В данной части статьи мы продолжим рассматривать инструменты позитивного мышления, которые помогают добиваться успеха в работе и личной жизни. Мы обсудим еще одну культовую книгу, изучим ряд исследований из области теории игр и некоторые другие крайне популярные на Западе и малоизвестные в России инструменты достижения успеха.
5. Действие-ориентированность
Чтобы в одну ночь стать знаменитым, требуется двадцать лет упорного труда.
Эдди Кантор
В этой главе я хотела бы обратить ваше внимание на один наш национальный российский недостаток – обломовщину. Читали ли вы этот замечательный роман? Обломов – прекрасный, образованный, умный и все понимающий человек. Он прекрасно знает, что надо делать со своей жизнью, чтобы быть счастливым, приносить пользу обществу. Но… просто ничего не делает. Есть ли у вас черты Обломова? У меня, безусловно, есть. Как приятно наблюдать за жизнью со стороны, критикуя чужие ошибки! Проблема в том, что при этом своя собственная жизнь никак не меняется и никуда не движется.
В борьбе с обломовщиной нам постоянно приходится себя пересиливать. Но! Пересиливание себя – дело неблагодарное и кратковременное. Любое насилие (как над другими, так и над собой) малопродуктивно. Что же делать?
Использовать позитивные инструменты достижения успеха за счет действие-ориентированности:
- Осознанно играть в жизнь.
- Расставлять приоритеты.
1. «Хорошие игры» Эрика Берна
Довольно долгое время в мои должностные обязанности входил поиск новых дистрибьюторов в регионах России. Я приезжала одна в совершенно незнакомый город и за два-три дня должна была найти и убедить какого-нибудь совершенно незнакомого мне человека инвестировать несколько сотен тысяч долларов оборотного капитала в предлагаемый мною проект. Это было и страшно, и трудно. Но я стала результативнее работать и меньше уставать, когда превратила для себя эти поездки в игру. Выходя из вокзала или аэропорта, я произносила знаменитую фразу из фильма «Афера Томаса Крауна» «Let’s play the ball» («давайте сыграем в мяч»). После неудачных переговоров я констатировала: «Один ноль в пользу города», после удачных – «Один ноль в мою пользу». Из некоторых городов я уезжала со счетом десять ноль в пользу города. Ну и что, все иногда проигрывают.
Позже я прочитала еще одну культовую книгу, о которой мы поговорим в данной статье. Это – книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Прочитав ее, я узнала, что изобрела велосипед. Берн утверждает, что люди бессознательно постоянно играют в повседневной жизни в игры, исполняют определенные роли. При этом игры делятся на «плохие» и «хорошие». Зацикленность на «плохих» играх приводит людей к психоаналитикам, а то и психиатрам. Но играть в «хорошие» игры, наоборот, очень полезно. Берн приводит следующие примеры «хорошей» игры:
«Американский почтальон, отправляющийся в отпуск в Токио, чтобы помочь своему японскому собрату разносить почту, или американский отоларинголог, который проводит свой отпуск в больнице на Гаити, наверняка почувствуют себя столь же отдохнувшими и смогут рассказать также много интересного, как если бы они провели отпуск в Африке или совершили автомобильное путешествие через весь континент. Однако это времяпрепровождение становится игрой, если сама работа является вторичной по отношению к какому-то скрытому мотиву, игрок берется за нее только для вида, чтобы достичь другой цели»[1].
Вывод: придумывайте себе «хорошие» игры для облегчения выполнения вашей работы, и вы будете меньше уставать, а дела будут делаться быстрее и качественнее.
2. Расстановка приоритетов, или матрица Эйзенхауэра
Возникает ли у вас порой ощущение, что вас заедает текучка? Вы весь день вертитесь как белка в колесе, но ничего существенного так и не успеваете сделать. Подобная суета не имеет ничего общего с тем, что делает человек, овладевший навыком действие-ориентированности. Текучка – это та же обломовщина, прикрытая видимостью бурной активности.
Как побороть текучку? Это можно сделать исключительно при помощи расстановки приоритетов. Возможно, в этом деле вам поможет матрица Эйзенхауэра, описанная ниже.
Все дела, которые мы делаем можно условно разделить на четыре группы, приведенные в данной матрице: срочные и важные (зона 1), не срочные, но важные (зона 2), срочные, но не важные (зона 3) и не срочные и не важные (зона 4).
Согласно проведенным исследованиям, в среднем, у сотрудника срочные и важные дела (зона1), то есть кризисы и горящие вопросы, занимают 60-70% рабочего времени! Еще 10-20% времени занимают срочные, но не важные дела (зона 3), такие как просмотр почты. Еще хотя бы 5% времени уходит на не срочные и не важные, но такие приятные перекуры и чаепития (зона 4).
В результате, на важные, но не срочные дела (зона 2), которые можно делать спокойно и качественно без авралов и нервотрепки, обычно у сотрудника остается всего 10-20% рабочего времени. А ведь эти дела и являются профилактикой возгорания авралов и кризисов и верным средством борьбы с текучкой! Чем больше времени вы уделяете планированию, профилактике возможных проблем, своевременному выполнению должностных обязанностей, обсуждению рабочих вопросов с сослуживцами, тем меньше вероятность неприятных сюрпризов и тем быстрее и эффективнее вы будете выполнять свои должностные обязанности!
Следовательно, чем больше вы расширяете зону 2, тем меньше становится зона 1 данной матрицы, тем больше у вас появляется времени и тем меньше тратится нервов! Первоначально, для того, чтобы найти время для расширение зоны 2, можно позаимствовать время из зон 3 и 4. Со временем, когда вы достаточно расширите зону 2 и уменьшите зону 1, вы сможете добавить больше времени и в мало-приоритетные зоны матрицы.
Рекомендую вам бесплатно скачать ежедневник, основанный на Матрице Эйзенхауэра здесь (на сайте http://clubdisc.ru/besplatnye-obuchayushhie-materialy/testy-metodiki-biznes-instrumenty/).
Можно использовать и более простой способ расстановки приоритетов: напротив каждого пункта вашего ежедневного списка дел проставить буквы А, В или С, где «А» - наиболее приоритетные дела, «В» - дела средней важности, «С» - можно и не делать в данный промежуток времени.
Главное – начинать каждый день не с судорожного выполнения первой свалившейся задачи, а с расстановки приоритетов. При этом слова «каждый день» являются ключевыми в этом предложении. Мы с вами опять вернулись к теме выработки привычек. Пока расстановка приоритетов не станет вашей ежедневной (включая выходные) привычкой, вы не сдвинетесь с мертвой точки в деле продвижения к вашему успеху. Просыпаясь воскресным утром, не следует рваться к компьютеру, чтобы зависнуть на полдня в социальной сети, а потом, глотая таблетки от головной боли, сожалеть о бездарно проведенных выходных. Лежа в кровати подумайте, что для вас важнее всего на данный момент. Может, пойти в парк с детьми? Так вы убьете сразу двух зайцев: займетесь своим здоровьем и уделите внимание главным клиентам своей жизни.
Итак, действие-ориентированность – важный навык достижения успеха. А вот мнение Конфуция на эту тему. Цзи Просвещенный трижды думал, перед тем как действовать. Конфуций, услышав об этом, сказал: достаточно подумать дважды.
6. Умение ошибаться
Каждый раз, когда ты падаешь, подбери что-нибудь.
Освальд Авери
Разговор о действие-ориентированности логично продолжить поговоркой: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Активная жизненная позиция беременна многочисленными ошибками. И это нормально и это не страшно. Так считает множество великих людей, добившихся успеха. Читайте ниже их высказывания на эту тему, которые одновременно являются и правилами искусства совершать ошибки:
- «В конце концов, истинное знание не в том, проигрываем ли мы игру, а в том, как мы изменяемся, когда ее проигрываем, что мы уносим нового, чего раньше в нас не было»,Ричард Бах. Правило №1 – анализируйте свои ошибки и делайте из них позитивные выводы на будущее.
- «Самая большая ошибка, которую вы можете совершить, это постоянно бояться совершить ошибку», Элберт Хаббард. Правило №2 – всегда приятнее сожалеть о сделанном, чем о несделанном.
- «Эксперт – это человек, который сделал все возможные ошибки в очень узкой области знаний», Нильс Бор. Правило №3 – иногда приходится признавать впоследствии, что ошибка, которую мы совершили, была совершена абсолютно правильно. Без нее мы не смогли бы продвинуться вперед.
- «Признавайте свои ошибки до того, как кто-нибудь их преувеличит», Эндрю Мейсон. Правило №4 - признайте свою ошибку и извинитесь! И на этом правиле мы остановимся подробнее.
К сожалению, совершенная нами ошибка оставляет неприятный осадок в отношениях с нашим начальством, сослуживцами, друзьями и близкими. Однако, поверьте, главное, что беспокоит при этом всех этих людей, это не сама ошибка, а вопрос: повторим ли мы такую ошибку в будущем?
Если вы заметили и осознали свою ошибку, проанализировали ее и дали себе зарок больше так никогда не делать, не скрывайте эту вашу внутреннюю работу от окружающих!
Поначалу очень трудно пересилить себя, заставить вернуться к неприятному эпизоду, который уже остался позади. Но, поверьте, это иллюзия, что ваша ошибка осталась в прошлом. Она будет болтаться за вами, как консервная банка, привязанная к хвосту кошки, очень долгое время. Единственный способ избавиться от совершенной ошибки – это признать ее и извиниться!
Как лучше извиняться, публично или приватно? Все зависит от размера совершенной ошибки. Извиниться наедине намного легче, чем в присутствии посторонних людей. Я чаще всего выбирала этот более легкий путь. Но иногда приходилось признавать свою ошибку и в процессе презентации на общем собрании. Удобнее всего в таком случае сделать это в шутливой форме. Публичное покаяние не выглядит при этом слишком пафосным, но факт покаяния оценят и запомнят все присутствующие. Пример: «Как вы все знаете, мой прогноз, на котором я так настаивала, сбылся с точностью до наоборот. Возможно, мне следует переквалифицироваться в метеорологи».
Итак, «успех - это наш путь от одного промаха к другому, который мы можем проделать, не вешая нос и не теряя оптимизма», - сказал Уинстон Черчилль. Умение грамотно ошибаться – важный навык позитивного мышления.
«Дилемма заключенного» и концепция «win-win»
И вот теперь, когда мы научились объективно и позитивно оценивать наше положение, извлекать пользу из кризисной ситуации, решать сложные задачи и поверили в то, что под лежачий камень вода не течет, перед нами встает ключевой вопрос: А как надо действовать? Ведь действовать можно по-разному. Можно изо всех сил тянуть на себя одеяло, урывать все, что можно и нельзя, любой ценой, а можно уступать другим, активно искать компромиссы. Какая из стратегий даст нам наилучший результат? Действительно ли победителей не судят? Насколько эффективна христианская стратегия подставлять вторую щеку после того, как тебя ударили по первой?
Этот вопрос уже давно занимает умы ученых, на эту тему написано огромное количество научных трудов, проведена масса исследований и экспериментов. В этой главе я коротко расскажу вам о двух научных концепциях: «дилемма заключенного» и «win-win». Обе они – результат серьезных научных исследований в области стратегического менеджмента. Не пугайтесь этого словосочетания. Стратегический менеджмент равно необходим многомиллиардным корпорациям и каждому отдельному человеку, желающему добиться успеха в своей карьере.
Одна из наиболее известных концепций теории игр – «дилемма заключенного» или «дилемма бандита». Вы, наверное, знаете, что в законодательстве большинства стран за преступление, совершенное группой людей, то есть бандой, полагается больший срок, чем за то же преступление, но совершенное в одиночку. Двум пойманным соучастникам преступления, не имеющим контакта друг с другом, приходится решать дилемму:
- Молчать. Тогда есть возможность получить меньший срок за совершение преступления в одиночку, но только если второй соучастник тоже будет молчать.
- Сознаться в совместном совершении преступления. Тогда возможны три варианта. 1.Если ты первым предашь соучастника, тебя освободят от уголовной ответственности. 2. Если ты будешь молчать, а подельник сознается первым, ты получишь максимальный срок, а его освободят. 3. Если вы оба предадите друг друга, то оба сядете надолго.
Графически «дилемма заключенного» выглядит следующим образом:
Это отнюдь не кейс для специалистов по уголовным делам. С этой дилеммой мы сталкиваемся ежедневно как на работе, так и дома. Вот несколько примеров.
Вспомните анекдот времен раннего капителизма. Два предпринимателя договариваются о продаже вагона помидоров, подписывают договор. После чего один отправляется искать помидоры, а второй – деньги. Это – классический пример «дилеммы заключенного». Договор подписан. Что, если первый найдет и отправит помидоры, а второй не найдет денег? Или наоборот. Насколько можно доверять партнеру по бизнесу? Насколько надо защищать свои интересы? Может, вообще не надо искать деньги? Пусть этот простачок отправляет свои помидоры. Но какая репутация сложится у не заплатившего партнера? Будет ли кто-либо иметь с ним дело в дальнейшем?
Еще один пример. Двум крупным компаниям-конкурентам необходимо определить свои бюджеты на телевизионную рекламу на следующий год. Телевизионная реклама – очень дорогое удовольствие. Поэтому чем больше рекламы, тем меньше прибыль, тем ниже качество товара (экономия на формуле продукта). Но если конкурент даст намного больше рекламы, чем ты, то ты потеряешь значительную часть своего бизнеса. Поэтому оба конкурента вынуждены в страхе перед друг другом тратить сотни миллионов долларов в год на рекламу. В результате, рекламная гонка приводит к тому, что стиральные порошки ничего не отстирывают, газированную воду невозможно пить, а их производители с трудом выходят в ноль по итогам года. И так каждый новый год.
В книге «Эволюция кооперации» Роберт Аксельрод исследовал повторяющуюся «дилемму заключенного», так как в реальной жизни чаще всего одним и тем же людям приходится сталкиваться с этой дилеммой снова и снова, помня предыдущие результаты. Аксельрод пригласил коллег со всего мира разработать компьютерные стратегии для наиболее результативного решения этой дилеммы. Был организован чемпионат по «повторяющейся дилемме заключенного». В результате таких соревнований выяснилось, что «жадные» стратегии давали худшие результаты в долгосрочной перспективе, чем «альтруистические». Аксельрод показал эволюцию эгоистических стратегий в альтруистические через естественный отбор. То есть большую выгоду приносили в долгосрочном плане те стратегии, которые не делали эту выгоду абсолютным приоритетом! Он назвал следующие условия построения эффективной стратегии:
- Стратегия должна быть «доброй», то есть не предавать, пока этого не сделает оппонент. Почти все стратегии-победители следовали этому правилу.
- Добро должно быть с зубами. Стратегия должна мстить в случае предательства.
- Стратегия должна уметь прощать. Отомстив, она должна возвращаться к сотрудничеству.
- Стратегия не должна быть завистливой, она не должна стремиться набрать больше очков, чем стратегия оппонента.
Разрабатывая свою стратегию действий, примите во внимание эти научные данные. Первоначальный план стоит построить на предположении, что ваш партнер (ваши партнеры) нацелены на честное сотрудничество. Но обязательно разработайте план «Б» на случай, если вы убедитесь в обратном. Дав отпор, обязательно опять предлагайте мир. Этот цикл может повторяться неограниченное количество раз.
Такая стратегия позитивна, потому что она гарантированно ведет к положительному результату. Почему? На этот вопрос отвечает еще одна интересная стратегическая модель под названием «win-win», которая также относится к теории игр и, по сути, является продолжением Дилеммы заключенного.
В теории игр существует такое понятие, как игра с нулевой суммой, когда ресурсы фиксированы, и один игрок может выиграть лишь за счет других, «откусив наибольший кусок пирога». В реальной жизни игры с нулевой суммой практически не встречаются, жизнь многофакторна, два человека или два бизнеса не могут иметь абсолютно одинаковые потребности или идентичные приоритеты. Для иллюстрации этого феномена предлагаю вам следующую историю.
Пикник. Много людей, жарится шашлык. На столе много вкусной еды, но лишь один последний пластиковый стаканчик с морсом. Машенька и Вовочка одновременно подбегают к столу и бросаются к этому стаканчику. Казалось бы, игра с нулевой суммой: один стакан морса на двоих. Если наши герои - адепты стандартного негативного мышления, то возможен конфликт и затаенная надолго обида проигравшего в отношении победителя (этот хам не уступил даме; эта сучка из под носа у меня увела последний стакан). Но Машенька и Вовочка оказались экспертами в области позитивного мышления. Они вспомнили, что в реальной жизни очень редко встречаются игры с нулевой суммой. Поэтому они начали диалог друг с другом и очень быстро выяснили, что девушку интересует содержимое стакана – морс, а юношу – сам стаканчик, чтобы налить в него пиво. Машенька быстро выпила морс и передала стакан Вовочке. И они в обнимку пошли наливать ему пиво.
Увы, очень многие люди воспринимают задачи, которые перед ними ставит руководство или сама жизнь, как игры с нулевой суммой. Они не догадываются, что в реальной жизни чаще всего кому-то нужен морс, а кому-то - стаканчик. А это – очень важный постулат, с которого следует начинать подготовку к ведению переговоров с любыми партнерами (в том числе и с членами вашей семьи, как утверждает Стивен Кови). Прежде всего, необходимо задать себе вопрос: Является ли моя ситуация игрой с нулевой суммой или с ненулевой суммой? Где морс, а где стаканчик в области пересечения наших интересов?
Если вы обнаруживаете, что вам досталась игра с ненулевой суммой, хорошим подспорьем в решении такой бизнес-задачи является знание модели «выиграл/выиграл» («win-win»). Графически она представлена на рисунке ниже.
Как вы видите, при ведении переговоров (деловых или личных) возможны четыре варианта поведения:
Пренебрежение как к своими, так и к чужими интересами, которое может быть результатом или безразличия, или позиции «если не мне, так и никому». Такая позиция неизбежно приводит к проигрышу обеих сторон.
Фокус на личных интересах в ущерб интересам оппонента. Очень распространенный у нас подход к переговорам. Но станет ли проигравший иметь с вами дело в будущем?
Фокус на укрепление взаимоотношений с оппонентом в ущерб своим интересам. Но как долго вы сможете быть в минусе, прежде чем обанкротитесь?
Поиск оптимального решения, приносящего пользу обеим сторонам как в случае с морсом и стаканчиком.
«Большая часть жизни является взаимозависимой, а не независимой реальностью, - пишет Стивен Кови, вторя Фритжофу Капре, - Достижение большинства результатов, к которым вы стремитесь, зависит от вашего сотрудничества с другими людьми. А менталитет «выиграл/проиграл» подрывает это сотрудничество»[2]. Подробнее о путях поиска решения «выиграл/выиграл» читайте у Стивена Кови.
Давайте традиционно завершим главу мнением Конфуция по этому поводу: «Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии, у малых же людей гармонии не может быть и при согласии».
Networking, или о пользе благодарности
Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми.
Теодор Рузвельт
Все свои места работы я находила через агентства по трудоустройству, каждый раз - через разные. Для меня их услуги были бесплатными, но я всегда приносила большую коробку конфет в агентство накануне выхода на новую работу. Однажды мне перезвонила менеджер, которая устраивала меня на работу, и поблагодарила за конфеты. Она сказала, что я была первая на ее памяти, кто ей хоть что-то подарил после получения работы. Меня эта информация шокировала – я была уверена, что все соискатели делают то же, что и я, что кабинеты агентств по трудоустройству завалены подаренным спиртным и шоколадом. Ведь эти менеджеры дают соискателям их шанс в жизни! Да, они получают свои деньги от работодателя. Ну и что? Но соискателю-то они очень помогли при этом!
Приносит ли благодарность выгоду? Безусловно! Была ли доля корысти в этих коробках конфет с моей стороны? Наверное, была. В дальнейшем я обращалась к этим же агентствам для поиска подчиненных. Агентства обращались ко мне, когда искали кого-то на другие вакансии, и я рекомендовала своих друзей. Я получила очень высокие оценки от сотрудников этих агентств в рейтинге коммерческих директоров России. Но изначально мной руководило просто чувство благодарности и понимание, что благодарить полезно, даже если не видна немедленная выгода от этого.
Как я узнала позже, то, что я делала, является модным управленческим инструментом на Западе и имеет научное название «networking».
В России сложилось предубеждение, что networking – это нечто, навязываемое нам из-за рубежа и совершенно не свойственное русскому человеку. Однако вспомните секретаршу Верочку из кинофильма Эльдара Рязанова «Служебный роман». Верочка была знакома со всеми сотрудниками организации, поддерживала со всеми хорошие отношения, знала все обо всех. Как ей это удавалось? Она старалась быть всем полезной: передавала письма, сообщала сотрудникам о настроении босса и делилась сплетнями, помогала своей начальнице стать более привлекательной, а заместителю начальника – войти в курс дел. Верочка – образец классического позитивного нетворкера!
«Networking» - это искусство налаживать и поддерживать отношения с широким кругом людей, но при этом людей, которые потенциально могут оказаться вам полезными в будущем. Означает ли это, что я предлагаю вам перестать общаться с теми, кто вам приятен, и тратить свое время на общение только с «полезными людьми»? Совсем нет. По своему опыту я знаю, что помощь и полезная информация обычно приходят из самого неожиданного источника. Просто, расширяя свой круг знакомств, вы увеличиваете вероятность того, что в нужный момент вы сможете обратиться за помощью к нужному человеку. Этот круг может включать совершенно разных людей. В то же время не следует путать понятия «друг» и «знакомый». Друзей должно быть мало, а знакомых может быть очень много.
«Мастера networking обладают врожденным чувством ритма. Они абсолютно естественно и непринужденно налаживают отношения с другими людьми. У них это просто вошло в привычку. К тому же им это нравится. К счастью, искусству networking можно научиться. Вам необходимо выучить лишь семь несложных па, из которых состоит прекрасный танец networking», считает Дарси Резак, автор замечательной книги «Связи решают все. Бизнес-сказка о царевне-лягушке» (Манн, Иванов и Фербер, Москва, 2007) .
Итак, с какой стати малознакомые нам люди будут оказывать нам помощь? Ответ на этот вопрос и составляет суть позитивного networking. Есть старая армянская мудрость: «Делай добро и бросай его в воду. Оно к тебе обязательно вернется». Позитивный networking базируется на концепции «заплати вперед». Концепция «заплати вперед», взятая из одноименного американского фильма, основывается на простой идее: хорошие дела порождают хорошие дела. При этом не обязательно становиться суперменом. Мы говорим об очень простых и необременительных услугах другому человеку. Например:
-
Помогите иногороднему бизнесмену, с которым вы познакомились в самолете, найти нужную информацию о вашем городе, даже если у вас нет общих деловых интересов.
-
Сообщите собеседнику полезную информацию или назовите того, кто мог бы ему помочь.
-
Придите не помощь тому, кто на «корпоративе» скромно стоит у стены и стесняется вступить в общение.
-
Поделитесь бумагой для принтера с соседями по бизнес-центру, где находится ваш офис.
-
Поблагодарите человека за оказанную вам услугу.
Благодарность – очень важный инструмент позитивного мышления, и, следовательно, достижения успеха. Благодарите всех, кто заслуживает благодарности: подчиненных за хорошую работу, сослуживцев за сделанное вам одолжение, чиновников за доброжелательное отношение, всех, кто помогает вам в вашей работе. Количество перерастет в качество, и, когда вам потребуется очередное одолжение, кто-то сделает его для вас с радостью, хотя вы уже и забудете к тому времени, что когда-то поблагодарили этого человека.
При социализме существовала замечательная шоколадная традиция. По организациям путешествовали килограммы переходящих шоколадных плиток. Их дарили секретаршам, лаборантам, любым сотрудникам по поводу и без повода. Затем они передаривались далее в другие отделы и организации, в сферу услуг. Съедались они лишь изредка в случае распития спиртных напитков на рабочем месте. Эти шоколадки заменяли материальную заинтересованность в результатах своего труда, заменяли тим-билдинговые мероприятия. Жаль, что эта традиция отмерла.
Но давайте вернемся к позитивному networking. Сегодня, с развитием интернета, вам совсем не обязательно тратить много времени на личное общение с малознакомыми людьми. В последнее время все большее значение приобретает виртуальный networking. Что он включает?
Активно участвуйте в жизни деловых интернет-сообществ по вашему профилю (общайтесь в чате, решайте кейсы, пишите и обсуждайте статьи). Я знаю бухгалтера, которая ежедневно посещает такую профильную интернет-площадку. К ней обращаются за консультациями все мои знакомые, потому что она в курсе всех без исключения нововведений в бухгалтерии.
Посылайте электронные поздравления со всеми праздниками всем настоящим, бывшим и потенциальным партнерам по бизнесу. Но только ни в коем случае не делайте общую рассылку. Это бесполезная и даже вредная трата времени. Никому не нравится получать безликое письмо-отписку. Адаптируйте созданный вами шаблон поздравления к каждому адресату. Хотя бы вписывайте его имя. А лучше еще одну фразу, связанную лично с ним. Например, напомните ему о последнем контакте. «Хотя мы с вами не общались уже больше года, я с теплом вспоминаю нашу последнюю встречу. Вы очень помогли мне тогда».
Не дожидаясь праздников, посылайте электронные сообщения своим знакомым. Поделитесь с ними ссылкой на статью, которая может быть им интересна, или на удачную шутку.
Конфуций уверен: «Добродетель не бывает одинокой, у нее непременно есть соседи».
5. Заключение
Мир полон кактусов, но нам не обязательно на них сидеть.
Уил Фоли
В начале этой статьи я рассказала о гипотезе смены эпох Фритжофа Капры, о приходе эры «экологического сознания». В заключении я хочу рассказать о еще одной концепции, связанной с уходящей и приходящей эпохами. К сожалению, я не помню имени автора этой гипотезы, которую я нашла много лет назад в одной из англоязычных статей в интернете.
Согласно этой гипотезе, в двадцатом веке сформировалось общество потребителей (consumers). Но потребительское отношение к жизни и ресурсам завело нашу цивилизацию в тупик. Все больше людей понимают это и ищут альтернативу потребительскому отношению к жизни. И среди этих людей формируется новое сообщество пользователей (users), которые и должны сменить потребителей и вывести нашу цивилизацию на новый виток развития.
Чем «пользователь» отличается от «потребителя»? Осмысленным и активным отношением к жизни и ресурсам. Пользователь постоянно задает себе вопросы «Как это работает?», «Как улучшить работу этого?», «Как извлечь максимальную долгосрочную пользу из этого?». Потребитель подобен домашнему животному, потребляющему тот комбикорм, который подсовывает ему хозяин, или реклама в нашем случае. Пользователь не только удовлетворяет, но и формирует свои потребности. Это активное и осмысленное отношение к жизни проявляется и в большом, и в малом. Например, такой человек не позволяет одурачивать себя телевизионной рекламе. Он проводит мини-исследования, сравнительный анализ для выбора оптимального для себя продукта или услуги. Точно также он не позволяет родителям или обстоятельствам влиять на выбор профессии или места работы, он осмысленно выбирает для себя оптимальное занятие в соответствии со своими склонностями и преференциями. Такой человек способен анализировать свою жизнь и изменять ее к лучшему, он способен формировать у себя полезные привычки, а не идти на поводу у вредных.
И скелет этого нового «пользовательского» отношения к жизни составляет позитивное мышление, раздвигающее границы возможного, позволяющее человеку быть хозяином своей жизни. Возможно, какие-то из рассмотренных мною в этой статье инструментов являются для вас неприемлемыми или бесполезными. Возможно, какие-то инструменты вы подстроите под себя, видоизменив их. Главное, чтобы те инструменты, которые могут изменить качество вашей жизни в лучшую сторону, из навыков переросли в ваши повседневные привычки. Как этого добиться? Не знаю. Станьте пользователями, а не потребителями информации, изложенной в этой статье, осмыслите полученные знания и придумайте свой способ сделать их неотъемлемой частью вашей жизни!
Станьте успешными людьми, и к вам придет успех!
[1] Эрик Берн, «Игры, в которые играют люди», Москва, Прогресс, 1988, с. 142.
[2] Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей», с.219