Многие руководители задают вопрос – с чего начинается стратегия развития предприятия? Где она начинается? Кто должен принимать участие в ее формировании и отвечать за ее выполнение.
Подобные вопросы (особенно в последнее время) часто задают владельцы и руководители компаний и фирм, как в личной переписке, так и во время мероприятий.
Мнений на данную тему очень много и все они разнятся.
Суммируя тот огромный массив информации, который есть сегодня по данной теме, предлагаю некоторый алгоритм (алгоритм испытан на практике в течение последнего года работы), который позволит сделать работу над стратегией развития более эффективной и результативной
Работа по созданию стратегии развития предприятия состоит из двух больших блоков – блока идей и блока целей.
Но при этом возникают вполне резонные вопросы:
Чьи это идеи?
Чьи это цели?
Кто должен заниматься этой работой – формированием стратегии развития предприятия?
Стратегия развития предприятия с точки зрения идей
Стратегия всегда отталкивается от идей. Именно наличие идей составляет основу будущей стратегии развития любого предприятия. Если нет идеи, то говорить о стратегии – все равно, что писать музыку, не зная нот..
Итак, чьи должны быть идеи? В первую очередь, конечно же, самого руководителя. Он, подобно капитану большого судна под названием КОМПАНИЯ, должен генерировать идеи по развитию своего бизнеса.
Именно руководитель задает вектор того развития, который будет у компании в будущем.
Но, к сожалению многие руководители, авторы своего бизнеса забывают о том, что делать ставку исключительно на свои собственные идеи –неправильно с точки зрения самой стратегии развития предприятия.
Как показывает практика консультирования, игнорирование идей сотрудников на этапе разработки стратегии может привести компанию к авторитарности. Работая по стратегии, которую разработал сам руководитель, сотрудник в компании будет действовать по принципу «Не мое, не жалко». Такой принцип, как правило, ведет компанию по изначально ложному пути. Но вина такому пути – целиком на руководителе.
Очень часто сотрудники компании, которые с точки зрения руководства являются «рядовыми», бывают носителями «прорывных» идей и проектов. Пренебрегать этими идеями не стоит.
Как поступает дальновидный, или как сейчас модно стало говорить, «продвинутый» руководитель? Правильно, прислушивается к идеям сотрудников, а еще более продвинутый руководитель, эти идеи реализовывает.
Что это дает самому сотруднику? В первую очередь, ощущение причастности к тому бизнесу, к той компании, в которой он, сотрудник, работает. Эта причастность дает большие дивиденды не только самому сотруднику («моя идея взята на вооружение моей компанией»), но и самому руководителю, который существенно поднимает свой личный статус в глазах коллектива.
Стратегия развития предприятия с точки зрения целей
Абсолютно четко можно говорить о том, что стратегия развития любого предприятия это определенный набор целей.
Именно реализация и осуществление их дает скачок роста компании, придает динамику в развитии компании.
Насколько четко, грамотно и правдоподобно (о чем многие сегодня забывают, к сожалению) поставлены эти цели, настолько эффективнее будет стратегия развития предприятия, а значит и само предприятие.
И тут большинство руководителей опять попадают в ловушку, пытаясь реализовать исключительно свои цели. Более того, не только реализовать свои цели, но и НАВЯЗАТЬ реализацию своих целей подчиненным.
Как известно, любое навязывание является легкой формой насилия, что вызывает однозначно реакцию отторжения.
Но дело тут не только в навязывании и насилием над волей сотрудников. Дело тут еще и в том, что многие руководители абсолютно не хотят думать о том, что их сотрудники, которые в компании работают, тоже имеют свои цели. И если кто-то мне возразит, что цель сотрудника исключительно в большом заработке, то могу однозначно сказать, что такие цели есть лишь у нерадивых сотрудников.
Мнение о том, будто сотрудники думают только о себе, в то время как руководитель думает обо всей компании – не более чем ложное убеждение. Сотрудники могут быть не менее инновационными, чем их руководитель (а нередко и более «продвинутыми» в части инноваций, нежели сам руководитель). Думать сотрудники могут не только о себе любимом, но и о компании, а значит и о стратегии.
Каждый сотрудник (речь идет о сотруднике, который действительно НУЖЕН вашей компании) имеет свои цели, работая в вашей компании. Не считаясь с этими целями, руководитель может стать заложником исключительно своего видения, что всегда будет проигрышной позицией.
Что делать, спрашивают меня руководители предприятий? Неужели «опуститься до уровня рядового сотрудника» и спросить его о целях развития компании?
Да, отвечаю я, именно спросить! Спросить сотрудников о том, какой он видит компанию через два-три года – хороший показатель того, что руководитель видит в своих подчиненных будущих сподвижников, лидеров и партнеров (кстати, именно теме партнерства посвящена одна из последних книг Стивена Кови «Лидерство, основанное на принципах». Очень рекомендую).
Я все чаще склоняюсь к идее того, что вопросы разработки (именно разработки, а не принятия) стратегии предприятия, это командная работа. Плюсы такой работы вполне очевидны для руководителя – инвестируя свое внимание и время в такую работу, руководитель четко может оценивать способность каждого сотрудника, его возможности, его цели и отношение к компании.
Возникает один большой вопрос – насколько руководитель готов делать такие активные шаги в сторону своего персонала? Не будем лукавить – далеко не всегда и далеко не все руководители готовы к этому.
Причина тут в том стереотипе, который сложился исторически с нашим бизнес-менталитетом – начальник знает ВСЕ и ВСЕГДА лучше своего подчиненного.
Но к счастью, ситуация сегодня, пусть медленно но меняется. И сегодня уже появляются руководители, которые от этой парадигмы отходят.
А сотрудники тоже становятся «просветленными» и, выбирая своего работодателя, оценивают насколько руководитель, готов смотреть и слушать своих подчиненных.
Алексей, тема, конечно, актуальна, но Вы сосредоточились в ней, извините за прямоту, на тривиальных аспектах.
1. ''За кадром'' остался слабо обозначенный Вами треугольник ''владелец-руководитель-сотрудник''. А ведь он - источник многих проблем.
2. Что Вы понимаете под термином ''идея'' и как он связан с термином ''цель''? Обращаю на это внимание, поскольку этот бытовой и многозначный термин заводит тему в трясину.
Если весь Ваш посыл в том, что начальнику лучше советоваться с подчиненными в вопросах стратегии, стоило ли тратить столько букв?
Алексей.
Значит мы переходим больше к философии о вопросе ИДИЕ и СТРАТЕГИИ.
Если владелец (как понял это мы подразумеваем под руководителем?) хочет создать схему : идеи от сотрудников - стратегия их - стратегия общая - привязка проекта к сотруднику - воплощение - итог
Тогда проще выйти из ''игры'' и быть просто администратором. Направлять все эти потоки, следить, но не вмешиваться на опредленном этапе деятельности, пока не полетел проект вниз?
Может что то важное я и упустил с ваших объяснений. но понял одно6 команда,команда и ещё раз команда. Логично окнечно, но н е готовы ни одна сторона ни другая. плюсы есть в этом: взаимозаменяемость на всех ''фронтах'', постоянный поток идей и новаций, настроение в коллективе, отдача от работы.
Это идеальность....жаль чт отакого коллектива не наблюдал. Интересно было бы в нём поработать. вот там раскрытие идёт на все 100%
АААААААА
ка обидно. писал писал. наверное самое большое за всё время и ........ваша сессия истекла... жесть. :D