконом-географу Юлиану Саушкину. Такие конференции проходят в Смоленске раз в пять лет, начиная с 1991 года. Поддержку конференции оказали кафедра экономической и социальной географии России географического факультета МГУ, Российский фонд фундаментальных исследований и другие научно-общественные организации.
Учитель продолжается в учениках
Конференция на этот раз носила знаковый характер: 19 июня по старому стилю или 2 июля по новому Ю.Г. Саушкину исполнилось бы 100 лет. По случаю такой даты оркомитету конференции 13-15 мая 2011 года удалось собрать в Смоленске представителей Владивостока, Иркутска, Тюмени, Алма-Аты, Москвы, Твери, Белгорода, Минска, Санкт-Петербурга, Курса, Брянска, Воронежа, Витебска, Киева, Воронежа, Кургана… География участников как видите внушительна. Почему ученые из столько широкого перечня городов нашли время и возможность приехать? Как я понял по их выступлениям, каждое из которых начиналось словами-воспоминаниями о Саушкине, они были движимы памятью о великом учителе.
Среди приехавших Петр Яковлевич Бакланов, академик РАН, директор Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН, Георгий Михайлович ЛАППО, один из великих урбанистов СССР и России, лауреат Государственной премии СССР, доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник Института географии РАН, Манфред ФРЮАУФ, доктор географических наук, профессор Университета Мартина Лютера (Галле-Виттенберг, Германия), Александр Николаевич Пилясов, доктор географических наук, Игорь Пилипенко, кандидат географических наук (i-pilipenko.narod.ru) и другие.
Отдельным событием конференции стал выход специально перед ней книги Юлиана Саушкина «Географическое мышление». Это незаконченное автобиографическое произведение, написанное в последние годы жизни и обобщающее жизнь ученого. Согласно составленному автором плану книга должна была включать 25 глав, посвященных основным направлениям деятельности ученого и ключевым направлениям развития советской географии. Ю.Г. Саушкин успел написать только пять глав книги.
Кстати сказать, одна из тем докладов была посвящена научным школам, тому, что вообще называть научной школой. И ученый из Твери Александр Ткаченко пришел к выводу: школа возможна только при наличии лидера, учителя. Думаю, можно говорить и о школе Саушкина…
Сети заменяют цепочки
Упомянутый мною выше Александр Пилясов сделал такой доклад, что потом каждый выступающий обязательно его цитировал. Он привел пример, как из ландшафтов высекается знание: когда-то специально в горах Таджикистана выводили отдельные породы овец. Такой процесс он сравнил со своего рода бизнес-инкубатором, местом, где создаются инновации.
Он также обратил внимание, что в последние двадцать лет в работах и диссертациях ученых исчезла тема районирования. И это он связал с теми экономическими изменениями, которые произошли в России после развала СССР: в эти годы стала меняться специализация территорий. Либо вообще исчезала.
Очень интересное заключение он сделал, наблюдая за развитием экономики знаний. В экономике знаний «сеть» побеждает «цепочку», конвейер отходит на второй план или в небытие. Творческие работы так и построены – на сетевом взаимодействии, но не на последовательности определенных действий. А творчество, по его мнению, отличается от рутины тем, что творчество – линейно, непрерывно, а рутина – дискретна, наполнена определенными отрезками.
В трудах Саушкина Александр Пилясов нашел и ответ Всемирному банку, который обвинял Россию в неправильном размещении производств на территории страны. Ведь необходимо было посмотреть на исторические причины, в том числе на массовое перемещение заводов на Урал и за Урал во время Великой Отечественной войны.
Как географы помогают строить
Также упомянутый мною выше Георгий Лаппо утверждает, что для такой страны, как Россия, наука география крайне нужна. А разнообразие расселения в стране определяется разнообразием условий. Г.М. Лаппо не мог не обратить внимание на появившуюся не так давно публикацию, что в России будет 20 крупных агломераций. Но отсюда же последовал и не веселый вывод: 20 агломераций и бескрайняя российская «пустыня»…
Академик Бакланов рассказал об исследованиях, которые делает дальневосточный Институт географии. По его мнению, венец этих исследований – это «географическое прогнозирование». Сейчас институт составляет прогноз того, каким будет Дальний Восток к 2050 году. Кстати говоря, сейчас все более популярен термин не «Дальний Восток», а «Тихоокеанская Россия». «Кому Дальний, а кому Ближний», – поясняет причину этого Бакланов. Составляя прогноз, ученые пришли к выводу о сильной инерционности территорий. То есть, те отрасли, которые были развиты еще с советского времени, в большинстве своем и будут доминировать. Но стратегические документы территорий носят очень общий характер, в них отражается только 10-15 целевых показателей, подход исключительно макроэкономический. Сейчас экономгеографические исследования находят себе применение при возрождающемся территориальном планировании, при оценке инвестиционных бизнес-проектов. Эконом-географы говорят, как включается данный проект в конъюнктуру рынка, в окружающую среду. Рынок, по мнению Бакланова, это экономгеографическое понятие. Любопытно было узнать, что к саммиту АТЭС в Приморском крае будет реализовано новых 49 проектов, в основном это инфраструктурные социальные проекты. На острове Русском появится кампус Дальневосточного федерального университета, состоящий из трех десятков зданий.
Вячеслав Бабурин поведал о циклах и обратил внимание на так называемый запаздывающий эффект. Он привел один природный пример: больше всего солнечной энергии планета получает в июне, но самым жарким месяцем является июль. А в экономике такой: сейчас активно начали строить сады, когда это нужно было делать раньше, а сейчас начинать строить школы, которых не будет хватать лет через пять-семь и так далее.
Догоним и перегоним… РСФСР!
Интереснейший доклад, наполненный фактическим содержанием, был у Владимира Горлова. Он занимается далеко не только научными исследованиями, но и нашел применение в бизнесе. В частности в сфере его интересов электроэнергетика. Анализируя статистику, он обратил внимание, что рынок перепродавцов электроэнергии вообще никак не учитывается. Никто не перепроверяет тарифы, а их около 150 – это те тарифы, которые регулирует государство. И есть интересное объяснение тому, почему на рынке высокие цены на электроэнергию: потому что они определяется по станции, продающей самую дорогую электроэнергию. Система RAP-ценообразования по мнению Горлова эту ситуацию вряд ли исправит. По его же мнению тарифообразование в стране не прозрачно, но денег, по его заверениям, собирается достаточно. Всему виной такое веяние, характерное для эпохи становления капитализма, которое западные страны все прошли, как вывод прибыли в другие сферы и территории – норма российского бизнеса.
Интересный был доклад у смоленского специалиста по алмазно-бриллиантовому рынку Татьяны Потоцкой. Она так же, как Горлов, заинтересовалась посредниками. Так вот, если емкость рынка добычи сырья составляет 8 миллиардов долларов, то емкость добычи рынка бриллиантов порядка 58 миллиардов долларов. Причем наибольшая добавленная стоимость появляется на этапе оценки бриллиантов: там стоимость вырастает в 3,5 раза.
Много было докладов о промышленном развитии. Интересно было посмотреть, что сейчас Россия занимает 3% промышленного производства мира. В советские годы (РСФСР) эта доля доходила до 10-15%. И до сих пор по большинству показателей мы не достигли даже уровня 1990 года.
Непрозрачность экономики только увеличивается
Любопытное замечание было сделано по поводу классификаций предприятий. Есть классификация предприятий, принятая по ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Эта классификация применяется в органах статистики. И эта российская классификация идет от производителя, в зависимости от того, что производится. Сюда же подпадает известная концепция 4P: маркетинговая теория, основанная на четырех основных «координатах» маркетингового планирования: product (товар или услуга: ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика), price (цена: наценки, скидки), promotion (продвижение: реклама, пиар, стимулирования сбыта и так далее), place (месторасположение: каналы распределения, персонал продавца, месторасположения торговой точки и так далее.
На западе же предприятия классифицируются не по производителю, а по потребителю, то есть исходят из того, что ему нужно. Вспомните: B2B, B2C и так далее. В этом случае уже уместна концепция 4С: consumer (потребитель), cost (стоимость), convenience (удобство), communication (коммуникации). Концепция же «от производителя» сидит еще у многих россиян в головах, не сознательно. И, уверен, что в этом зачастую причина неконкурентоспособности некоторых наших товаров.
Говоря о ОКВЭД и о статистике, нельзя не сказать, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия предоставляют упрощенную отчетность, а проводимые выборочные обследования не могут касаться микропредприятий. В связи с этим, и ученые и государство лишилось возможности анализировать и планировать многие сектора экономики.
Говоря о малом бизнесе, ученые в одной из секций пришли к интересному выводу: экономика региона растет тем быстрее, чем лучше отношение государственной власти к малому и среднему бизнесу.