Есть такое выражение: «Работают – рабы, а зрелые люди занимаются тем, что им нравится».
Будучи по уши в рабстве у вечно недовольного начальника не каждый изыскивает возможность все бросить и начать новую жизнь, причем фактически с нуля.
Ведь случается же такое, что престижная высокооплачиваемая работа – не нравится!
Ну, бывают неплохие специалисты, зажатые в тиски полученного образования по настоянию родителей или сомнительно полезной квалификации, дерзко отхваченной по юной неопытности. Если на шее семья и дети, а за плечами четвертый десяток, на переквалификацию или абсолютно новый вид деятельности просто нет времени и средств!
А ведь вопреки нашему убеждению (когда все были не старше 17) – в 30, в 40, и в 50 жизнь только начинается!
Вариантов преодоления неприязни к нелюбимой работе, к сожалению, не много, но каждый может выбрать для себя наиболее оптимальный:
- Скоротать время на работе, занимаясь совершенно посторонними делами, таким образом, чтобы КПД (коэффициент полезной деятельности)для работодателя равнялся нулю. Вариант возможен на предприятиях со слабо налаженной системой постановки задач персоналу и контроля их выполнения, в большинстве случаев руководители не являются владельцами и не имеют личной заинтересованности в развитии предприятия, независимо от стиля управления. Таким образом посещать работу до момента выхода на пенсию, планового сокращения или банкротства на предприятии. Заниматься в неконтролируемой работодателями обстановке можно всем: начиная от безделья и заканчивая самообразованием, повышением квалификации и самостоятельным овладением новыми навыками, необходимыми, например, для перехода на более перспективную в плане самореализации работу или даже для открытия собственного дела.
- Скоротать время на работе, занимаясь посторонними делами, однако, предварительно выполнив некоторые действия по достижению целей и задач, поставленных работодателем, чтобы, в случае проверки, была возможность отчитаться по пунктам. Вариант возможен на крупных предприятиях, где отсутствует система жесткого контроля деятельности внутри подразделений, а операционная эффективность бизнес-процессов оценивается по результатам работы всего подразделения, без выявления заслуг каждой отдельно взятой личности. Посещать работу до пенсии, в случае планового сокращения отстаивать свои права, ссылаясь на должностные инструкции и действующее законодательство, угрожать судом и жалобами в вышестоящие инстанции – авось прокатит! Если высвобожденное таким образом время направить в собственное профессионально-отраслевое развитие с пользой, со временем можно занять приличную должность как в других отделах на новом уровне этой же компании, так и радикально сменить сферу деятельности, благо, была возможность освоиться!
- Заниматься непрямыми обязанностями (которые по душе) в рамках занимаемой должности (если она не предусматривает увлекательной трудовой деятельности) таким образом, чтобы КПД все-таки можно было отследить, а в случае реструктуризации отдела/компании претендовать на более интересную в плане выполняемых обязанностей должность. Такая возможность есть на предприятиях, где принят стиль демократического управления, эффективность предприятия оценивается разумным балансом между поставленными и реально достигнутыми стратегическими целями. Руководство отмечает общий вклад личности без оглядки на должностные инструкции и прочие условности. Чаще такая возможность открывается в средних и крупных компаниях, грех ею не воспользоваться.
- Наметить деятельность (или должность), наиболее соответствующую всем представлениям об идеальной работе, выяснить необходимый уровень квалификации, получить квалификацию путем дополнительного обучения или ассистирования видному специалисту отрасли с целью набраться опыта. Подходит молодым и начинающим специалистам, а также динамичным людям в возрасте, у которых хватило смелости и финансов все-таки начать профессиональную жизнь сначала. Как правило, решиться на столь отчаянный шаг зрелых людей вынуждает ощущение тупика в результате длительной бесперспективной деятельности на нелюбимой работе, когда финансовая мотивация падает до нуля, и ни за какие деньги человек не готов продолжать в том же духе. Это и личностный рост, который приводит человека к осознанию необходимости посвятить собственную жизнь любимому делу, ведь жизнь у нас одна, и прожить ее как попало, даже в угоду любимой семье и детям – не факт, что эта жертва будет кем-то оценена, а главное – оправдана! И возраст не помеха, в мире примеров старта успешной карьеры после 40, да и после 50 лет достаточно!
- Взять кредит или собственные сбережения, собрать надежных людей и начать собственный интересный бизнес. Хм, смелости на такое хватит не всем, а иной раз, если всю жизнь проработал в другой (нелюбимой) сфере, подобные выходки достаточно рискованны, ведь для достижения успеха необходимо досконально разбираться в той отрасли, где планируешь взращивать собственную фирму. Возможны различные комбинации, звенья недостающих специалистов всегда можно нанять и наладить работу таким образом, чтобы весь коллектив держался не только на финансовой мотивации, но и успешно справлялся с интересными задачами, занимался любимым делом. А там, где целеустремленно работает сплоченная команда – море по колено, горы по плечо!
Конечно, на этапе собеседования каждому в мозги не залезешь, иной раз сами соискатели в погоне за прилично оплачиваемой работой не знают толком, чем же они хотят заниматься на самом деле, выдают стандартные фразы вроде: «Работа именно в этой компании – моя мечта». Зачастую выясняется, что это совсем не так, причем не сразу, а через приличный отрезок времени, когда работодатель бестолково выплатил несколько зарплат, да и то – в случае, если владелец имеет инструменты эффективного контроля сотрудников! Существуют центры оценки персонала, кадровые и рекрутинговые службы, которые помогут избежать такой оплошности.
Как разобраться в себе, чтобы понять, где еще рабство, а где – свобода, самореализация и творчество, даже в самых, казалось бы, нетворческих делах?
Критерий простой: когда в процессе делания не замечаешь ничего, и не интересуешься ничем, кроме самого процесса, конечно, с оглядкой на сроки сдачи и уровень качества, а по факту завершения процесса ощущаешь желание продолжать еще и еще – это и есть дело, которому стоит посвятить себя. Нельзя путать «процесс» с «результатом» труда. Безусловно, в погоне за результатом люди через «не могу» ворочают горы, и получают немалое удовлетворение, созерцая плоды собственных усилий. Однако в этом случае высок риск потерять здоровье в погоне за результатом через «не могу»…
Это касается представителей любой профессии, в Швейцарии, например, уважающие себя граждане не пойдут в душный офис, если их к этому не тянет, и спокойно себе работают строителями и дворниками, разумно распределяя посильную нагрузку в соответствии с поставленными задачами. На нашу действительность примерить возможность обеспечить семью, работая уборщицей, сложно, однако наверняка найдется подходящая ниша вроде респектабельного особняка олигарха, если хорошо поискать, для каждого своя.
У нас почему-то принято работать на износ, считать нормой сизифовы труды при мизерной оплате и свято верить, что деньги не зарабатываются легко и с удовольствием.
В этой статье мы не призываем ожидать «легких денег» как в казино (хотя и это непростой труд!), но говорим о новой возможности личностного развития и облегчения тяжелой ноши должностных обязанностей.
В идеале они могут совпадать с делом всей жизни и зовом души!
Спасибо Вам, Елена, за статью !
Лишний раз убедилась, что я на верном пути.
Особенно это , прямо про меня :)
'' Наметить деятельность (или должность), наиболее соответствующую всем представлениям об идеальной работе, выяснить необходимый уровень квалификации, получить квалификацию путем дополнительного обучения или ассистирования видному специалисту отрасли с целью набраться опыта ''
Мне сейчас 30, я свою карьеру в ИТ-отрасли, по сетевым продуктам начала 2 года назад,
и чисто интуиивно следовала именно такому алгоритму, как вы описали.
Муж, конечно, очень много мне помог в самоопределении.
Еще раз спасибо Вам за статью !
Желаю Вам Удачи с большой буквы и успехов в вашей профессиональной деятельности.
С уважением, Юлия Бубнова.