Как успешные люди говорят «нет»

Всегда трудно кому-либо отказывать, но, к сожалению, такова суровая реальность. Соучредитель и генеральный директор компании Aha! Labs Inc Брайан де Хааф в недавнем посте на LinkedIn, утверждает, что отказ не должен быть необоснованным. Правильно сказанное «нет» лишь подчеркивает ваше внимательное отношение к просящему. Так что большинство успешных людей понимает разницу между уважительным и пренебрежительным «нет». Ниже основные приемы, как правильно отказывать:

1. Поймите просьбу

Не торопитесь отказать в просьбе. Никто не будет просить вас о чем-либо без особой на то причины. Обдумайте, почему человек обратился именно к вам и насколько для него это важно. Так вы проявите к нему внимание, даже если у вас нет времени, чтобы ему помочь.

2. Обозначьте свою позицию

Определите свои собственные цели, подразделив их на главные и второстепенные. И если просьба поможет вам реализовать свои планы, то имеет смысл согласиться помочь. Такая практика поможет вам сосредоточится на наиболее важном. В противном случае вы потратите время для достижения чужих целей.

3. Не тяните с ответом

Успешные люди не затягивают с ответом. Ключевой момент: как можно быстрее усвоить информацию и ее значимость для вас. Не желая говорить «нет» зная, что у вас нет на это времени, — вы тратите время впустую каждого обращающегося к вам человека. Коллеги будут больше ценить вас за своевременно принятые решения, даже если кому-то ваш выбор не понравился.

4. Объясните причину

Отказывать без объяснения причины — проявление нелояльного поведения. Вряд ли вам ответят пониманием и одобрением. Объясняя причину своего отказа, вы проявляете уважение. И информация, сказанная вами, усваивается гораздо лучше. «Вы должны быть больше, чем просто хорошим». Успешные люди стремятся быть открытыми насколько это возможно. Когда вы хотя бы немного рассказываете другому человеку о своих делах, вы помогаете ему понять, почему вы должны сказать «нет», и самое главное — ваш выбор никак не связан с личным к нему отношением.

Источник фото: Freeimages.com

По материалам: BusinessInsider

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Я бы добавила пункт типа ''Подскажите, как иначе решить проблему''.
Зачастую есть возможность подсказать человеку выход, не напрягая вас лично: к кому ещё обратиться и кто решит это быстрее, проще и эффективнее; рассказать, как сам человек может действовать, чтобы разобраться в ситуации.
Это прямо магия, когда ты говоришь человеку: ''Я могу это сделать для тебя, но тебе придётся всю жизнь дёргать меня, ждать, когда я смогу это сделать. А если ты один раз, пусть долго, но сам пройдёшь этот путь, то потом всегда сам сможешь решать подобного рода вопросы''. И можно дать алгоритм.
В общем, это сродни ''не ловите рыбу, а дайте удочку и научите ловить''.

Генеральный директор, Украина

Не хватает нескольких наглядных примеров, мне кажется.

Менеджер интернет-проекта, Москва

Поздравляем Валерию с первой творческой публикацией на E-xecutive.ru! :)

Партнер, Санкт-Петербург

Да, примеров не хватает. Восполню пробел из личного опыта работающих шаблонов отказа.
1. В случае, если вам навязывают некие ненужные услуги или товары, строя свою аргументацию так, что отказать прямо будет грубо или неудобно по иной причине, можно сказать: ''Это лишнее''. Заимствовал как-то у одного небедного человека, который при мне так отбился от навязчивого официанта.
2. В бытность начальником ИТ-отдела много лет назад, как и все другие айтишники тогда, сталкивался с тем, что работники организации воспринимают сотрудников отдела в качестве бесплатной службы ремонта своей домашней техники (настроить, установить программу, полечить от вирусов, помочь недорослю-сыночку найти реферат и тп.). Раздражало и отнимало много времени. А отказать прямо - значит получить почти открытый конфликт и противников, которые будут потом на тебя ''капать'' наверх.
Придумал и внедрил следующий метод. На все запросы по ремонту/настройке и пр. соглашался, но просил подойти после 18 часов (''Сейчас много работы, и вообще рабочее время''). Подходили в 18-05, и тут я просил еще немного подождать, т.к. (''Срочное указание гендира''), в 18-30 и 19-00 то же самое, договаривались на следующий день и там та же петрушка. Если упертые и ждали несколько дней, тогда помогал (или давал указание помочь своим подчиненным), но на практике выдерживали немногие. Это для ''нижних'' чинов. За 1-2 месяца все отстали.
Для руководителей отделов и зам.гендира, которым сложнее отказать и морочить голову, просто увеличил в разы сроки исполнения: ''Сложный случай'', ''Много работы/задание гендира, сегодня не получилось заняться, завтра посмотрим'' и т.п. Тоже отвалились, найдя себе более покладистых олухов.
В конечном итоге остался только обязательный набор работ по починке домашней техники вышестоящего руководителя и гендира. Но одно дело 2 человека, от которых ты зависишь, другое - все 100 коллег, начиная от водителей и охранников.

Директор по маркетингу, Москва
Анна Герман пишет: В общем, это сродни ''не ловите рыбу, а дайте удочку и научите ловить''.
Анна, мне кажется не ''не ловите рыбу'' а ''не давайте рыбу''
Юлия Сырых пишет: Не хватает нескольких наглядных примеров, мне кажется.
1.Поймите просьбу. « Так вы проявите к нему внимание» Парень пришел с просьбой повышения оклада. Руководитель принял, переговорил, понял причину(женится). Потом сам посетовал на трудное время, и пообещал «как только экономическая ситуация в стране стабилизируется (рак на горе свистнет) обязательно вернется к этому вопросу. В итоге НЕТ 2.Обозначьте свою позицию «Вы потратите время для достижения чужих целей.» Девушка пришла просить направить ее на обучающую программу за счет предприятия. Ваша позиция простая: вы всегда за обучение и продвижение молодежи. Сам не раз заканчивал курсы/посещал семинары и всеми руками за!!! Но…… в конце прошлого года надо было подходить, в бюджет бы включили а так…..В итоге НЕТ 3. Не тяните с ответом «Коллеги будут больше ценить вас за своевременно принятые решения,» Мужчина : «ЗдХРРаствуйте!?» Вы: «До свидания!!!» 4. Объясните причину «Ваш выбор никак не связан с личным к нему отношением.» Бухгалтер в конце квартала пришла просить «мамин» день. Очень не вовремя. Ответ НЕТ и объяснение: « Вы понимаете дорогая, лично к Вам у меня претензий нет, Вы отличный работник и специалист, но ….я просто детей не люблю» 5.
Анна Герман пишет: ''Подскажите, как иначе решить проблему''.
Специалист пришел с просьбой перевести его на вакантное место руководителя департамента. Вы: «Да ты опытный, достоин занять это место, но сейчас Иван Петрович ищет на это место специалиста со знанием арабского языка. Хотя….На следующей неделе у него день рождения. Подумай о ДОСТОЙНОМ подарке.»
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.