Тот самый день, или Когда пора заканчивать с карьерой наемника

У меня, как и у любого довольно долго живущего человека, есть масса историй, которые в той или иной степени были поворотными в жизни. Некоторые истории забавные, некоторые – грустные, некоторые – поучительные… Однако есть одна история, которая выделяется из других. Она не про события, она про поворот в голове. Поэтому ее сложно расписать пошагово, вроде: «Встала я как-то утром и вижу…». История моя, скорей, про то, как большое количество мелких катализаторов вдруг запускает большой необратимый процесс. Про понимание этой необратимости. Про страх и радость от всего этого одновременно. Это был обычный короткий день, когда было принято решение, вызревающее долгие годы. Представленный материал – это мысли…или сны, предшествующие тому самому дню….

Итак...

Обычное начало

Мне обычно нелегко рассказывать о своей карьере, поскольку – вопреки всем своим публикациям на эту тему - я ее никогда не строила осознанно. Она выстраивалась сама вокруг моего основного качества – любопытства. Время от времени меня вдруг увлекает какое-то дело, и я погружаюсь в него целиком, стараясь постичь до тонкостей, найти в нем скрытые закономерности, которые позволяют понять суть - и управлять им в свое удовольствие. Понятно, что для того, чтобы иметь возможность так интенсивно влезать в какое-то дело, надо иметь к нему отношение, да еще и «верхнее отношение» - то есть обладать должными полномочиями. Я сразу после студенческой скамьи стала деканом факультета региональной политики в Университете РАО (бывшая Академия педнаук), потом ушла в бизнес-структуру на позицию одновременного директора по HR и PR (этот факт потом изумлял хантеров, не встречавших ранее такого сочетания) – так как увлеклась этими функционалами – ну и далее без остановок сквозь консалтинговый БКГ, инвестиционный Росбилдинг и игровой Уникум, плюс пятьдесят небольших «побочных» проектов в разных отраслях и сферах деятельности…

Время инсайтов

Пребывание мое в должности всегда заканчивалось по моей инициативе, это происходило, как только я теряла интерес к отрасли или позиции. Понятно, что расставались мы друзьями, так как умение хорошо расстаться важней, чем умение правильно войти в компанию. Ибо не оставляет новых попыток. Поэтому проекты были успешно завершены. При этом систематизация знаний отраслей и позиций нарастала, что существенно сокращало интерес к конкретной компании. Я, с одной стороны, всегда была самомотивирующимся топ-менеджером, который сам может себя озадачить на благо бизнеса, а с другой – не самым удобным подчиненным, так как – см. начало – я удовлетворяла этим свой интерес, а не осознаваемые нужды собственника. Один из последних работодателей мягко сформулировал это так: «Есть люди, которые затыкают «дыры» в построенном мной бизнесе, а есть люди, которые меняют мой бизнес под себя. Ты – из вторых». И это был инсайт. Нет, я, конечно же, хорошо знаю отличие предпринимательского типа от исполнительского, но тут суть иная. Мы с собственниками занимали как бы одну и ту же ветку в смысловой иерархии. И если ранее меня терзали смутные сомнения на сей счет, то тут – русским по-белому – умный и уважаемый мной человек сказал это открытым текстом.

Индикаторы изменений

В результате, я стала работать, хотя и в штате компаний, но над самостоятельными проектами, полностью изобретенными мной, где собственник выступал, скорей, инвестором и административным ресурсом, чем заказчиком проекта. Я развивала интересующие меня направления, принося прибыль компании. И все больше и больше переходила от функционального к генерализованному менеджменту. Последние проекты были, скорей, про то, как работает вся машинка по производству денег, именуемая бизнесом, а не про познание отдельных ее частей. Удовольствие от понимания того, что при правильно выстроенном процессе – все равно, в каком бизнесе! – на конце обязательно появится нужный рынку продукт, не сравнимо ни с чем! То есть, первое признание в любви мальчика, от которого я млела в 13 лет, и день, когда родители разрешили мне бросить музыкальную школу, доставили меньше радости, чем несколько пробных рецептов, принесших реальные результаты, в т.ч. в деньгах))). Ну, понятно, что бизнес деньгами не определяется, он ими только лишь измеряется, и то не всегда – но это тема другой статьи.

У передатчика должен быть приемник

Надо отметить – мне всегда чрезвычайно везло с работодателями. Это были исключительно продвинутые люди, хорошо ко мне относившиеся, позволявшие мне совершать ошибки за их счет и верившие в то, что я дам хороший результат на выходе. Хочу надеяться, что они не разочаровались. Во всяком случае, мы до сих пор поддерживаем отношения, и в том числе в формате «заказчик-исполнитель». Но при этом – изначально – нас связывало нечто общее: мы общались на равных с первого момента знакомства. В этом не было фамильярности ни с одной из сторон. В этом было, скорей, что-то от «Мы с тобой одной крови». Люди, с которыми не получалось интеллектуального равенства с первой же встречи, обычно очень недолго сопровождали меня в жизни.

Изменения

И наступил день, когда я четко поняла, что моя карьера наемника закончена. Как мне сейчас кажется – навсегда. Никогда не говори «никогда», конечно же, но я даже представить себе не могу мотиватора, который заставил бы меня принять предложение о работе по найму. Но это сейчас. А тогда – два года назад – я реально проснулась с четким пониманием того факта, что я не могу более работать по найму. Потому что рынок вменяемых работодателей в РФ сугубо ограничен, потому что они ищут не меня на свои «дыры», а мне пора перестать искать их под флагом работы по найму, потому что меня, по большому счету, не интересуют их «дыры». Мне интересны причины возникновения этих самых «дыр» и изобретение рецептов по предотвращению их появления….И главное – потому что я хочу самостоятельно определять свою жизнь. В отношении любой позиции наемника у меня сошлись вместе «не хочу», «не могу» и «не буду»!:)). Это было не так уж радостно, скорее страшно. Это было ощущение прыжка со скалы в море, когда ты уже прыгнул, еще не умер от страха, но и не достиг воды, чтобы понять, жив ты или нет. Но главное – совершенно ясно, что не прыгнуть было невозможно. Слишком давно стоишь на краю…..

И начался мой длинный выход из компании, в которой я работала – но это тоже другая история.

Новая жизнь

Я открыла свою компанию. А потом еще одну. А потом стала партнером еще в нескольких. Сегодня пять компаний так или иначе имеют ко мне отношение. Самое сложное в этом, но и самое увлекательное одновременно – перестать думать как наемник (кто бы мог подумать, что я могу тут испытывать сложности!), а начать думать как собственник. Интересные наблюдения: во-первых, меняется масштаб чисел. Если для наемника обычно «миллион» это много, то для собственника – это очень мало. Потому что первый думает о личном доходе (даже если занят выполнением плана по обороту) или о личных рисках, если это были инвестиции в его проект, а второй – о весе компании, о стоимости бизнеса и т.д. Во-вторых, стали абсолютно понятны разного рода конфликты, возникающие между собственниками и наемниками – цена вопроса совершенно другая, участие в рисках другое, «чуянье» рынка иное. Да мало ли… В-третьих, свой бизнес – в отличие от чужого – не можешь выкинуть из головы ни на секунду. Он там «варится» непрерывно. И от этого не столько устаешь, сколько подзаряжаешься. Ну, по крайней мере, первое время))

Закономерности «того самого дня»

И вот, я бы сказала, что есть пять основных закономерностей или признаков, позволяющих понять, что прежняя дорога закончилась. Совсем. Или, по крайней мере, надолго.

  1. Снятся сны про другую жизнь. Производственные совещания перестают сниться.
  2. У вас спрашивают не «где (или кем) Вы работаете?», а «что Вы делаете?».
  3. И вам существенно проще ответить именно на второй вопрос.
  4. Вы понимаете, что никак, ни под каким соусом, ни за какие блага не в состоянии «работать на хозяина», потому что для вас есть только один «хозяин» - вы сами.
  5. Вам очень страшно «прыгнуть», но интересно больше, чем страшно. И вы – прыгаете…
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.