Социолог Малкольм Гладуэлл предложил теорию «тонких срезов», согласно которой люди способны принимать решения за доли секунд на основе профессионального чутья. Предприниматель Джефф Хейден провел тысячи собеседований с потенциальными сотрудниками и нанял сотни из них. Со временем он научился судить о человеке за одну-две минуты или даже после нескольких слов. Чем опытнее интервьюер, тем чаще он доверяется чутью, а не разговорам, уверяет Хенден и рассказывает о девяти своих «тонких срезах» на Bnet.
А как вы относитесь к профессиональному нюху? Есть ли место инстинктам в бизнесе?
Хорошие «тонкие срезы»
Кандидат радуется собеседованию и открывающимся возможностям
Работодатель хочет видеть радость на вашем лице. Если вы сидите на собеседовании с кислой миной, где гарантии, что следующие шесть месяцев работы вызовут у вас восторг? Недальновидно задавать вопросы в духе «Убедите, что мне нужна эта работа». Может случиться так, что работодатель убедит вас, но нанимать передумает. Излучайте положительные эмоции.
На кандидате «висят долги за грузовик»
Несколько лет назад Джефф Хейден укомплектовывал персоналом один завод. Там было два вида рабочих. Первые трудились полный рабочий день и часто перерабатывали, другие работали на полставки и сверхурочных не брали. Это создавало определенные трудности. Хейдену запомнился кандидат на неполный рабочий день, который на вопрос о готовности работать сверхурочно ответил: «Возьму все сверхурочные, которые только будут. Я купил новый грузовик, долги убивают меня». В каждой работе есть «горячие требования». Частые командировки, сверхурочные, особые навыки. Если вы нащупываете эти точки, то, считайте, уже на 90% заполучили работу.
Кандидат НЕ оправдывается за опоздание
Не говорите о пробках, о проблемах с парковкой. Просто скажите: «Извините, я задерживаюсь. Если не можете ждать, давайте перенесем встречу на удобное для вас время». Трудности возникают всегда. Когда работодатель видит, что вы ответственный человек и решаете возникающие сложности, это пойдет вам только на пользу.
Кандидат требует работу
Продавцы сражаются за продажи, кандидаты должны точно так же сражаться за работу. Почему бы не сказать: «Было приятно с вами поговорить. Я действительно очень хочу здесь работать». С какой стати вы должны получить работу, если не готовы попросить ее?!
Плохие «тонкие срезы»
Кандидат жалуется
Все знают, что жаловаться на нынешнего работодателя нельзя. Но другие жалобы ничуть не лучше. Скажем, вы замечаете на столе у работодателя фото, где семейство стоит на фоне Колизея, и говорите: «Здорово, я всегда хотел побывать в Италии, но денег на поездку нет». Даже такое незначительное нытье вредит. Забудьте про жалобы. Негатив всегда запоминается.
Кандидат не подготовился
Вас же раздражает, когда люди на кассе в магазине сначала долго упаковывают все покупки и только потом начинают искать кошелек? Так же и на собеседовании. Не затягивайте с резюме и прочими формальностями. Сразу фокусируйтесь на собеседнике. «Работать» ― это глагол. Сделайте глагол и из слова «интервью».
Кандидат берет на себя роль «первого номера»
Всем нравятся лидеры, но только не на собеседовании. Без стеснения показывайте свои сильные стороны, но не перетягивайте одеяло на себя. Работодателю нужны люди, которые могут и вести за собой, и следовать за другими. К тому же работодателя действительно раздражает, когда вы берете слишком многое на себя в первую же встречу.
Кандидат излишне расслаблен
Работодатель хочет, чтобы вы расслабились на собеседовании и вели себя непринужденно, но это не значит, что нужно развалиться в кресле вполоборота и делать вид, что собеседование вам до лампочки.
Кандидат задает лишние вопросы
Вот золотое правило от Джеффа Хейдена: не задавайте вопросы только ради того, чтобы произвести впечатление. Если у вас нет вопросов, так и скажите. Не спрашивайте о том, что можете легко узнать сами. Не задавайте вопросы, которые, по-вашему, хочет услышать работодатель. Иначе встреча закончится на минорной ноте.
Фото: pixabay.com
Ну, очень знакомая теория... Старая сказка на новый лад.
Стоит также учесть, что далеко не только ''опытные работодатели'' составляют первое впечатление за 2 минуты. Это просто особенность психики людей, и этому правилу подвержены все люди, без исключения. Только одни умеют первое впечатление разложить и аргументировать, вторые ходят с беспокойной мыслью ''что-то с этим кандидатом не так, и есть сомнения, брать ли его''.
Впрочем, то же правило действует и в обратную сторону. Если кандидата ''смущает'' фирма-работодатель, не нужно искать оправданий и зарывать голову в песок: лучше попробовать разобраться, что смутило. Но если ничего не находится, всё же лучше подождать собеседования, после которого душа будет петь, чем соглашаться на компромиссное решение, которое в итоге всё равно вылезет боком.