Снова о ней о мотивации сотрудников
Сотрудники на первом месте, клиенты на втором - этот подход завоевывает все большую популярность среди работодателей по всему миру. Все просто: не бывает довольных клиентов без довольных сотрудников, то есть без лояльного персонала компания не получит и лояльных клиентов. Но как понять, что будет лучшим стимулом для персонала в вашей компании и как выбрать правильную мотивацию?
Почему в последнее время мотивации персонала и мотивации труда стала отводиться такая значительная роль? Ответ очевиден: мотивация является ключевым фактором успеха компании. В компаниях, в которых сотрудников отличала высокая вовлеченность в рабочий процесс, доходность повысилась на 3,7%. В то же время в компаниях с низким уровнем вовлеченности работников операционные и финансовые результаты снизились на 2%.
Мотивированные сотрудники получают удовольствие от своей деятельности, готовы прилагать больше усилий, они реже болеют, чаще проявляют инициативу и добиваются высоких результатов. Как правило, такие работники принимают и разделяют идею компании, им близки корпоративные ценности, что, безусловно, отражается на производительности труда и на 'здоровье' организации в целом. Для работодателя все это транслируется в результат, качество и лояльность - именно то, что двигает и развивает бизнес.
И за рубежом, и в России работодатели стараются формировать мотивационную политику так, чтобы она учитывала весь спектр потребностей сотрудника - от базовых до удовлетворения стремления к самореализации и развитию. Да и сами соискатели сегодня осознают, какое внимание уделяется работодателями нематериальной мотивации, - и предъявляют соответствующие требования. Выбирая будущего работодателя, они интересуются не только размером заработной платы, но и наличием компенсационного пакета (дотация на питание, медицинская страховка, автомобиль и т.д.), рабочим климатом, возможностями развития, а также системой поощрений и вознаграждений за результаты работы, продвижение по служебной лестнице.
В отечественных компаниях система мотивации чаще всего сводится к бонусам и подаркам к праздникам. Проведенные исследования показали: традицию подарков к праздникам поддерживают более половины компаний - 65%. Наиболее популярные поводы - Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества. Иногда в компаниях делают подарки детям сотрудников - к тому же Новому году и к 1 сентября. Мотивация в основном денежная, сотрудников стимулируют материально - по результатам работы, за выполнение ключевых показателей, в качестве бонуса по окончании года. В последнее время возобновлась традиция, напоминающую о советском периоде производства, - награждение грамотами, присвоение звания лучшего работника и т.п. Такие способы поощрения призваны заменить материальное вознаграждение.
Вообще, среди многих российских компаний распространено мнение, что так называемый соцпакет и есть мотивация. Поэтому они считают, что, предоставив всем сотрудникам медицинскую страховку, оплатив им поход в спортивный клуб или занятия иностранным языком, компания создает мотивирующие условия для персонала. Такой подход может быть оправдан только в краткосрочной перспективе. Безусловно, подобные привилегии могут привлечь соискателей и повлиять на их выбор на том этапе, когда они колеблются в выборе между несколькими компаниями и принимают решение. Но, как только эффект новизны утратится - а обычно это происходит в течение двух-трех месяцев, - сотрудники начинают осознавать, что 'вмененные' им блага не удовлетворяют их потребности и интересы и едва ли могут восприниматься как льготы и привилегии. Такой неудовлетворенный сотрудник вряд ли будет мотивирован на работу. В зависимости от уровня дохода, этапа личностного и профессионального развития, на котором находится сотрудник, у него формируются собственные потребности, которые он стремится удовлетворить. Когда работодатель прилагает усилия для удовлетворения индивидуальных потребностей сотрудников, у тех формируется настоящая, прочная мотивация для работы именно в этой компании. К сожалению, пока большинство компаний этот факт не учитывают. А неудовлетворенность сотрудников мотивационной политикой меж тем растет.
В последний год, по мере того как бизнес стал оправляться от кризиса, рынок труда опять сместился в сторону соискателя. В результате выросло число компаний, осознавших важность использования системы мотивации для своего бизнеса. Крупные, чаще международные, компании выделяют время и ресурсы на разработку собственных программ мотивации. Конечно, проведение тимбилдинга или спортивной игры внесет разнообразие в офисную жизнь и зарядит сотрудников на некоторое время положительными эмоциями. Но что делать дальше? Потребности по-прежнему не удовлетворены, и наступают очередные рутинные будни.
В последние годы набирают популярность компании, предоставляющие услуги профессиональных психологов, которые работают как с группами сотрудников, проводя семинары по различным заданным компанией темам, так и с собственно руководителями и владельцами бизнеса. Они выявляют скрытые проблемы отдельных сотрудников и коллектива в целом, оказывают психологическую поддержку и помогают провести психологическое оздоровлением коллектива. Работа с психологами-коучами заставляет руководителей посмотреть на самих себя и собственный стиль управления со стороны, а также задуматься о потребностях сотрудников и по-новому их оценить. Такая работа помогает существенно скорректировать как атмосферу в компании, так и стиль ведения бизнеса. Безусловно, коучинг оказывает долгосрочный положительный эффект на весь бизнес компании. Однако работа с коучами требует длительного времени, и обходятся такие услуги далеко не дешево, поэтому не каждая компания может их себе позволить.
От калорийности к производительности
Разумная и полноценная организация корпоративного питания позволяет компаниям обеспечить удовлетворение базовых потребностей всех категорий персонала. Обеденный перерыв - это не просто период, когда сотрудник быстро поглощает пищу и возвращается на рабочее место (так происходит в нашей компании).Нельзя забывать, что перерыв среди рабочего дня также должен использоваться для отдыха - можно пройтись, подышать свежим воздухом, отвлечься от напряженной деятельности. Без полноценного обеденного перерыва, который проходит не за рабочим столом, а в специально организованном месте - кафе или ресторане - высокой производительности от сотрудников ожидать нельзя. Если сотрудники видят, что при организации корпоративного, т.е. по сути своей общего, питания учитываются их индивидуальные особенности, они ощущают заботу компании и отвечают лояльным отношением к ней.
Важными составляющими мотивации являются вознаграждения и поощрение сотрудников по результатам труда. Широко распространенные формы нематериальных вознаграждений - это устная благодарность руководителя компании (немаловажный), внесение записей о достижениях работника в его личное дело, подарки за конкретное достижение или к общепринятым праздникам, обучение и тренинги за счет работодателя, обед или ужин с членами семьи за счет работодателя, гибкий график рабочего времени. Конечно, хороший руководитель применяет различные типы вознаграждений в разных ситуациях и в зависимости от бюджета компании и ее целей.
Если решения относительно 'бесплатных' вознаграждений в виде устной благодарности, как правило, принимаются непосредственным руководителем сотрудника, то распоряжение бюджетом на приобретение подарков или альтернативных видов вознаграждения находится в ведении отдела персонала. Именно служба персонала может наиболее адекватно оценить потребности сотрудников и учесть индивидуальные особенности представителей различных уровней организации. Это утверждение верно для тех компаний, которые имеют отдел персонала и располагают необходимым бюджетом и ресурсами, позволяющими получать обратную связь от руководителей структурных подразделений, измерять 'температуру' в коллективе, проводить среди сотрудников опросы об их удовлетворенности и ожиданиях. Большое значение имеет не только наличие ресурсов, но и осознанная необходимость в получении обратной связи от сотрудников.
Побуждения могут быть самыми лучшими - вот только различия в доходах и интересах сотрудников в данном случае в расчет не принимаются. Без обратной связи невозможно понять, что будет по-настоящему ценным для заводского рабочего - сборщика или офисного водителя.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.
Прежде, чем писать о мотивации, разберитесь в сути предмета: что есть мотивация, а что - стимулирование. Где люди, а где - кони, так сказать. Кентавры - мифология