(к 100-летию выхода в свет книги Й. Шумпетера «Теория экономического развития»)
Йозеф Алоиз Шумпетер (нем. Joseph Alois Schumpeter, 1883–1950) - австрийский экономист, социолог и историк экономической науки. Одной из самых известных и значительных его работ является «Теория экономического развития» (Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung), изданная на немецком языке в 1912 году (по некоторым источникам - в 1911 году). Эта книга принесла 29-летнему молодому профессору университета г. Грац (Австро-Венгрия) мировую славу. В 1926 году в бытность уже профессором Рейнского университета (Бонн) Шумпетер выпустил второе, значительно доработанное немецкое издание, которое в 1934 году было переведено на английский язык (в это время он уже жил в Америке и работал профессором Гарвардского университета). В 30-40-е годы книга была переведена также на итальянский, французский, японский и испанский языки. В России на русском языке книга была издана только в 1982 году [1].
Имя Шумпетера вписано в историю теории экономической науки и стоит в одном ряду с Адамом Смитом, Карлом Марксом и Джоном Кейнсом. В данной статье мы не будем останавливаться на вкладе Шумпетера в экономическую науку в целом, а остановимся лишь на его обобщающем образе предпринимателя так называемом «шумпетеровском предпринимателе».
Основой экономического развития по Шумпетеру являются инновации, внедрение которых осуществляется предпринимателем – ключевой фигурой экономического развития, при этом под предпринимателем он понимал не только собственников, но и наемных управленцев. В отличие от Карла Маркса, у которого для капиталиста главным мотивом деятельности является прибыль, при 300% которой «…нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы» [2], «шумпетеровский предприниматель» - это энтузиаст-инноватор, для которого прибыль играет второстепенную роль – именно в этом заключается его экономическая иррациональность. Мотивы поведения предпринимателя по Шумпетеру «принципиально отличаются от чисто экономических. Они чужды экономическому ratio и его законам» [1, с. 192].
Шумпетер выделял три группы мотивов предпринимательской деятельности [1, с. 192]:
«Прежде всего, - пишет он, - это мечта и воля основать свою частную империю и - в большинстве случаев, хотя и не всегда, - свою династию. Своя империя дает ему простор и чувство власти, но это первое приближение к состоянию полного господства, тому состоянию, которое знакомо этому миру и которое особенно привлекательно как раз для тех людей, которые иным путем никак не могут добиться положения в обществе». В эту группу мотивов входят свобода, условия для развития личности, стремление господствовать над окружающими людьми и т.п.
«Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входит, с одной стороны, желание борьбы и, с другой - стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь всего-навсего показатель успеха - зачастую только потому, что другого нет, - и символ победы. Экономическая деятельность рассматривается как вид спорта: своего рода финансовая гонка или, скорее, боксерский поединок» (выделено автором статьи).
«Наконец, третья группа связана с радостью творчества, которая проявляется и в других случаях, но только здесь становится определяющим моментом поведения».
Центральное место в системе мотивов «шумпетеровского предпринимателя» занимает его стремление к борьбе и победе в ней, экономически иррациональный спортивный дух предпринимательской деятельности, в этом суть и научная новизна «шумпетеровского предпринимателя», не только не потерявшая свою актуальность, а наоборот, выходящая на первый план современного менеджмента.
Спортивный дух «шумпетеровского предпринимателя» не мог бы появиться, если бы Шумпетер не любил и не понимал спорт. В «Оксфордском политическом словаре» Шумпетер характеризуется как «австрийский экономист, политик, банкир и наездник (horseman)». К сожалению, биографы сообщают нам весьма скудную информацию о занятиях Шумпетера спортом – верховой ездой, скачками. Существует полу-легенда о том, что Шумпетер в молодости «дал обет стать лучшим экономистом в мире, лучшим наездником в Австрии и лучшим любовником Вены, а позднее сетовал, что ему так и не удалось достичь совершенства в верховой езде»[3, 4]. Известно также, что у него была своя конюшня.
Любовь к верховой езде и желание Шумпетера стать наездником (жокеем) вполне объяснимы, учитывая два следующих обстоятельства.
Во-первых, будучи приемным сыном потомственного аристократа, австрийского генерала Сигизмунда фон Келера, командующего венским гарнизоном, Шумпетер вошел в аристократическую и интеллектуальную элиту австрийского общества, получив блестящее образование в знаменитом лицее для подготовки детей австрийской знати к гражданской государственной службе - «Терезиануме» (открытого в Вене императрицей Марией Терезией в 1746 году). Именно по образцу «Терезианума» в 1811 году императором Александром I в России был учрежден Царскосельский лицей. Кроме глубоких знаний (латыни, европейских языков, истории, права, математики и др.) в лицее Шумпетер получил и аристократическое воспитание. В программе «Терезианума» было обучение таким чисто «дворянским наукам» как придворный этикет, танцы, фехтование и верховая езда. По свидетельству ученика и биографа Шумпетера Э. Шнайдера: «До конца своих дней он оставался изысканным австрийским джентльменом старой школы» [5], а джентльмен и спортсмен в те времена были практически синонимами. Верховая езда и бокс были элитными видами спорта истинных джентльменов и именно с ними Шумпетер сравнивает предпринимательскую деятельность.
Во-вторых, на рубеже ХХ века лошадиные бега (horse racing) пользовались огромной популярностью в Европе, и конечно, среди венских аристократов и городской публики, а жокеи были кумирами молодежи и дам. В 1912 году скачки были включены в программу Олимпийских игр. На знаменитом венском ипподроме Фройденау (Freudenau) собирался весь бомонд столицы Австро-Венгрии, была здесь и императорская ложа. Построенный в 1885 году венский ипподром и сегодня является одним из лучших в Европе. Нет сомнения, что завсегдатаем венского ипподрома в 1893-1911 годы был и Шумпетер, и может быть, не только в качестве зрителя.
Любовь к скачкам стала источником спортивных метафорических образов в работах Шумпетера ярким примером, которых может служить следующая: «В области финансовой политики мы еще больше, чем обычно склонны приписывать жокею заслуги, которые в действительности принадлежат лошади» [6]. Эта фраза звучит вполне актуально и для оценки экономического развития России в последнее десятилетие. Из этой метафоры, вероятно, родились и многочисленные дискуссии в венчурном предпринимательстве на тему «лошадь или жокей?» («The horse or the jockey?»). Чем определяется успех или неудача в предпринимательской деятельности? Предпринимателем, управленческой командой – жокеем, или бизнес-идеей, конъюнктурой рынка и т.д. - лошадью?
Возвращаясь к «шумпетеровскому предпринимателю» необходимо сказать, что Шумпетер, выявив неэкономический характер мотивов деятельности предпринимателей, дал мощный толчок для развития такой научной дисциплины как «Экономическая психология». Одним из первых, Шумпетер не просто сравнил предпринимательскую деятельность со спортом, а рассматривал ее как «вид спорта», показав тождество их мотивации на борьбу, на победу, а самое главное, показав, что спортивный дух мотивации является сердцевиной предпринимательства, организации бизнеса. Однако, спортивный характер, спортивная составляющая мотивации «шумпетеровского предпринимателя», спортивный дух как неэкономическая категория развития экономики остались вне зоны внимания теории экономической науки. Не ученые-теоретики, а предприниматели-практики, такие как Джек Уэлч, Эндрю Гроув, Джек Стэк и другие предприниматели-энтузиасты, своей деятельностью и высокими достижениями показали верность спортивной составляющей мотивации «шумпетеровского предпринимателя».
Единая природа мотивации в спорте и предпринимательстве на протяжении 100 лет ускользала от внимания ученых, оставаясь в тени экономических понятий: инновации, зарплата, ставки за кредит, прибыль и экономические циклы. По существу, Шумпетера, у которого предприниматель рассматривает свою деятельность как «вид спорта», можно назвать пророком современного менеджмента – спортинга, содержанием которого является использование логики, принципов и методов спорта в бизнесе, «в основе которого лежит соревнование, рождающее энтузиазм, инициативу, свободное творчество и новые возможности самореализации человека труда в бизнесе» [7].
Литература
1. Шумпетер, Йозеф. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер; Пер. с нем. В.С. Автономова и др.; Общ. ред. А.Г. Милейковского; Вступ. ст. А.Г. Милейковского, В.И. Бомкина [c. 5-35]. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.; 20 см. - (Экономическая мысль Запада). - Библиогр. в примеч. в конце глав. - Указ. имен, предм.: с. 437-454. - Пер. изд.: Schumpeter J. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung / Von Josef Schumpeter
2. Маркс К. «Капитал», гл.24 примечание в конце п.6. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23. - С. 770.
3. George J. Stigler, Memoirs of an Unregulated Economist (New York: Basic Books, 1988), p.100.
4. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика/ Учеб. пособие: Пер. с англ. - 15-е изд. / Под ред. Л. С. Тарасевича, А. И. Леусского. - М.: Бином: КноРус, 1997. – С. 178.
5. Цит. по Тарушкин А.Б. Институциальная экономика/Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2004. – С. 136.
6. Шумпетер Й.А. История экономического анализа /пер. с англ. под ред. В.С. Автономова, в 3-х т. Т. 1. – 552 с., Т. 2. – 504 с., Т. 3. – 688 с. - СПб.: Экономическая школа, 2001 г. - http://www.seinst.ru/page351
7. Смирнов В.Н. Спортинг – менеджмент побед! Теория и практика современного менеджмента: от тейлоризма до спортинга. – СПб.: Эрида-Бизнес, 2011. – С. 108.
'' Единая природа мотивации в спорте и предпринимательстве на протяжении 100 лет ускользала от внимания ученых, оставаясь в тени экономических понятий: инновации, зарплата, ставки за кредит, прибыль и экономические циклы. По существу, Шумпетера, у которого предприниматель рассматривает свою деятельность как «вид спорта», можно назвать пророком современного менеджмента – спортинга, содержанием которого является использование логики, принципов и методов спорта в бизнесе, «в основе которого лежит соревнование, рождающее энтузиазм, инициативу, свободное творчество и новые возможности самореализации человека труда в бизнесе» -
может быть в этом ускользнувшем моменте и находятся истоки ''экономических кризисов'' ?
Эти учения и ''пророчества'' - прошлый век. Если Вы глубже копнете, то поймете, что эти учения не более как материальная заинтересованность автора ''учения'' - в жизни же все по другому и только человеческие отношения играют жизненную роль, притом близкие отношения на уровне родных людей. Все остальное чушь! Вернее индивидуально! Нет единой таблетки для толпы, а талант сам себе дорогу пробьет!
//Шумпетер выделял три группы мотивов предпринимательской деятельности//
И вот что интересно, все три группы присущи таким предпринимателям, как Ленин, Сталин...