«В здравом уме и твердой памяти…» – вам наверняка известна эта формулировка, принятая в юридической практике и отражающая дееспособность человека. А что делать, если память – нетвердая? В Дискуссионном клубе Executive.ru прошел семинар с Денисом Букиным «Психологические методики спецслужб». Денис Букин – эксперт в области практической психологии, психотерапии, возможностей внимания, воображения, памяти и мышления, автор бестселлера «Развитие памяти по методикам спецслужб». В настоящее время партнер в компании Empatika.
Опыт работы в больших корпорациях, доступ к государственным служащим и людям, которые их обучают, и собственная психотерапевтическая практика позволили создать методику для людей, которые, не обладая феноменальными способностями, хотят улучшить свою память, обострить восприятие и развить мышление. Публикуем несколько советов от Дениса Букина для тех, кто не смог посетить его выступление в Дискуссионном клубе.
1. Развивайте память регулярно
Чтобы при случае вспомнить все, не нужно совершать подвигов, достаточно посвящать развитию своей памяти всего 20 минут в день. Улучшения будут заметны уже через несколько недель. Так считает Денис Букин. По его мнению, нынешнее поколение слишком доверяет такому практически необъятному хранилищу информации, как интернет. Все нужные сведения добываются с помощью правильных запросов в популярных поисковых системах. Однако стоит помнить, что мышление оперирует той информацией, которую можно найти в памяти, а не на внешнем носителе. Именно поэтому память сохранила свое значение.
Для иллюстрации своего тезиса лектор привел в пример историю со знаменитой картиной Николая Ге: «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Николай Ге был в комнате Петергофского дворца всего один раз, в качестве туриста. Он осмотрел ее и уехал. А саму картину писал по памяти. Сначала он написал вариант, где главные персонажи: царь Петр и царевич Алексей расположились со стороны окна, но он ему не понравился из-за высокой контрастности. Тогда он написал еще один вариант, тот, который мы все с вами знаем. Создать свое полотно Николаю Ге помогла профессиональная память художника, привыкшего запоминать самые мелкие детали, оценивать игру света и тени.
Денис Букин уверен, что точно такая же память есть и у обычных людей. Для подтверждения этого факта проводился специальный эксперимент. В течение 10 часов всем его участникам показывали поток слайдов, а потом делали контрольный замер, демонстрируя всего две картинки, одну, которую участник уже видел, и вторую, которой в этом потоке не было. Участники эксперимента определяли правильный слайд с точностью более 85%. Если бы им показывали более яркие и запоминающиеся слайды, точность ответа возросла бы до 98%.
Еще один пример хорошей памяти – футбольные болельщики, которые часто помнят статистику матчей любимой команды за 50 лет, без специальных тренировок. Впрочем, понять феномен памяти без знания механизмов ее функционирования довольно сложно.
2. Не пренебрегайте сном
Лектор постарался компактно представить все три типа памяти. Первый тип – это сенсорная память, она располагается на органах чувств человека, например, на сетчатке глаза. Именно на сетчатке какое-то время хранится пучок яркого света, на который вы случайно взглянули, а потом закрыли глаза. Память есть и на кончиках пальцев.
Важная информация из сенсорной памяти попадает в следующую память – кратковременную. Кратковременная память – это то, что стирается через определенный промежуток: время хранения составляет от нескольких секунд до нескольких часов.
Все важное переносится в третий тип памяти – долговременную память. Процесс переброски материала из одного типа памяти в другой контролируется гиппокампом и происходит во сне. «Тот, кто плохо и мало спит – плохо учится», – заметил Букин. Более того, не выспавшийся человек часто попадает в разные неприятные ситуации, например в аварию, заснув за рулем. Причина – в потере концентрации внимания. По словам Букина, если человек готов развивать свою память, он должен начать с тренировки внимания.
3. Тренируйте внимание!
Главный закон внимания: 7+/-2. Эти цифры означают количество предметов, которые человек может удержать в фокусе своего внимания одновременно. Денис напомнил, что в современном мире мало кто надеется на свою память, предпочитая ей записные книжки и интернет. В связи с этим объем внимания уменьшился до критических значений - 4 +/-1. Ребенку при таких значениях ставят диагноз – синдром дефицита внимания. У взрослых это состояние выражается в том, что человек не может запомнить больше трех действий, а четвертое забывает, что отрицательно влияет на эффективность труда. Именно поэтому внимания надо тренировать. Именно так поступал штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, герой «Семнадцати мгновений», советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД. По сюжету фильма Штирлиц получает задание выяснить, кто из высших руководителей рейха ведет переговоры о перемирии с США и Великобританией.
Штирлиц выстраивает четыре гипотезы, каждая из которых связана с определенным типажом: Гиммлер, Геббельс, Геринг, Борман. Всех четырех персонажей Штирлиц зарисовывает, визуализируя эти образы. Потом на каждого из них «навешиваются» факты из жизни, особенности поведения, планы, цели. Этот прием называется интеллект-карта (mind map). Главный их плюс в возможности изобразить на одном листе всю цепочку событий, от глобальных до локальных. Присваивая каждой детали визуальный образ или слово. Минус в том, что свою интеллект-карту нельзя передать кому-то другому, каждое понятие в ней связано именно с вашими образами, и никто другой этой логики понять не сможет.
Еще одно упражнение для развития внимания – тщательный досмотр хорошо знакомого вам предмета. Например, смартфона. Изучаем внешний вид устройства, все его царапины, потертости в течение пяти минут. Это не так просто, как может показаться, постепенно внимание начинает рассеиваться. Бывает, что человек заметил трещину, и начинает вспоминать, когда это могло случиться. В этот момент надо остановиться и раскрутить спираль воспоминаний назад. Через какое-то время включится механизм постпроизвольного внимания, вы вработаетесь, и будет сложнее переключиться на что-то другое, чем оставить этот предмет. Так бывает с книгами, сначала сложно вчитаться, а потом, когда сюжет захватывает, оторваться от чтения невозможно.
4. Не откладывайте на завтра
Если ваших усилий не хватает на удержание внимание – это прокрастинация. Этот термин переводится с латыни знакомыми нам словами – «на завтра». Прокрастинаторы, выполняя свою работу, постоянно отвлекаются, то на проверку почты, то на просмотр ролика в интернете. Работа растягивается на несколько дней, а иногда и недель. Попыток «поработать» набирается очень много, а эффективность такой работы минимальная. Причем, как утверждает Букин, прокрастинаторы устают гораздо больше, чем люди, совладавшие с собой. Для борьбы с этим явлением существует специальный прием: «15 минут». Вы договариваетесь с самим собой, что 15 минут работы без внешних раздражителей сменяются десятиминутным перерывом, до тех пор, пока вы не вработаетесь. Потом перерыв можно не устраивать и делать свое дело, до наступления усталости.
5. Тренируйте припоминание
«Все нужные вам воспоминания можно вытянуть из памяти, для этого надо начать их припоминать», – считает Денис Букин. Начните с припоминания своего дня. Вспомните по пунктам, с утра и до вечера, где вы были, что делали, с кем встречались, о чем говорили, о чем думали. Между пунктами проведите логическую связь. Если перемещались из одного места в другое – как вы ехали, если приняли решение после разговора – какая информация подтолкнула вас к этому решению. И сами разговоры хорошо вспоминать по пунктам, с осознанием, как вы переходили от одного пункта к другому. Постарайтесь воспроизвести каждую мелочь. Помните, что неопытные агенты прогорают на мелочах. При проверке «легенды» им задают вопросы с подвохом, на которые может ответить человек, хорошо знакомый с местными реалиями.
Кстати, о разведке. В одном из «мгновений» Штирлиц, узнав, что на чемодане с передатчиком обнаружили отпечатки пальцев радистки Кэт, начал припоминать, все, что связано с этим чемоданом, выстраивая логическую цепочку событий. Потом он подтасовывал часть фактов, мешая ложь с правдой, и выкрутился из щекотливой ситуации.
6. Отделяйте истинные припоминания от ложных
Припоминать можно не только свежие события, но и события многолетней давности. Например, вспомнить, что вы делали в августе 1991 года? При этом главная опасность, связанная с воссозданием этого временного полотна – ложные воспоминания. За такой большой срок рассказы близких людей становятся неточными, обрастают множеством неверных деталей. К примеру, швейцарский психолог Жан Пиаже уверял всех, что помнит, как его чуть не похитили из коляски, но его спасла няня. Родители мальчика в знак благодарности подарили няне деньги и именные часы. Однажды, будучи взрослым, Пиаже получил по почте увесистый конверт с письмом от няни, которая перед уходом в монастырь решила покаяться, написав, что выдумала всю историю с похищением, и вложила в конверт деньги и часы, полученные ею за этот «подвиг».
С помощью ложных воспоминаний можно манипулировать людьми. Можно внушить своему коллеге, что он совершил некий поступок, которого на самом деле не было. А для подтверждения ваших слов привлечь в качестве свидетелей других коллег. Человек вполне может поверить в мистификацию. «Будет этичным, если вы сразу же раскроете свой розыгрыш», – дал совет Денис Букин.
В завершение «шпионского семинара» Букин рассказал о самой актуальной технике для современных менеджеров – установлении контакта с незнакомым человеком и его последующей вербовке. Испытать свои чары можно на таксистах. Они обычно охотно идут на контакт с пассажирами. Цель – вывести своего контактера на его любимую тему. Есть темы, о которых мы можем говорить часами: спорт, рыбалка, хобби. Но слушать придется долго. Иногда выйти на след помогают вещи в салоне автомобиля. «У одного из водителей был брелок в виде боксерских перчаток, я с ним начал разговор о боксе, рассказал о своем единственном бое и нокауте», – привел пример Букин. Когда контакт налажен, стоит спросить таксиста, а что же сделать, чтобы стать таким же мастером, как и он. Это такой вербовочный триггер. Контактер уже сблизился с вами, ему не нужно перед вами возвышаться, и он попытается успокоить и приободрить вас. В этот момент надо его вербовать, например, отказаться платить за проезд.
«История про Штирлица устарела. Раньше ремесло шпиона требовало многих лет вживания в образ. Сейчас берут готового персонажа, чаще всего недовольного чем-то», – заметил Букин. Зачастую главная мотивация – это деньги. Похожие ситуации встречаются в бизнесе. Допустим, вы продавили своего контрагента по цене, ему обидно, но вида он не показывает. Не надо наступать на больную мозоль и напоминать о своей маленькой победе и тогда впереди у вас будет много выгодных сделок.
Человек запоминает то что хочет.
Т.е не то что думает что он хочет запомнить, а действительно на уровне подсознания считает для себя важным.
И вот тут самое интересное согласен с автором, узнав свое самое сокровенное незыблемое, нужно связывать с ним триггерами то что хотите действительно запомнить.
Неплохой способ что то запомнить, попытаться уверить себе что это запоминать не надо и надо забыть.
Вообще для меня очень сложно запомнить ''одинаковое''.
Пример: запомнить Уммактулов Галимжан Варисович, без проблем , он такой один, а вот Алексеев Александровичей, Владимиров Алексеевичей тьма.
Тут действительно нужна не дюжая фантазия.
По факту список из более чем 20 ФИО за 10 минут запомнить не могу.
Серьёзная проблема в работе - плохо запоминаю лица и имена. То есть в итоге могу человека вообще не узнать при следующей встрече или не вспомнить как зовут. Хорошая память это безусловно полезно. жаль что не побывал на тренинге но отчёт хороший. Респект.
Человек мыслит образами. Информация откладывается в памяти человека в виде связанных между собой последовательностей картинок, каждая из которых несёт определённое эмоциональное переживание. Если не создан образ эквивалентный запоминаемой информации, а это может быть не только событие, но и простой символ, то и запомнить такую информацию будет чрезвычайно трудно. Даже простая числовая последовательность воспринимается у нас в виде некоего образа (по крайней мере у меня точно). И восстанавливать в памяти периодически важную информацию нужно, восстанавливая логическую взаимосвязь образов, ''припоминать'', чтобы либо не создавались ложные воспоминания, либо совсем всё не забыть. Обо всём этом автор и говорит во всех пунктах статьи, с автором согласен полностью.
Хорошие советы.
Искусство запоминать заключается в умении системно видеть и системно мыслить.
Когда-то я уже участвовала во встрече, посвященной проблемам запоминания информации. Мы проводили несколько экспериментов, которые я запомнила.
Человек может запомнить сразу только 7 слов. А ведь ещё из Древней Греции к нам пришло 20 методов запоминания слов.
Например, метод последовательных ассоциаций.
Запоминание перечня однотипных предметов оказывается трудным. Но когда за каждым из предметов скрывается множество ассоциаций — результат нашего индивидуального опыта, то предмет становится объемным и выпуклым. Тут же попробовали применить принцип последовательных ассоциаций и сразу почти все смогли повторить 10 слов.
С примером метода пиктограмм, смогли с первого раза повторить четверостишие Анны Ахматовой.
Потом разобрали метод Цицерона, привязали слова к предметам, провели очередной эксперимент. Смогли тут же с первого раза повторить 10 заповедей и восемь навыков высокоэффективных людей по С. Кови .
Потом узнали методику запоминания имён, которая включает в себя 10 пунктов, из которых можно выбрать наиболее тебе подходящие.
Вообще выяснилось, что все-таки с памятью действительно могут быть проблемы, которые надо и можно решать с врачом.
Однозначно, знать методику и инструменты - этого просто мало. Конечно, нужно тренироваться и нарабатывать навык. И на это нужно 21 день.
А вообще, памятью называется накопление, сохранение и воспроизведение информации. Все эти три параметра и нужно тренировать.
Самое главное - стараться запоминать как можно больше информации. Для этого необходимо максимальное внимание. Когда внимание распыляется, человек либо не запоминает, либо не может вспомнить. Поэтому старайтесь днем внимательно наблюдать за всем, вас окружающим, выделять главные события и вечером воспроизводить их в вашей памяти. Постепенно это войдет в привычку. А результаты не замедлят сказаться.
Но это метод для молодых людей, специально тренирующих память с расчетом на то, что это пригодится в жизни для дальнейшей карьеры. Для людей старшего возраста есть приемы полегче, например, учить стихи. Не всякие, а только хорошие. Вот, например, поэма Пушкина "Граф Нулин" очень легко читается и легко запоминается. А исследования показали, что, когда пожилой человек выучивает эту поэму наизусть, объем его памяти увеличивается на 30 процентов. Причем не надо стараться заучивать ее всю сразу - по нескольку строф в день вполне достаточно.
Недавно прочитала об интересном опыте замечательного психолога П. П. Блонский. "Я предлагал студентам в аудиторной обстановке написать "первые пришедшие им в голову воспоминания" из текущего года и, когда они уже написали, предлагал еще раз сделать то же, но уже из жизни до института". Так было собрано 224 воспоминания. В процентах воспоминания текущего года распределились так:
неприятные - 38,
новые - 24,
приятные - 19,
прочие - 19
Характерно, что 81 % воспоминаний относился к эмоционально пережитым случаям. Воспоминания из лет до института оказались еще более показательными:
неприятные - 64,
приятные - 19,
новые - 9,
прочие – 8
Вот так вот. И это пока студенты. А на сколько у взрослых больше неприятных воспоминаний?
Поистине прав был К. Н. Батюшков, когда писал:
О память сердца, ты сильней
Рассудка памяти печальной.