Сергей Васильев , group brand manager, компания Bonanza.
6.00 Просыпаюсь оттого, что звонит телефон - wake up call. Говорю: «Алло! Hello, thank you». Падаю обратно на подушку, не могу сразу сориентироваться. Где я? Да, я же в Китае. Пригород Шанхая, провинция Zheijang. Пора вставать. А в Москве еще некоторые и не ложились – там еще только 2 часа.
Я работаю в области автомобильной электроники (car audio), а в Китай приехал для того, чтобы проконтролировать первую опытно-промышленную партию на заводе, который контролируется GM. Если все сложится удачно, решится вопрос о регулярных поставках. Проект не столько выгоден с точки зрения коммерции, сколько в точки зрения стратегии.
6.10 Плетусь в ванную. Холодный душ. Вот я и ожил!
6.30 Спускаюсь на завтрак. Всего много, но есть не хочется. Накануне китайцы кормили допоздна, причем всем вперемешку – рыбой, свининой, морепродуктами, курицей. Среди китайских изысков нахожу йогурт и апельсиновый сок. Вот так-то лучше. Открываю дневник. Скоро ехать в аэропорт.
6.50 Спускаюсь в бизнес-центр. Всем, с кем должен встретиться, еще раз отправляю напоминание по электронной почте.
7.00 Пытаюсь объяснить плохо говорящей по-английски девушке на ресепшн, что мне нужно такси до аэропорта (на дорогу нужно два часа). Приходит таксист, они начинают о чем-то говорить на родном языке. Проходит пять минут, десять минут. Хорошо, что я знаю название аэропорта PuDong – наконец-то удается найти общий язык с таксистом.
7.15 Едем в аэропорт. По дороге думаю, о чем же они все-таки говорили? Китайское солнце просыпается и немного слепит глаза, но не сильно, потому что в воздухе постоянно висит туман. Китайцы уже давно проснулись и спешат на работу, напоминая муравьев. Поначалу я был удивлен тем, что города днем кажутся полупустыми, хотя по статистическим данным там живут миллионы. Оказалось, днем все на работе, поэтому и на улицах пусто.
8.30 Едем хорошо, но скорость движения не превышает 100 км/ч, несмотря на полупустую дорогу и отличное покрытие. Наш водитель вряд ли удержался бы от соблазна прокатиться «с ветерком». Здесь нет машин с «мигалками», и все равны – и крутой бизнесмен, который ничем не выделяется в толпе, и перевозчик свиней. Здесь практически нет «пижонских» машин, хотя довольно много состоятельных людей. Более того, бытует мнение, что на дорогих машинах ездят те, кто «в долгах как в шелках». Зачем богатому человеку выделяться? Возникает удивительно ощущение, что ты находишься на равных с любым из людей, которые тебя окружают. Возможно, именно поэтому так легко проходят переговоры даже на самом высоком уровне.
9.30 Сижу в самолете. Через полтора часа буду на юге Китая. Спать совсем не хочется, значит, есть время почитать.
11.15 Выхожу из здания аэропорта, меня радостно встречают китайские коллеги. Едем на фабрику. Мы должны рассказать о серьезности наших намерений, о необходимости контроля продукции, должны оговорить условия контракта. Говорят, что фабрика рядом – всего два часа пути. Думаю: «Ничего не скажешь, рядом». Но, как это ни удивительно, в ходе непринужденной беседы мы обсуждаем все волнующие меня и их вопросы, из-за чего отпадает необходимость «сидеть за круглым столом». В процессе общения рождается идея мультимодальной перевозки. Наши таможенники «не любят» товар из Китая, но если товар провезти через другую страну, например, Финляндию, то таможенники начинают относиться к нему лояльно. Придумываем вариант, предусматривающий доставку товара напрямую к клиенту, как в системе поставок Dell.
13.00 Подъезжаем к фабрике, и китайские коллеги предлагают пообедать. Думаю: «Я же работать приехал!», но не спорю, потому что знаю, как высоко они ценят здоровье. Китайцы скорее забудут про выходные, но прием пищи должен состояться вовремя.
13.15 Заходим в ресторан, который больше похож на зоопарк. Здесь сотни аквариумов с рыбами, крабами, моллюсками, черепахами. А еще с крокодилами и змеями. Одна из черепах 1,5 м в диаметре, и ее тоже можно заказать. Меня спрашивают, что я буду есть, и следят за моей реакцией. Как ни удивительно, на столе появилось все, что я хотел. Восхищаясь едой, мне удается выбить из них условия, о которых три месяца не удавалось договориться по телефону.
14.30 Идем на фабрику. При входе вижу табличку с приветствием и моим именем. Очень приятно, говорю: «Спасибо!».
14.40 Бедные китайские девушки сидят стройными рядами. Среди них нет ни одного парня, потому что считается, что молодые люди менее внимательны. Все девушки такие молодые, и им приходится целый день вдыхать производственные «ароматы». Неужели им себя совсем не жалко? У меня возникают вопросы по работе, которые я адресую то инженерам в Чебоксарах, то логистам в Москве, то клиенту в Узбекистане. Мобильный телефон – очень удобная вещь. Через полчаса я получаю все ответы по e-mail и могу уезжать.
16.30 Прохожу таможню на пути в Гонконг. Всего полчаса на электричке (хотя, возможно, это метро), и я в центре Гонконга.
17.30 Я в офисе моего стратегического партнера. Он мне поможет выйти на Малазийский рынок автопроизводителей, который очень тесно связан с государством, и на котором ценовые предложения сами по себе никому не интересны. Он должен помочь нам открыть совместное предприятие, благодаря которому мы сможем добиться понижения налоговой ставки и привлечь инвестиции.
Начинаем обсуждение, и оказывается, что я уже знаю человека, о котором говорит мой партнер. Пару лет назад я познакомился с ним на конференции последних российских технологий в Куала-Лумпур, организованную при поддержке малазийского премьер-министра. На конференции я тогда познакомился с большим количеством людей из мира науки и был приглашен на их вечеринку. После этого мы шли по городу веселой шумной компанией вместе с мэром города Куала-Лумпур, который оказался прост и приятен в общении. Мой гонконгский партнер говорил об одном из подчиненных мэра, так что, видимо, у меня будет возможность еще раз с ним встретиться.
За один час удалось решить все вопросы. Партнер приглашает на ужин, но я вынужден отказаться, потому что мне необходимо вернуться в Шанхай. Он удивляется, но не обижается. Все равно приходится выпить по дороге.
19.00 Я снова в здании аэропорта. Хорошо, что из Гонконга есть прямые рейсы в Шанхай. Однако после звонка на фабрику выясняется, что мне лучше лететь не в Шанхай, а в Huzhou. Я покупаю билеты, чудом избежав ошибки. Дело в том, что мне нужен Huzhou, но существует город с похожим названием Huizhou, в который тоже есть рейс. Слава богу, есть, кому позвонить, чтобы проконсультироваться.
21.30 Еду на фабрику, надо принимать товар. Как-никак первая опытно-промышленная партия, которую клиент будет проверять под микроскопом. Это означает, что я тоже должен это сделать. Еще утром я рассказал менеджерам по качеству на фабрике что и как необходимо проверять, и когда я вернулся, они сидели и трудились.
Товар, который производит фабрика, то есть динамики, должен быть безупречен. Однако фабрика пока не получила сертификат QS9000, модель новая, работники еще «не набили руку», партия всего 100 штук, а следовательно, одно изделие с дефектом – это 1% брака. В этом случае, ни о каком PPM400 даже речи быть не может, и с заводом сотрудничество не сложится. Все это вызывает беспокойство. Стоимость партии составляет всего лишь $300, но ради нее стоило лететь 9 часов и проверять самым тщательным образом. Поэтому я решаюсь на отчаянный шаг.
22.30 Сажусь за производственную линию вместе с китайскими работниками, чем шокирую президента компании. Но это не важно, я хочу, чтобы он знал, насколько качество продукции для нас важно. Думаю, он это понимает, потому что садится рядом и начинает делать то же, что и я. Теперь шокированы рабочие. Занимательная картина – их президент и бизнесмен из России сидят на производственной линии в полночь и проверяют товар.
23.30 Чувствую, что хочу спать. В голову приходит мысль, что хорошо бы организовать новый бизнес – VIP-отдых для русских туристов – работа ночью на китайской фабрике. Действительно, эксклюзивное предложение.
0.30 Все хорошо. Говорю китайским партнерам, что мы каждый раз в России будем так же проверять продукцию. Думаю, фабрика не допустит брак. В шутку говорю, что теперь пора на дискотеку, но китайцы воспринимают мое предложение всерьез. Теперь я понимаю, откуда берутся невероятные слухи про русских людей. Китайцы говорят, что дискотек у них нет, но есть караоке. Благодарю и отвечаю, что мне пора в аэропорт, пора домой. Они улыбаются, как мне кажется, с чувством великой благодарности.
1.00 По дооге в аэропорт вспоминаю, что меня дома ждут с подарками, и мой рассказ о том, что не хватило времени, едва ли найдет понимание. Звоню другу и прошу по телефону объяснить водителю по-китайски, что мне нужно.
3.00 В Шанхае уже все закрыто, но подарки надо купить. Брожу с чемоданом по ночному городу. Наконец, нахожу что-то похожее на подарок. Оказывается, экспонат выставлен не на продажу. Но мне все же удается уговорить человека, и мне продают вазу.
3.30 Через 30 минут заканчивается регистрация, а до аэропорта на такси добираться 40 минут. Знамение свыше – плакат с рекламой скоростного экспресса, передвигающегося со скоростью 430 км/ч!
3.40 Я в поезде, но отправка только в 3.50. Пытаюсь попросить проводницу (хотя я не уверен, что это именно проводница) позвонить в аэропорт и попросить задержать рейс. Она дает мне номер телефона, но отказывается звонить сама. Поезд отправляется, я звоню, но никто не берет трубку.
3.55 Пытаюсь дозвониться, но безрезультатно. Не верю собственным глазам – мы уже около аэропорта. Поездка заняла всего 8 минут.
3.59 Бегу к стойке регистрации. В одной руке чемодан, в другой – ваза. Слава богу, успел. Вот это экстрим!
4.20 Я в самолете, но спать уже не хочется. Думаю о том, что день сегодня выдался веселый, хотя и не имел никакого отношения к моим непосредственным обязанностям, то есть брендингу. Вот вернусь в Москву, там будет брендинг. Для этого необходимо успокоиться, проанализировать ситуацию. Хотя спокойствие – это точно не про сегодняшний день.
4.30 Самолет взлетает, а я проваливаюсь в сон.
Источик фото: Freeimages.com