Как принимать решения? Как добиваться результата? Как и каким людям доверять? Наконец, как заботиться о себе и своей работоспособности? Executive.ru попросил экспертов дать несколько рекомендаций самим себе 5-10 лет назад.
Достаточно прочесть эти рекомендации, основанные на постзнании, и понять: несмотря на все различия, рано или поздно мы все приходим к похожим выводам.
Максим Часовиков, руководитель профессионального сообщества, эксперт Executive.ru:
Я бы посоветовал себе быстрее выбирать то решение, которое бы мне показалось первым в числе приемлемых. Вряд ли это будет самым хорошим решением, но я смогу больше попробовать и даже из плохих решений сделать выводы. Как мне кажется, наш опыт, и самое главное – наши выводы, которые мы сделали из прошлого – это самое важное, что мы можем перенести в будущее. И это мы точно сможем использовать в будущем еще неоднократно.
Алексей Королюк, генеральный директор Reg.ru:
Быть более терпеливым.
Еще в 2002 году мы открыли хостинг-провайдер «ЦентрХост» и через 2 года, не дождавшись роста рынка, его закрыли. Одной из ошибок, например, было то, что мы не инвестировали в интернет-рекламу, которая уже появилась, а использовали классическую модель продаж через менеджеров, которые обзванивали клиентов и назначали встречи для продажи хостинга. Как бы то ни было, мы решили закрыть проект как нерелевантный, а до взрывного роста популярности Интернета после закрытия оставался всего один год. В 2006 году был создан Reg.ru и еще через 3 года компания стала оказывать хостинг-услуги. Кстати, некоторые из клиентов «ЦентрХоста» до сих пор работают и обслуживаются нами.
Андрей Приображенский, сооснователь сервиса promkod.ru:
Мой совет – не участвовать в бизнесе, который неинтересен, и не выступать инвестором в проектах друзей.
Слышали фразу «Не начинайте бизнес с друзьями»? Лично у меня есть несколько как неудачных, так и удачных примеров, когда друзья создавали и на протяжении нескольких лет продолжают успешно развивать совместный бизнес. В отличие от кейса – не выступать инвестором в проектах друзей. В моей жизни было два таких примера (и да, некоторым людям недостаточно сделать одну ошибку, чтобы на ней выучиться). Один из них – запуск пивного магазина – интерес к бизнесу был так же далек от меня, как южный и северный полюса.
Очень вероятно, что следующим шагом после инвестирования будет вовлечение в операционную деятельность. Когда мои инвестиции в проект вернулись, начались какие-то выплаты дивидендов, у друзей появилась идея масштабировать бизнес, и я попросил финансовую отчетность. Мне хватило 30 минут, чтобы разобраться в цифрах, несоответствии закупленного и проданного продукта. И тогда я решил выйти из бизнеса. Как показал опыт, момент получения инвестиций быстро забывается, а потом случаются такие ситуации: «мы работаем, а он только деньги получает». В итоге есть большой риск потерять либо деньги, либо друзей, как получилось в моем случае.
Ярослав Тучковский, co-founder «ВизавКармане»:
Себе в прошлом я бы посоветовал изменить распорядок дня – начать ложиться до 22:00 и просыпаться в 5:00. А лучше прочитать книгу Р. Шармы «Клуб 5 утра» и начать непременно следовать наставлениям автора.
Утро – волшебное время, когда все еще спят, а у тебя есть преимущество в 2 часа (а то и больше)! И это время я использую для развития своего тела и ума, ключевых компетенций. У меня эти 2 часа выглядят так:
- Спорт 5:00 – 5:40. Заряжает энергией на весь день, улучшает настроение. У меня это бег или турник во дворе или йога.
- Медитация 5:45 – 6:15. Развивает концентрацию. Это важно для меня, я Стрелец и гиперактивный. О пользе медитации полно информации, тут можно не углубляться.
- Чтение/обучение 6:15 – 6:45. Когда я читаю утром обучающую литературу, рождается много идей и инсайтов, которые я фиксирую в записной книжке. Мозг в утреннее время очень круто работает и выдает очень, очень крутой эксклюзив.
- Письмо 6:45 – 7:30. Также утром я пишу статьи для публикаций. Текст генерируется быстрее и проще, чем вечером, когда голова забита информацией.
Выходит, что если бы я встретил себя в прошлом, то пожелал бы читать больше и обучаться. Дал бы «краба», похлопал по спине и на ухо сказал бы: «Обязательно прочитай книгу «Клуб 5 утра!».
Татьяна Зайцева, партнер, директор по развитию lifestyle-проектов агентства PR Perfect:
1. Ничего не бояться, взвешивать риски, анализировать всегда ситуацию, несмотря ни на что действовать через страх. Быть смелее.
2. Больше советоваться с опытными и компетентными людьми.
3. Формировать вокруг себя круг людей, которые верят в тебя, которые в жизни и бизнесе добились определенных результатов, которые тебя восхищают и вдохновляют.
4. Учиться. Бесконечно. Важно учиться именно у практиков. Не у людей с раскрученным именем, а в чьих компетенциях ты уверен и видишь их реальное влияние на улучшение качества жизни и бизнеса.
5. Не бояться признавать недостаток тех или иных навыков и не бояться брать в команду людей сильнее тебя по тем или иным характеристикам. Учиться и у них.
6. Работать над своим эмоциональным интеллектом.
7. Стараться предугадывать тренды и действовать наперед. Всегда просчитывать свои действия на два шага вперед.
Валентина Боброва, директор по маркетингу и рекламе ТМ G'n'K:
Основной совет, который хотелось бы дать себе в начале карьеры – четко говорить о своих намерениях и желании расти по карьерной лестнице, а не только доказывать своими действиями и эффективным выполнением обязанностей.
Ни один человек не может читать мысли. Даже если твой руководитель видит, что ты справляешься со своими обязанностями, если ты не выскажешь намерения на карьерный рост, продвижение вверх может затянуться на долгие годы. У руководителя много обязанностей и направлять фокус внимания на каждого сотрудника порой просто невозможно.
Четко формулируй намерение на развитие в компании, сообщи своему руководителю, доказывай свою эффективность и берись за выполнение масштабных проектов, тогда карьерный рост не заставит себя долго ждать.
Евгения Задорожная, основатель онлайн-не-школы «Тесла»:
Самый главный совет, который я бы дала себе в прошлом, можно сформулировать так: «Учись еще больше у своих руководителей».
Мне повезло. Обучение в военном институте позволило получить великолепные знания по многим предметам. Нас учили профессионалы, знающие не только теорию по своим предметам, но и практику. Конечно, многое нами, курсантами, тогда считалось неважным и пропускалось мимо ушей. То, насколько грамотными были мои педагоги и руководители, я осознала гораздо позже. Главное, что заложили в курсантский мозг – навыки управления, самоорганизации и системный подход. Добавьте сюда отсутствие боязни старших руководителей и стремление к поиску нестандартного решения сложных вопросов, получится типичный выпускник пограничного института. Все это очень пригодилось в жизни, но то, что невнимательно учила в вузе, пришлось самостоятельно выискивать в книгах или постигать путем своих ошибок.
Потом повезло с распределением. Мой руководитель дал долгоиграющий мастер-класс по созданию коллектива и умелому управлению им. Он знал особенности каждого подчиненного, его боли и сильные стороны, виртуозно управлял подчиненными. И заметьте, ни слова по KPI. Это вообще, на мой взгляд, крайне ограниченный инструмент. Я и не предполагала, насколько пророческими будут слова руководителя о том, что начальников у меня будет в будущем много, но таких, как он – никогда. Я многому у него научилась, но могла бы взять больше.
Потом была разнообразная деятельность, руководители разной степени подготовки. Я научилась ставить перед собой задачу, учиться как можно больше всему, что может пригодиться в будущем, но не всегда хватало мотивации. Знала бы, что пригодится, технические особенности системы, которая легла в основу моей платформы, изучила детальнее уже тогда. Сейчас приходится все постигать постепенно, разбираясь в тонкостях и нюансах. Все получается, просто можно было бы время сэкономить.
Сергей Фарберов, начальник управления клиентского обслуживания банка «Развитие-Столица»:
В первую очередь, я бы нашептал себе на ухо, что необходимо учить не только технические науки, даже если гуманитарные неинтересны. В жизни, как выясняется, лучше быть всесторонне развитым, любой, даже самый простой разговор может завести вас в тупик или неприятную ситуацию, если вы не понимаете собеседника или неспособны ответить на вопрос. Скажем так, я каждый год принимаю участие в конкурсе «Лидеры России», по точным наукам уже который год получаю высший бал, но не прохожу в финал из-за слабого знания гуманитарных.
Второй совет: много спорта – это отлично, но либо занимайся спортом профессионально, либо зарабатывай своим умом. Выберешь второй вариант, спорт тебе пригодится для поддержания формы, но не стоит параллельно пытаться добиться высокого уровня в спортивных направлениях, особенно в тех, где это связано с травмами, которые в дальнейшем скажутся, в том числе будут мешать работе.
В-третьих, в будущем мир будет очень быстро развиваться, попробуй в свободное время подумать над тем, что может стать полезным в скором времени. Мышление в таком ключе приведет к идеям, которые, при доле успеха, удастся воплотить в жизнь. Намек: обрати внимание на интернет-торговлю и криптовалюту.
Илья Омехин, директор по разработке программного обеспечения IT-компании «КРОК»:
Это могут быть советы двух типов – в чем сомневался, но делал правильно, и что не делал, а зря. Например, стоило бы меньше бояться изменений. Полгода назад я перешел с позиции IT-директора, которую занимал 6 лет, на роль руководителя департамента разработки ПО. В первом случае я отвечал за внутреннюю автоматизацию компании, а сейчас – за разработку систем для клиентов. И я получаю от этой работы гораздо больше удовлетворения. Уютный статус-кво перестает казаться ценным лишь после выхода из него.
Еще пожелал бы большей уверенности в себе. Порой я слишком самокритичен, что притормозило мой карьерный рост лет на 10. Над этим стоило бы поработать раньше, способов много.
Звучит банально, но чаще вспоминать о семье – тоже стоило бы раньше. Интересная работа или желание заработать может затягивать настолько, что ты не замечаешь, как вырастают твои дети. Об этом я задумался только около 40, после чего начал приучать себя отключаться от работы, когда я с семьей. И это очень вдохновляет в работе, заряжает энергией, делает тебя счастливым.
Светлана Драгаева, основатель Virry и CEO Fountain Digital Labs:
Не стесняться эмоциональности.
Когда я только начинала строить карьеру, я стеснялась того, что очень эмоциональна, как и многие женщины. Сознательно я взяла на работу мужчину старше 55 лет, у которого был огромный опыт работы, много связей и авторитарный стиль руководства.
В итоге мы не сработались, мужчина оказался невротиком, и мы просто не смогли найти общий язык. Урок я усвоила – возраст и пол ничего не имеют общего с профессионализмом и зрелостью. С тех пор я решила, что со мной будут работать только «мои» люди – с которыми мне комфортно и с которыми я не стесняюсь быть собой.
Сергей Дегтярев, основатель холдинга Catalyst, управляющей компании по развитию франчайзинговых сетей, совладелец федеральной event-сети Fort Family:
Я бы совершенно точно порекомендовал себе больше прислушиваться к интуиции и развивать ее. За годы я осознал, что интуиция – это двигатель бизнеса и двигатель развития человека. Если она говорит, что надо что-то сделать, а чего-то делать не стоит – не следует объяснять себе логикой обратное. Когда я в своих бизнесах совершал логичные, казалось бы, вещи, вопреки своей интуиции – я каждый раз терял миллионы, а то и десятки миллионов рублей.
Фото в анонсе: freepik.com
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются в начале текста, со ссылкой на профайл участника Сообщества.
Быть смелее. Это жизнь !
Александр, наверное, не во всех аспектах жизни смелость важна)) Замуж выходить не обыязательно быть смелым)