Способность поставить себя на место другого, чтобы понять, что он чувствует и переживает, является признаком лидера с развитым эмоциональным интеллектом.
Эмпатия – отличный инструмент коммуникаций в умелых руках. Благодаря ему вы можете найти общий язык с коллегами, улучшить взаимопонимание, помочь им достигнуть целей. Не всегда это просто: пропускать через себя чужие проблемы и сопереживать окружающим. Порой чаша терпения переполняется, и вам трудно продолжать общение с человеком активно, открыто и искренне.
Конфликты легче решать на ранних этапах. Поэтому так важно быть терпеливым, когда сотрудники, коллеги или партнеры раскрываются вам, доверяя свои сомнения и проблемы. Помогите им выговориться, обсудите с ними все за и против, выслушайте их. Это лучше, чем потом взрываться самому.
Есть четыре вопроса, которые помогут вам сохранить спокойствие и добраться до самой сути ситуации, которая волнует другого.
1. Как эта ситуация влияет на вас?
Независимо от того, как ваши подчиненные или коллеги ответят на этот вопрос, поблагодарите их за то, что они поделились своими мыслями. Обязательно дайте понять, что их мнение важно для вас, что вы относитесь к их точке зрения серьезно. Поощряйте их более подробно рассказывать об обстоятельствах, которые их волнуют. Прислушайтесь к обратной связи, которую получили. Посмотрите на череду событий их глазами.
2. Как это мешает вам достичь успеха?
Если вы испытываете раздражение со стороны коллеги во время трудного положения, спросите, какие препятствия стоят на его пути. Когда человек чувствует, что его вклад в общее дело ценят, ему комфортнее идти на откровенные признания. Без гнева и обвинений, просто поинтересуйтесь, что мешает ему делать его работу хорошо.
3. Как вы думаете, что будет идеальным результатом?
Когда команда работает на достижение общей цели, каждый участник команды преследует свою собственную цель. Это нормально. Очень полезно знать об открытых или тайных мотивах сотрудников. Возможно, один менеджер давно положил глаз на более высокую управленческую позицию, а ведущий специалист по продажам готов попробовать управлять контрактами с топовыми ключевыми клиентами фирмы. Когда напряжение нарастает, знание и понимание индивидуальных целей сотрудников поможет вам быстро включить эмпатию, напомнить каждому о его роли в общем деле. Ваша способность сопереживать поможет снова сплотить команду в одно целое на пути к общей цели.
4. Чему вас научило недавнее препятствие, которое вам удалось преодолеть?
Это отличный способ напомнить сотруднику, что он обладает навыками по решению проблем и недавно использовал их на практике. Пора снова включить эти навыки в работу.
Вместо того, чтобы мучиться и искать новые решения сегодняшней проблемы, обратитесь к прошлому опыту. Возможно, ваша команда уже проходила через эти трудности. Напомните об этом коллегам. Вспомните вместе прошлые действия. Этот прием может сработать и в этот раз. Настройтесь на их волну, внимательно следите за вербальными сигналами, подмечайте невербальные подсказки. Это позволит вам почувствовать, как им удалось справиться с неудачами в прошлом. Таким образом вы поможете сотрудникам переосмыслить их сильные стороны и воспользоваться навыками, успешно примененными ранее. А непродуктивные привычки и подходы оставить позади.
Слушатели, которые обладают эмпатией, спокойны и терпеливы. Они не будут суетиться, чтобы заполнить паузы в беседе или навязывать собственное мнение. Не поддавайтесь негативным эмоциям, не позволяйте им взять вверх над собой и влиять на рабочий процесс. Помогите себе и сотрудникам разобраться в сложностях ситуации в самом начале пути – просто задайте вопрос!
Какие вопросы помогают вам в работе с коллегами и над самим собой?
Источник: businessinsider.com. Перевела с английского Алина Прудских.
Фото в анонсе: pixabay.com
Я часто задаю вопрос "А так ли это на самом деле? " и ответ чаще всего "нет". Чаще всего приходится иметь дело с интерпретацией реальности и в этом на мой взгляд заключается львиная доля всех сложных ситуаций.
Другие вопросы:
Чему можно научиться в этой ситуации?
Была ли подобная ситуация раньше и как она решилась тогда?
Что кроме чуда может помочь решить сложившуюся проблему?
На какие ресурсы можно опереться?
Вопросы зависят от самой ситуации, достоверности и объективности информации.