Как объяснить в резюме увольнение из-за COVID-19?

Этой весной работодатели в США сократили почти 30 млн рабочих мест из-за пандемии коронавируса и связанных с ней шатдаунов.

Число зарегистрированных безработных россиян только за нерабочие дни из-за пандемии коронавируса выросло на 29% – до 1,66 млн человек, заявляла в середине мая вице-премьер Татьяна Голикова.

В августе правозащитная организация «Агора» опубликовала доклад, по данным которого с конца марта по 29 июня 2020 года в России было уволено 3 млн 718 тыс. человек. 25% от общего числа безработных появились за период пандемии.

В Лигу экспертов обратился постоянный читатель Executive.ru с просьбой дать рекомендации в непростой ситуации. Менеджер по работе с корпоративными клиентами производственной компании в сфере HoReCa потерял работу, по его словам, из-за пандемии COVID-19. В середине злосчастного апреля этого года работодатель пошел на «оптимизацию расходов». Автор запроса вместе с небольшой командой оказался перед выбором: бессрочный отпуск без полноценной компенсации или поиск нового места.

Несмотря на положительный бэкграунд в виде удачных кейсов, восьмилетнего опыта в отрасли и доказанную экспертизу, наш герой уже трижды столкнулся с вопросом от HR-менеджеров об апрельском увольнении. Это наводит на малоприятные размышления, но ситуацию нужно исправлять и чем быстрее, тем лучше.

Executive.ru попросил экспертов ответить: «Что делать управленцу, IT-специалисту, потерявшему работу, чтобы не испортить резюме?».

Нужно проработать резюме, но не искать оправданий увольнению

Оксана ВилинскаяОксана Вилинская, эксперт системы «Актион Кадры»:

Это как раз тот случай, когда увольнение можно не объяснять. В то время во многих компаниях были массовые сокращения. Если работодатель отказывает по этой причине, то здесь одна рекомендация: бегите от него подальше. Если человек профессионал и подходит под вакансию, ему нечего бояться. Профессионалы всегда в цене, если специалист нужен компании, то они наоборот посчитают удачей, что его сократили в пандемию. И вообще, сейчас HR-специалисты вышли на охоту за ценными кадрами, потому что на рынке труда оказались те, кто в стабильной ситуации не стал бы менять работу.

Главное, что нужно сделать: отразить в резюме свои достижения и показать, чем он будет полезен на новом месте работы. Компании все больше склоняются к тому, чтобы платить за результат, а не за 8 часов от звонка до звонка. Поэтому в резюме важно показать, какие у кандидата есть результаты, желательно с цифрами.

Главное – действительно верить в себя, как в профессионала

Елена БасалаеваЕлена Басалаева, д.э.н., советник, личный консультант, эксперт Executive.ru:

Да, в связи с «ковидом» работу потеряли многие. Стоит ли делать на этом акцент? Не стоит. Если вопрос вам задали напрямую: почему ушли с последнего места работы, то лучше ответить предельно честно, если фирма была МСБ, либо малоизвестна, одна из сотен тысяч таких же.

Вполне подойдет ответ вроде: «Все было хорошо, но риски, связанные с «ковидом», руководство предвидеть не могло, и не было к ним готово, а потому фирме просто пришлось закрыться, чтобы не работать в убыток. Руководство фирмы считает, что им нужно полгода, чтобы выйти на новый уровень, и тогда они дали нам обязательство вернуть всех на прежние рабочие места. Но они также понимают, что будет неверно держать профессионалов в штате, не обеспечивая их работой и зарплатой. Всем жаль, что так сложилось, но в этой ситуации для всех будет лучше что-то менять, чем не менять ничего».

Если работодатель – достаточно крупная компания, на виду в СМИ, где положение дел достаточно известно, то лучше подойдет другой ответ, что-то вроде: «Да, это было прекрасное место работы в отличном коллективе, я проработал там 5 лет, но все меняется, и в какой-то момент я понял, что перерос уровень решаемых задач, и хотел бы продолжать развиваться дальше. Поэтому я сегодня здесь, в вашей компании, пришел предложить вам этот взаимовыгодный проект и детали, которые должны заинтересовать вашего работодателя».

Нет ничего плохого в том, чтобы просто сказать, что вы решили попробовать фриланс и стать самозанятым, или обстоятельства вашей жизни изменились – поженились, родился или пошел в школу ребенок, вы купили квартиру близко к новому месту работы…, поэтому ищете новую работу. Самое главное, чтобы вы действительно верили в себя, как в профессионала, несмотря на временные трудности с работой – тогда и у нового работодателя не будет неприятных вопросов к вашему резюме.

Кризис, даже корона-кризис, это не только время потерь, но и время новых возможностей, которые вы и стараетесь использовать на пользу себе и вашему новому нанимателю, именно эту позицию вы должны донести и лично, и через резюме. И конечно, будет лучше, если вы сможете реально показать, какие возможности вы видите, в чем они заключаются и почему их лучше не упускать, раз уж представился случай. Будьте убедительны, хорошо подготовлены, верьте в себя – и все у вас получится.

Нужно проверить и подготовить остальной бэкграунд

Александр СавельевАлександр Савельев, руководитель отдела сопровождения юридических лиц, «Старлинк», эксперт Executive.ru:

Недавно ко мне на собеседование приходил кандидат, проработавший полгода в штате одного из крупнейших российских операторов связи менеджером по продажам корпоративным абонентам. В ответ на вопрос о причине увольнения с последнего места кандидат сослался на семейные обстоятельства – развод.

В процессе подбора персонала я всегда стараюсь запрашивать рекомендации и характеристики на потенциальных сотрудников у бывших работодателей – для всестороннего рассмотрения и объективности оценки. Бывший руководитель упомянутого кандидата рассказал свою версию причины увольнения сотрудника. Выяснилось, что в этой компании план продаж не корректировался с учетом ситуации пандемии и массового перехода B2B-рынка на удаленку, и сотрудников, не выполнивших план, увольняли.

Не стану рассуждать насчет справедливости и уместности подобного решения, так как не осведомлен о реальном финансовом положении указанной компании. Но причиной отказа в трудоустройстве для данного кандидата с моей стороны послужили другие факторы.

Сила – в правде!

Яна ГадлевскаяЯна Гадлевская, HRM студии дизайна интерьеров:

Что отвечать на собеседовании на вопросы: «почему уволились из ООО «Рога и копыта» во время пандемии?».

Вариант 1. Компания выбрала для себя стратегию жесткой экономии в период пандемии. Сократила зарплаты всем сотрудникам, максимально сократила затраты по всем статьям. Я, как человек энергичный, понял для себя, что не могу самореализоваться в таких условиях и решил идти дальше, искать свое место в другой компании.

Вариант 2. Руководство сильно нервничало за результаты работы компании во время карантина, эмоционально давило на всех сотрудников. Я понимаю, что ситуация напряженная, и у меня нет никакого негатива к той компании... Тем не менее, для меня неприемлемы переходы «на личности», так как это непрофессионально, поэтому я принял решение уходить.

Фото в анонсе: freepik.com


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются со ссылкой на профайл участника Сообщества.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Экономист, Ханты-мансийск

и чо правда я первый кто закаментит статью??? :-))

друзья, если кто тут старый-старый и помнит бизнес-эскалатор 2004-2008 годов,  где бегущие вверх ступеньки вывозили откровенных бизнес-уродов вверх, то с тех пор ступеньки едут вниз с нарастающей скоростью, бегущие против лестницы демонстрируют все более выдающиеся качества, однако и их эскалатор выкидывает вниз... 

уволили в пандемию? твой работодатель решил что ты недостаточно хорош!!ь для его бизнеса и тут бесполезно объяснять новому работодателю, почему это случилось: или ты ленивое кофно, или любовницы шефа высосали из бизнеса последние деньги... ты уволен и предъявляешь новому работодателю свои верифицированные компетенции. 

он или берет тебя на испытательный срок или нет.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Слабая статья, особенно последнее мнение. 

Руководитель проекта, Самара

Да никак Вы не обьясните. Болеее того еще и попытаются покошмарить во время собеседования и предложить зп раза в 2 меньше, чем кандидату с работой. Мой совет, вообще не говорить, что под сокращение попал. Модной эмпатии у нас нет, поэтому ждать, что кто-то войдет в ваше положение, напрасно. У нас до сих пор считается, что если сократили, то неудачник и тд. Не развито еще нормальное отношение к такому процессу как - сокращение или увольнение без Вашего желания. Как будто у нас вся страна это сплошные чемпионы и волки с Уолл-Стрит

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.