Этой весной работодатели в США сократили почти 30 млн рабочих мест из-за пандемии коронавируса и связанных с ней шатдаунов.
Число зарегистрированных безработных россиян только за нерабочие дни из-за пандемии коронавируса выросло на 29% – до 1,66 млн человек, заявляла в середине мая вице-премьер Татьяна Голикова.
В августе правозащитная организация «Агора» опубликовала доклад, по данным которого с конца марта по 29 июня 2020 года в России было уволено 3 млн 718 тыс. человек. 25% от общего числа безработных появились за период пандемии.
В Лигу экспертов обратился постоянный читатель Executive.ru с просьбой дать рекомендации в непростой ситуации. Менеджер по работе с корпоративными клиентами производственной компании в сфере HoReCa потерял работу, по его словам, из-за пандемии COVID-19. В середине злосчастного апреля этого года работодатель пошел на «оптимизацию расходов». Автор запроса вместе с небольшой командой оказался перед выбором: бессрочный отпуск без полноценной компенсации или поиск нового места.
Несмотря на положительный бэкграунд в виде удачных кейсов, восьмилетнего опыта в отрасли и доказанную экспертизу, наш герой уже трижды столкнулся с вопросом от HR-менеджеров об апрельском увольнении. Это наводит на малоприятные размышления, но ситуацию нужно исправлять и чем быстрее, тем лучше.
Executive.ru попросил экспертов ответить: «Что делать управленцу, IT-специалисту, потерявшему работу, чтобы не испортить резюме?».
Нужно проработать резюме, но не искать оправданий увольнению
Оксана Вилинская, эксперт системы «Актион Кадры»:
Это как раз тот случай, когда увольнение можно не объяснять. В то время во многих компаниях были массовые сокращения. Если работодатель отказывает по этой причине, то здесь одна рекомендация: бегите от него подальше. Если человек профессионал и подходит под вакансию, ему нечего бояться. Профессионалы всегда в цене, если специалист нужен компании, то они наоборот посчитают удачей, что его сократили в пандемию. И вообще, сейчас HR-специалисты вышли на охоту за ценными кадрами, потому что на рынке труда оказались те, кто в стабильной ситуации не стал бы менять работу.
Главное, что нужно сделать: отразить в резюме свои достижения и показать, чем он будет полезен на новом месте работы. Компании все больше склоняются к тому, чтобы платить за результат, а не за 8 часов от звонка до звонка. Поэтому в резюме важно показать, какие у кандидата есть результаты, желательно с цифрами.
Главное – действительно верить в себя, как в профессионала
Елена Басалаева, д.э.н., советник, личный консультант, эксперт Executive.ru:
Да, в связи с «ковидом» работу потеряли многие. Стоит ли делать на этом акцент? Не стоит. Если вопрос вам задали напрямую: почему ушли с последнего места работы, то лучше ответить предельно честно, если фирма была МСБ, либо малоизвестна, одна из сотен тысяч таких же.
Вполне подойдет ответ вроде: «Все было хорошо, но риски, связанные с «ковидом», руководство предвидеть не могло, и не было к ним готово, а потому фирме просто пришлось закрыться, чтобы не работать в убыток. Руководство фирмы считает, что им нужно полгода, чтобы выйти на новый уровень, и тогда они дали нам обязательство вернуть всех на прежние рабочие места. Но они также понимают, что будет неверно держать профессионалов в штате, не обеспечивая их работой и зарплатой. Всем жаль, что так сложилось, но в этой ситуации для всех будет лучше что-то менять, чем не менять ничего».
Если работодатель – достаточно крупная компания, на виду в СМИ, где положение дел достаточно известно, то лучше подойдет другой ответ, что-то вроде: «Да, это было прекрасное место работы в отличном коллективе, я проработал там 5 лет, но все меняется, и в какой-то момент я понял, что перерос уровень решаемых задач, и хотел бы продолжать развиваться дальше. Поэтому я сегодня здесь, в вашей компании, пришел предложить вам этот взаимовыгодный проект и детали, которые должны заинтересовать вашего работодателя».
Нет ничего плохого в том, чтобы просто сказать, что вы решили попробовать фриланс и стать самозанятым, или обстоятельства вашей жизни изменились – поженились, родился или пошел в школу ребенок, вы купили квартиру близко к новому месту работы…, поэтому ищете новую работу. Самое главное, чтобы вы действительно верили в себя, как в профессионала, несмотря на временные трудности с работой – тогда и у нового работодателя не будет неприятных вопросов к вашему резюме.
Кризис, даже корона-кризис, это не только время потерь, но и время новых возможностей, которые вы и стараетесь использовать на пользу себе и вашему новому нанимателю, именно эту позицию вы должны донести и лично, и через резюме. И конечно, будет лучше, если вы сможете реально показать, какие возможности вы видите, в чем они заключаются и почему их лучше не упускать, раз уж представился случай. Будьте убедительны, хорошо подготовлены, верьте в себя – и все у вас получится.
Нужно проверить и подготовить остальной бэкграунд
Александр Савельев, руководитель отдела сопровождения юридических лиц, «Старлинк», эксперт Executive.ru:
Недавно ко мне на собеседование приходил кандидат, проработавший полгода в штате одного из крупнейших российских операторов связи менеджером по продажам корпоративным абонентам. В ответ на вопрос о причине увольнения с последнего места кандидат сослался на семейные обстоятельства – развод.
В процессе подбора персонала я всегда стараюсь запрашивать рекомендации и характеристики на потенциальных сотрудников у бывших работодателей – для всестороннего рассмотрения и объективности оценки. Бывший руководитель упомянутого кандидата рассказал свою версию причины увольнения сотрудника. Выяснилось, что в этой компании план продаж не корректировался с учетом ситуации пандемии и массового перехода B2B-рынка на удаленку, и сотрудников, не выполнивших план, увольняли.
Не стану рассуждать насчет справедливости и уместности подобного решения, так как не осведомлен о реальном финансовом положении указанной компании. Но причиной отказа в трудоустройстве для данного кандидата с моей стороны послужили другие факторы.
Сила – в правде!
Яна Гадлевская, HRM студии дизайна интерьеров:
Что отвечать на собеседовании на вопросы: «почему уволились из ООО «Рога и копыта» во время пандемии?».
Вариант 1. Компания выбрала для себя стратегию жесткой экономии в период пандемии. Сократила зарплаты всем сотрудникам, максимально сократила затраты по всем статьям. Я, как человек энергичный, понял для себя, что не могу самореализоваться в таких условиях и решил идти дальше, искать свое место в другой компании.
Вариант 2. Руководство сильно нервничало за результаты работы компании во время карантина, эмоционально давило на всех сотрудников. Я понимаю, что ситуация напряженная, и у меня нет никакого негатива к той компании... Тем не менее, для меня неприемлемы переходы «на личности», так как это непрофессионально, поэтому я принял решение уходить.
Фото в анонсе: freepik.com
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru. Комментарии экспертов Executive.ru публикуются со ссылкой на профайл участника Сообщества.
и чо правда я первый кто закаментит статью??? :-))
друзья, если кто тут старый-старый и помнит бизнес-эскалатор 2004-2008 годов, где бегущие вверх ступеньки вывозили откровенных бизнес-уродов вверх, то с тех пор ступеньки едут вниз с нарастающей скоростью, бегущие против лестницы демонстрируют все более выдающиеся качества, однако и их эскалатор выкидывает вниз...
уволили в пандемию? твой работодатель решил что ты недостаточно хорош!!ь для его бизнеса и тут бесполезно объяснять новому работодателю, почему это случилось: или ты ленивое кофно, или любовницы шефа высосали из бизнеса последние деньги... ты уволен и предъявляешь новому работодателю свои верифицированные компетенции.
он или берет тебя на испытательный срок или нет.
Слабая статья, особенно последнее мнение.
Да никак Вы не обьясните. Болеее того еще и попытаются покошмарить во время собеседования и предложить зп раза в 2 меньше, чем кандидату с работой. Мой совет, вообще не говорить, что под сокращение попал. Модной эмпатии у нас нет, поэтому ждать, что кто-то войдет в ваше положение, напрасно. У нас до сих пор считается, что если сократили, то неудачник и тд. Не развито еще нормальное отношение к такому процессу как - сокращение или увольнение без Вашего желания. Как будто у нас вся страна это сплошные чемпионы и волки с Уолл-Стрит