Евгения Хулапова: Раскрытие информации эмитентами ценных бумаг: новые возможности

Евгения Хулапова

В 2011 году вступают в силу основные изменения законодательства РФ о раскрытии информации участниками рынка ценных бумаг, закрепленные в Федеральном законе от 4 октября 2010 г. № 264-ФЗ. Автор статьи анализирует нововведения.

В соответствии с гл. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) раскрытие информации представляет собой обеспечение ее доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Важным аспектом деятельности юридического лица является степень открытости информации о нем. Это необходимо для обеспечения цивилизованных условий функционирования фондового рынка и создания механизма информационной прозрачности деятельности его участников.

Нормы Закона о рынке ценных бумаг необходимо рассматривать в системной связи с другими законодательными актами, регулирующими отношения, складывающиеся на фондовом рынке и направленные на защиту законных прав и интересов эмитентов, инвесторов, акционеров и иных его участников. К таким законодательным актам, в частности, относятся: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО); Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и другое.

В 2010 г. российское законодательство в области раскрытия информации подверглось значительной модификации, в первую очередь – с целью оздоровления инвестиционной составляющей экономики России и привлечения инвесторов. Полное раскрытие информации позволяет участникам рынка принимать стратегические решения по развитию своего бизнеса, основываясь на достоверных сведениях из официального источника, а не на инсайдерской информации, полученной незаконным путем.

Основные изменения законодательства РФ о раскрытии информации участниками рынка ценных бумаг, закрепленные в Федеральном законе от 4 октября 2010 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 264-ФЗ), вступают в силу 1 января 2011 г. и 7 апреля 2011 г. Указанный Закон направлен на совершенствование правовых условий раскрытия эмитентом эмиссионных ценных бумаг информации о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и на повышение прозрачности его деятельности.

Следует отметить, что ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг в редакции Федерального закона № 7-ФЗ от 5 января 2006 г., регулирующая раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, имела массу неясностей и слишком обтекаемые формулировки, поскольку была первой (нельзя сказать, что неудачной) попыткой вывести российский бизнес на определенный уровень прозрачности. Принятые изменения, с одной стороны, ужесточили требования к открытости деятельности организаций, а с другой, обнаружили гибкость в регулировании обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своей деятельности.

Важным нововведением стало включение в Закон о рынке ценных бумаг новой ст. 30.2, что привело к разделению понятий «раскрытие информации» и «предоставление информации» инвесторам на рынке ценных бумаг. В соответствии с указанной статьей под «предоставлением информации» понимается обеспечение ее доступности определенному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение ими. Понятие «раскрытие информации» согласно п. 2 ст. 30.2 Закона о рынке ценных бумаг относится к общедоступной информации, не требующей привилегий для доступа к ней.

Многие положения рассматриваемого Закона подлежат конкретизации в нормативных актах, принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В настоящее время таковым органом является Федеральная служба по финансовым рынкам, далее – ФСФР России.

Расширение перечня существенных фактов, подлежащих раскрытию эмитентами ценных бумаг

Закон № 264-ФЗ конкретизировал и, главное, расширил перечень информации, подлежащей раскрытию в форме сообщения о существенном факте. Данное изменение вступает в силу 7 апреля 2011 г.. В новой редакции Закона о рынке ценных бумаг впервые дано определение понятию «существенные факты» – сведения, которые в случае их раскрытия или предоставления могут оказать существенное влияние на стоимость или котировки эмиссионных ценных бумаг эмитента.

Также подробно и с достаточной степенью конкретизации дан перечень непосредственно существенных фактов, подлежащих раскрытию. Всего Законом предусмотрено 50 существенных фактов (ранее их было 12). Новая редакция Закона о рынке ценных бумаг относит к существенным фактам наряду с прочими следующие:

  • созыв и проведение общего собрания участников (акционеров) эмитента; появление у эмитента признаков банкротства;
  • получение, приостановление действия, возобновление действия, переоформление, отзыв (аннулирование) или прекращение по иным основаниям действия разрешения (лицензии) эмитента на осуществление определенной деятельности, имеющей для указанного эмитента существенное финансово-хозяйственное значение;
  • размещение облигаций за пределами страны;
  • появление лиц, получивших прямой или косвенный контроль над эмитентом;
  • получение эмитентом прямого или косвенного контроля над третьими лицами и другое.

Важно отметить, что в целях раскрытия и (или) предоставления информации в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг были введены термины «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)». Контролирующим является лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным является юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.

Примечательно, что информация о некоторых существенных фактах должна быть раскрыта эмитентом не только в отношении себя, но и в отношении своего контролирующего и подконтрольного лица, например, о предъявлении эмитенту, контролирующей его организации, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, иска, размер требований по которому составляет 10% (или более) балансовой стоимости активов указанных лиц на дату окончания отчетного периода (квартала, года), предшествующего предъявлению иска, в отношении которого истек установленный срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, или иного иска, удовлетворение которого, по мнению эмитента, может существенным образом повлиять на финансово-хозяйственное положение эмитента или указанных лиц.

Деятельность контролирующих и подконтрольных лиц тесно связана с финансово-хозяйственной деятельностью эмитента ценных бумаг и находится в прямой зависимости от нее, что оказывает значительное влияние на принятие инвесторами стратегических решений в отношении таких организаций. Раскрытие эмитентом консолидированной информации позволяет инвестору наиболее полно оценить состояние объекта вложений его капитала, что нашло отражение в новой редакции Закона о рынке ценных бумаг.

Необходимо также уделить внимание порядку раскрытия информации. До принятия Закона № 264-ФЗ порядок раскрытия информации в общих чертах был отражен в ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, и конкретизирован в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. № 06-117/пз-н.

В новой редакции ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг почти полностью исключены положения, регулирующие порядок и сроки раскрытия эмитентами информации. Одновременно расширен круг полномочий ФСФР в части регулирования раскрытия эмитентами информации. Так, помимо порядка и сроков раскрытия и предоставления информации на рынке ценных бумаг ФСФР определяет своими нормативными правовыми актами состав и объем такой информации, а также порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Внеся подобные корректировки, законодатель, учитывая подвижность правоприменительной практики в области раскрытия информации эмитентами, предоставил ФСФР возможность оперативного регулирования данной области, устранив тем самым пробелы действующего законодательства.

Право на освобождение от обязанности по раскрытию (предоставлению) информации

В России большинство эмитентов ценных бумаг являются акционерными обществами, и количество акционеров в них редко превышает 500. Кроме того, у значительной части акционерных обществ обязанность по раскрытию информации возникла в связи с тем, что они были образованы в результате приватизации.

Зачастую раскрытие информации участниками рынка ценных бумаг является бременем для эмитента, а в связи с недостаточной компетенцией сотрудников может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде штрафов за несвоевременное раскрытие сведений. Таким образом, назрела необходимость освободить основную массу эмитентов от обременительной обязанности по раскрытию информации о себе.

С 1 января 2011 г. Законом № 264-ФЗ Закон о рынке ценных бумаг дополнен ст. 30.1, закрепившей право эмитентов ценных бумаг на получение освобождения от раскрытия и (или) предоставления информации. Теперь по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг эмитент, являющийся акционерным обществом, может быть освобожден от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации согласно ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг при одновременном соблюдении следующих условий:

  • решение об обращении в ФСФР с заявлением, предусмотренным ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг, принято эмитентом в порядке, установленном Законом об АО;
  • у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;
  • акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;
  • число акционеров эмитента не превышает 500.

Таким образом, с 2011 г. возможность освободиться от бремени раскрытия и предоставления информации, предусмотренной законодательством РФ о ценных бумагах, получили только акционерные общества, соответствующие указанным требованиям законодателя, фактически являющиеся публичными только в силу закона.

Законом № 264-ФЗ Закон об АО дополнен ст. 92.1., согласно которой акционерное общество вправе в соответствии с законодательством РФ обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством РФ о ценных бумагах.

Основным условием, при котором такое обращение становится возможным, является решение общего собрания акционеров общества, принятое большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров. При этом в соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 32 Закона об АО в редакции Закона № 264-ФЗ в голосовании при решении вопроса, предусмотренного ст. 92.1 Закона об АО, акционеры – владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса.

Порядок обращения акционерного общества в ФСФР России определяется ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг в редакции Закона № 264-ФЗ. В силу ст. 30.1. Закона о рынке ценных бумаг решение о предоставлении освобождения принимается ФСФР России на основании заявления эмитента и прилагающихся к нему документов, подтверждающих соблюдение эмитентом условий, установленных п. 1 указанной статьи Закона о рынке ценных бумаг. Порядок рассмотрения заявлений эмитентов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР России).

Кроме того, ст. 30.1 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает перечень оснований для отказа в освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг, который включает четыре основания:

  • несоблюдение условий, установленных п. 1 ст. 30.1. Закона о рынке ценных бумаг;
  • обнаружение в представленных эмитентом документах ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений);
  • непредставление эмитентом всех необходимых документов, подтверждающих соблюдение условий, установленных п. 1 ст. 30.1. Закона о рынке ценных бумаг;
  • непредставление в течение 30 дней по запросу ФСФР России документов, необходимых для принятия решения об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг.
Таким образом, в целом Закон № 264-ФЗ частично ликвидировал пробелы в части регулирования раскрытия информации, а также устранил возможность вольного толкования положений Закона о рынке ценных бумаг в части раскрытия и (или) предоставления информации эмитентами ценных бумаг в РФ. Тем не менее, целый ряд моментов регулирования остался за рамками Закона № 264-ФЗ. В качестве положительного можно отметить такое нововведение, как снижение бремени обязательного раскрытия и (или) предоставления информации на рынке ценных бумаг эмитентами, которые только формально являются публичными организациями.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.