Мы рассматриваем мероприятия по обучению и развитию сотрудников (в нашем случае, это тренинги и семинары) как инвестиции в персонал. То есть, деньги, вложенные в их проведение, должны как минимум окупаться, еще лучше — приносить прибыль.
При любых инвестициях существуют риски. Одни из них стратегические — во что «вложиться», другие — технические, «как» это делать. Остановимся именно на последнем вопросе, расположив десять типичных ошибок при организации и проведении тренингов в своеобразном рейтинге по «тяжести последствий»:
1. «Не тот» тренинг
Суть проблемы — хотели одно, а получили другое. И дело не всегда в том, что тренер или тренинг был плох. Просто под одним и тем же названием заказчик понимал одно, а тренер существенно иное. Ситуация усугубляется тем, что при выборе темы «заказчик» и «тренер» — это зачастую не конкретные личности, а как в анекдоте про Маркса и Энгельса — «четыре, совершенно разных человека».
Например, мягкий вариант, — заказали Тренинг продаж, а нужен был Тренинг переговоров. Более жесткий — под «командообразованием» подразумевали «разрешение конфликтов» и т.д. Приводят такие «нестыковки» в итоге к самым сложным — содержательным рекламациям. Вроде никто не виноват, а «осадочек остается».
Мораль — цели и содержание тренинга согласуются заранее. Тренеру настоятельно рекомендуется встретиться (на худой конец, обсудить по телефону) эти вопросы с заказчиком максимально высокого ранга. Понять, почему возникла потребность именно в данном обучении, и убедиться в том, что клиент понимает, что именно он получит за свои деньги.
2. Немотивированные участники
Как минимум, три варианта:
· людей на обучение «послали». Опытных, но «строптивых» сотрудников отправили на тренинг без их согласия;
· предупредили о занятиях лишь накануне. Самый яркий случай, с которым мы сталкивались — руководитель субботним утром «вызвонил» подчиненного на тренинг из постели. Остальным «повезло» больше — их предупредили о мероприятии в пятницу, после обеда, когда их коллега — страдалец был на выезде.
· в группе «не те» участники. Например, на тренинг управленческих навыков пригласили «перспективных» специалистов из кадрового резерва, не имеющих собственных подчиненных. Слушают они тренера, как эфиопы рассказ о снеге. «Сибирь — она вообще-то есть, но жутко далеко».
Последствия одни и те же — «месть» тренеру и тренингу. И понять людей можно, «оно им надо»?! Дабы не попасть в этот просак, «просеиваем» группу по критериям «нужно — не нужно», «хочет — не хочет», и предупреждаем о мероприятии хотя бы за пару недель. Тем паче, что даты тренинга согласовываются, как минимум, за месяц — полтора.
3. Отсутствие руководителя
На некоторых тренингах присутствие «первого» лица обязательно, на некоторых крайне желательно. Речь именно об этих случаях.
Понятно, что время руководителя дорого, и дел всегда «по горло». Но что такое Тренинг формирования команды или Мотивации в управлении без директора? То же, что пиво без водки. В смысле «деньги на ветер». Обучение нужно для того, чтобы что-то после него изменилось. Не в головах участников, а в буквальном смысле, в Компании. Без лидера, руководителя — это почти невозможно. Хотя мы сталкивались с тем, что после Тренинга команды, на котором отсутствовал генеральный директор, в компании появился новый генеральный. Вряд ли заказчик на это рассчитывал.
Профессионально проведенный тренинг — это мощный метод, провоцирующий изменения. Поэтому стоит прислушаться к рекомендации тренера и принять участие в тренинге, чтобы потом эти изменения возглавить.
4. Занятия в рабочее время на территории Компании
Благие намерения — сохранить людям выходные дни и сэкономить на аренде. Тем более, что в Компании есть оборудованное для занятий помещение. Проблема в малом — обязанностей с участников никто не снимал. Поэтому при самых актуальных и интересных темах приоритеты расставляются автоматически. Тренер сталкивается с так называемой «плавающей» группой, когда после очередного перерыва несколько человек исчезают или появляются вновь. В этом случае о «системе знаний» говорить не приходится, «дотянуть» бы группу, как подбитый самолет, до конца тренинга.
Выход в этом случае один — договоренность с руководителями участников тренинга об их «неприкосновенности» на время занятий. Но на практике это помогает мало. Поэтому «все в лес», подальше от родных рабочих мест!
5. «Многочисленная» группа
Второй распространенный способ «сэкономить» — включить в тренинговую группу человек 20. Лучше 25! Благо площадь помещения позволяет. Экономия в кавычках, потому что рекомендуемая численность стандартной группы — 12 — 16 человек (при весьма редких исключениях).
Понятно, что в тренингах умений это нарушение технологии «выходит боком». Тренинг почти неминуемо скатывается в режим семинара. А это, как говорится «совсем другая история». «Языком говорить — это вам не навыки ворочать».
Здесь стоит воспользоваться советом В.И.Ульянова — «лучше меньше, да лучше». Он в этом разбирался, построив очень немногочисленную (в 1917 году), но весьма эффективную партию «большевиков».
6. Стремление объять необъятное
Проявляется в двух основных вариантах:
· Пожелание «Давайте рассмотрим в тренинге вот это, это… (далее следует 10 — 12 тем), и еще тайм — менеджмент».
Обычно, обед из 12 блюд заканчивается несварением желудка. Тренинг, в котором заявлено 12 тем — «кашей в голове». К. Прутков предупреждал потомков, что «нельзя объять необъятное». Наша практика также показывает, что для стандартного 2-хдневного тренинга оптимальными являются 5 — 7 связанных друг с другом тем.
· Предложение «уместить» трехдневный тренинг в два дня.
Этот вариант чреват либо потерей качества (вроде книжки «Война и мир за 100 минут»), либо увеличением продолжительности тренингового дня. Но группа не может продуктивно работать дольше 9 рабочих часов. Поэтому в итоге всё равно приходится жертвовать частью материала, т.е. качеством.
Мы за оптимистичный реализм. Поэтому предлагаем не экономить на качестве.
7. «Командообразующие» мероприятия на фоне тренинга
На тренинг часто приезжают сотрудники из разных филиалов и регионов. Поэтому понятно стремление руководителей и сотрудников HR-служб использовать эту редкую возможность для усиления «командного духа».
Мы «за» совместный поход в боулинг, и тоже любим шашлык со стаканом сухого вина. Мы «против» бани до утра с ящиком водки, потому что к команде это не имеет никакого отношения. Тренинг — серьезная интеллектуальная нагрузка и для трезвого человека. А с похмелья — вещь вообще неподъемная. Стоит ли тратить корпоративные деньги на то, чтобы мучить «больного» человека ученьем за сотни километров от дома?
Стоит воспользоваться советом одного из наших клиентов: «Участник тренинга — на положении беременной женщины. После 23, все спать!»
8. Неприспособленное помещение
Варианты: тесно, душно, без окон, шумно, жарко / холодно и т.п. Особо жесткий вариант — сочетание нескольких или всех этих факторов одновременно. Человек — единственное животное на земном шаре, которое освоило все климатические зоны. Но к чему этот героизм на тренинге? Кто занимался в помещении площадью 30 метров, с «полетевшей» системой кондиционирования при + 35 по Цельсию, тот нас поймет.
Отдельная песня — неразборный стол, занимающий 2/3 комнаты. Возможно, это и красиво, но тренинг предполагает круг из участников, с возможностью их свободного перемещения. Это не наша прихоть, а важная часть технологии.
Нарушение «гигиенических» (по Герцбергу) факторов неминуемо превращает обучение в испытание для тела и духа. А смысл???
9. Нестыковки аппаратуры
За годы практики мы встречались с бесконечным разнообразием телевизоров, видеокамер, проекторов и ноутбуков. Многие из них похожи на людей, т.е., категорически отказываются работать вместе. И если камеру тренер может привезти (и возит) с собой, то телевизор обычно бывает «местным».
Несовместимость аппаратуры (а также отсутствие нужного, шнура, разъема или аккумулятора) не позволяет использовать многие инструменты обучения — видео съемку, презентации и т.д. Мораль проста — проверьте все до старта.
10. Сухие маркеры (извините, наболело!)
Нас искренно поражает, сколько вариантов прочтения имеет фраза «упаковка свежих маркеров четырех цветов» из файла «Оргподготовка к тренингу». Например: 4 черных маркера, 3 сухих маркера, пачка фломастеров, набор выделителей текста, которые не видны уже на расстоянии метра и т.д., и т.п. Восемьдесят процентов людей — визуалы, т.е. воспринимают информацию преимущественно зрительно. И наши участники — не исключение.
Вроде бы, цена вопроса — копейки, только зайди в любой канцелярский магазин. А если вы в лесу, на базе отдыха? Так что один набор тренер всегда возит с собой. Но он ведь тоже иногда забывает или теряет J.
Надеемся, что этот текст не будет воспринят Вами как брюзжание или «тренерские понты». Мы делаем общее дело, успех клиента — это и наш успех, а неудачи — тоже совместные. Отсюда и желание, чтобы обучение принесло максимальную пользу. А здесь, как в любом деле, мелочей не бывает.
Статья впервые опубликована на корпоративном сайте http://www.yord.ru/text5.html