Всегда трудно кому-либо отказывать, но, к сожалению, такова суровая реальность. Соучредитель и генеральный директор компании Aha! Labs Inc Брайан де Хааф в недавнем посте на LinkedIn, утверждает, что отказ не должен быть необоснованным. Правильно сказанное «нет» лишь подчеркивает ваше внимательное отношение к просящему. Так что большинство успешных людей понимает разницу между уважительным и пренебрежительным «нет». Ниже основные приемы, как правильно отказывать:
1. Поймите просьбу
Не торопитесь отказать в просьбе. Никто не будет просить вас о чем-либо без особой на то причины. Обдумайте, почему человек обратился именно к вам и насколько для него это важно. Так вы проявите к нему внимание, даже если у вас нет времени, чтобы ему помочь.
2. Обозначьте свою позицию
Определите свои собственные цели, подразделив их на главные и второстепенные. И если просьба поможет вам реализовать свои планы, то имеет смысл согласиться помочь. Такая практика поможет вам сосредоточится на наиболее важном. В противном случае вы потратите время для достижения чужих целей.
3. Не тяните с ответом
Успешные люди не затягивают с ответом. Ключевой момент: как можно быстрее усвоить информацию и ее значимость для вас. Не желая говорить «нет» зная, что у вас нет на это времени, — вы тратите время впустую каждого обращающегося к вам человека. Коллеги будут больше ценить вас за своевременно принятые решения, даже если кому-то ваш выбор не понравился.
4. Объясните причину
Отказывать без объяснения причины — проявление нелояльного поведения. Вряд ли вам ответят пониманием и одобрением. Объясняя причину своего отказа, вы проявляете уважение. И информация, сказанная вами, усваивается гораздо лучше. «Вы должны быть больше, чем просто хорошим». Успешные люди стремятся быть открытыми насколько это возможно. Когда вы хотя бы немного рассказываете другому человеку о своих делах, вы помогаете ему понять, почему вы должны сказать «нет», и самое главное — ваш выбор никак не связан с личным к нему отношением.
Источник фото: Freeimages.com
По материалам: BusinessInsider
Я бы добавила пункт типа ''Подскажите, как иначе решить проблему''.
Зачастую есть возможность подсказать человеку выход, не напрягая вас лично: к кому ещё обратиться и кто решит это быстрее, проще и эффективнее; рассказать, как сам человек может действовать, чтобы разобраться в ситуации.
Это прямо магия, когда ты говоришь человеку: ''Я могу это сделать для тебя, но тебе придётся всю жизнь дёргать меня, ждать, когда я смогу это сделать. А если ты один раз, пусть долго, но сам пройдёшь этот путь, то потом всегда сам сможешь решать подобного рода вопросы''. И можно дать алгоритм.
В общем, это сродни ''не ловите рыбу, а дайте удочку и научите ловить''.
Не хватает нескольких наглядных примеров, мне кажется.
Поздравляем Валерию с первой творческой публикацией на E-xecutive.ru! :)
Да, примеров не хватает. Восполню пробел из личного опыта работающих шаблонов отказа.
1. В случае, если вам навязывают некие ненужные услуги или товары, строя свою аргументацию так, что отказать прямо будет грубо или неудобно по иной причине, можно сказать: ''Это лишнее''. Заимствовал как-то у одного небедного человека, который при мне так отбился от навязчивого официанта.
2. В бытность начальником ИТ-отдела много лет назад, как и все другие айтишники тогда, сталкивался с тем, что работники организации воспринимают сотрудников отдела в качестве бесплатной службы ремонта своей домашней техники (настроить, установить программу, полечить от вирусов, помочь недорослю-сыночку найти реферат и тп.). Раздражало и отнимало много времени. А отказать прямо - значит получить почти открытый конфликт и противников, которые будут потом на тебя ''капать'' наверх.
Придумал и внедрил следующий метод. На все запросы по ремонту/настройке и пр. соглашался, но просил подойти после 18 часов (''Сейчас много работы, и вообще рабочее время''). Подходили в 18-05, и тут я просил еще немного подождать, т.к. (''Срочное указание гендира''), в 18-30 и 19-00 то же самое, договаривались на следующий день и там та же петрушка. Если упертые и ждали несколько дней, тогда помогал (или давал указание помочь своим подчиненным), но на практике выдерживали немногие. Это для ''нижних'' чинов. За 1-2 месяца все отстали.
Для руководителей отделов и зам.гендира, которым сложнее отказать и морочить голову, просто увеличил в разы сроки исполнения: ''Сложный случай'', ''Много работы/задание гендира, сегодня не получилось заняться, завтра посмотрим'' и т.п. Тоже отвалились, найдя себе более покладистых олухов.
В конечном итоге остался только обязательный набор работ по починке домашней техники вышестоящего руководителя и гендира. Но одно дело 2 человека, от которых ты зависишь, другое - все 100 коллег, начиная от водителей и охранников.