Планирование карьеры, или Муки выбора между профессиями

Для выбора стези менеджера надо твердо определиться, что суровый оператор бурильных установок, мужественный строитель в оранжевой каске, водитель шагающих экскаваторов, а также моряк, летчик или шахтер – это не ваш путь.

Одним словом, если вас приводят в состояние ужаса слова «воинская дисциплина» или «Рота – подъем!», а рев сирен машин аварийных служб вызывает ступор вкупе с непроизвольным расслаблением мочевого пузыря, то в этих случаях ваш трудовой путь лежит исключительно в офис.

Именно «менеджер» – будет той должностью, которая является для вас путеводной звездой в далекий и прекрасный мир будущего. Есть, правда, еще пути вроде научно-исследовательского института, СПА-салона или «Фабрики звезд», но тут уже надо либо обладать какими-то неординарными качествами, большим талантов или, наоборот, полным его отсутствием (в случае эстрадной карьеры). Короче, отличаться от большинства наших соотечественников внешним видом, сексуальной ориентацией или умом и сообразительностью.

Итак, взвесив все шансы, вы понимаете: только офис на долгие годы станет вашим основным местом пребывания. Ну что же, теперь надо заняться поиском того первого офиса, который и станет кузницей, житницей и здравницей вашего счастья.

И хотя пора переходить от нравоучений к конкретике, напоследок призову вас запомнить самые главные правила бизнеса, пусть они навечно останутся в ваших головах.

Правило первое

Коммерческая организация существует исключительно для извлечения прибыли. Все остальное: повышение обороноспособности государства, укрепление авторитета учредителя компании, благотворительность и социальные программы являются не только вторичными, но и мешающими правилу первому.

Я часто сталкивался с негативным отношением к этой формулировке, уж больно прямолинейно она звучит. Да и жизненный опыт подсказывает, что дело обстоит не совсем так: коммерсанты стремятся к публичности, реализуют свои юношеские мечты (например, покупают рок-группы), идут в политику за властью и так далее. Но никакого противоречия нет, именно эти мероприятия и мешают ведению бизнеса (ну, кроме политики, она-то как раз способствует).

Правило второе

Деньги в коммерции нельзя получить иначе, как от продажи чего-либо. Это самое «чего-либо» может быть товаром, услугой, идеей, мускульной силой или рабочим временем, но для получения денег его обязательно надо продать другому лицу.

Опять-таки, сразу появляются люди, желающие оспорить эту простую истину. А как же пенсии и пособия по инвалидности? Вот тут надо запомнить, что даже получение пенсии после окончания трудовой деятельности является отложенным платежом за прежние усилия, а получая пособие по инвалидности, фактически продается увечье.

Уяснив эти два правила, приступим к выбору первой (или очередной компании), с которой вы свяжете свои чаяния, устремления и надежды на ближайшее и длительное время.

Если вы обладаете минимальным опытом в менеджерской работе, вам будет намного проще определиться и с выбором направления и с той компанией, на которой вы в результате остановитесь. В этом случае предпочтительным будет поиск по уже знакомому направлению. Еще проще будет проходить этот путь, если вас знают с хорошей стороны по предыдущей трудовой деятельности. А вот если вы начинаете жизнь «с нуля», будет нелишним знать некоторые особенности.

Все компании делятся по принципу «для кого фирма осуществляет свою деятельность». Существуют фирмы, работающие для удовлетворения потребностей других компаний. Это направление называется «бизнес для бизнеса», или В2В.

Пример подобного рода: зерновая компания, предлагающая сырье для мукомольных производств, да и сами мукомольные предприятия, производящие сырье для хлебозаводов.

Главной особенностью компаний В2В является предложение больших объемов однородной продукции с небольшой наценкой. То есть:

  • торговля может осуществляться дистанционно (без осмотра товара покупателем),
  • продаются сразу большие объемы (тысячи и десятки тысяч тонн),
  • наценка составляет небольшие величины (порядка единиц процентов).

Главное в такой торговле не качество товара, потому что для большинства современных предприятий оно одинаково или близко. Главное тут цена на сходный по качеству и физическим показателям товар. Поскольку товар различных продавцов не отличается, а объемы закупок велики, покупатель будет считать свои деньги. И даже незначительные отличия в цене (5-10 копеек за килограмм) станет определяющим при выборе поставщика.

Мне могут возразить, а как различные льготные условия, накопительные дисконты, преференции, удобство обслуживания и прочее? На самом деле это: та же цена, только не относящаяся непосредственно к товару, а заложенная в дополнительные услуги. Тут имеет значение и имя поставщика, и его вес на рынке, и долговременность сотрудничества, но деньги решают все.

Второй тип компаний: компании сектора B2C – бизнес для покупателей, то есть производство товаров или услуг, предлагаемых непосредственно потребителям:

  • производители продуктов питания,
  • телефонные и интернет-операторы,
  • общественный транспорт,
  • прачечные и химчистки,
  • продюсерские центры и предприятия ритуальных услуг.

Все те, кто сопровождает нас от рождения и до самой смерти, а иногда даже и после нее.

В отличие от направления B2B, деятельность компаний, ориентированных на покупателя, намного сложнее и многограннее. Приходится иметь дело не с одним клиентом, поглощающим большие партии продукции, а с колоссальным количеством отдельных потребителей, каждый из которых имеет свое мнение, свои пристрастия и антипатии, свои амбиции и суждения. Поэтому работа в таких компаниях намного сложнее и неопределеннее.

В силу этого опытные менеджеры B2C со своими наработанными связями и опытом являются более ценными сотрудниками, чем торговцы биржевым товаром, которых работодателю проще заменить.

Это наиболее характерное отличие компаний, в силу которого к персоналу предъявляются определенные требования, и устанавливается уровень заработной платы и иных вознаграждений. Однако этим отличие компаний не ограничивается.

Помимо рассмотренного выше деления, компании различаются:

  • товарной направленностью (сырьевые, продовольственные, текстильные, информационные),
  • видом деятельности (производственные, торговые, сервисные, транспортные),
  • размерами,
  • финансовыми возможностями,
  • численностью персонала,
  • территориальным распространением и так далее

Тут следует иметь в виду те особенности, которые в значительной мере скажутся на, не побоюсь этого слова, судьбе работника.

Первая – громкое имя и размеры компании могут не принести работнику никакого положительного результата. Несмотря на всю значимость фирмы в отрасли или даже в государстве, компания подобного рода может иметь крайне плохое финансовое состояние, либо проигрывать по экономическим факторам компании не столь крупной по численности.

Примером такого положения дел могут служить гиганты отечественного автопрома – АЗЛК, ЗиЛ, ГАЗ, АвтоВАЗ, на которых работали десятки тысяч человек, хронически испытывая задержки зарплаты и прочие прелести кризиса отечественного автомобилестроения. И ни богатое историческое прошлое, ни славный путь и послужной список не уберегли эти компании от печальной участи развала и упадка.

Вторая особенность – крупные фирмы, мировые лидеры, транснациональные гиганты также могут сослужить не самую лучшую службу молодому менеджеру, невзирая на свои громкие названия и стабильное финансовое состояние.

Возьмем, к примеру, такую выдающуюся компанию, как Coca-Cola. Ее продукт настолько востребован, что любой менеджер, работая в такой компании, фактически занимается диспетчерской работой – распределяет товар, который «продает сам себя».

Будучи вынужденным поменять работу на менее пафосное место, такой специалист зачастую просто не имеет достаточной квалификации, чтобы работать с не столь востребованным товаром, там, где надо понимать специфику работы с малоизвестными брендами и уметь продвигать такие товары на потребительский рынок.

Третий момент: поскольку работа в секторе В2В в меньшей степени зависит от личностных качеств и талантов менеджера, а в большей – от ценовой политики компании, то уровень заработной платы в компаниях сектора B2B всегда будет ниже, чем для соответствующих должностей в секторе B2C.

Четвертое. Работа в компаниях для бизнеса более универсальна. Очевидно, что нет разницы, чем торговать: цистернами с мазутом или зерновозами с кукурузой. Должности, менталитет, уровень образования и профессиональной подготовки лиц, с которыми предстоит контактировать на другом конце телефонного провода, примерно одинаков. Поэтому, проработав год-другой менеджером в компании одной отрасли, вполне можно кардинально поменять направление. И потеря наработанных связей в этом случае будет не особенно болезненной. В самом деле, всегда можно из любого соответствующего справочника узнать, кто руководит трубопрокатным заводом или цехом по пошиву красных шаровар.

Сложнее перестроиться, если вы работали в секторе для конечного потребителя. Тонкостей там гораздо больше, связи нарабатываются годами, торговые точки имеют свою специализацию. Понятно, что в близких по духу сферах это не является непреодолимым препятствием: можно сегодня торговать водкой, а завтра пивом или безалкогольными напитками. Но если вы решите кардинально поменять сферу деятельности, то специалиста по продажам жевательной резинки «Орбит» вряд ли с распростертыми объятьями примут в магазине бытовой химии.

Из сказанного следует, что не обязательно стремиться в компанию, известную по всему земному шару. Не стоит обращать совсем уж пристального внимания на то, что заинтересовавшая вас фирма отгружает товар эшелонами и баржами в огромном количестве, или о том, что ее персонал по численности превышает армию Наполеона, вторгнувшуюся в российские просторы. Гораздо важнее заранее представить себе именно ваше место в этой структуре, то, что вы сможете сделать в этой компании, и что компания сможет сделать для вас.

В заключение отмечу еще один момент. Конечно же, работа в компании с многовековой историей всегда будет стабильна и предсказуема. Но необходимо иметь в виду, что участвуя в новом проекте с самого его начала, в случае успеха можно достичь гораздо больших высот, чем двигаясь по накатанной колее, пусть даже и в успешной фирме. Одним словом, если вам действительно важна исключительно стабильность и приверженность традициям, то ваш путь совсем не в менеджеры, а в церковнослужители. Только эта организация на бескрайних просторах нашей Родины стабильно и без особых потрясений существует уже более двух тысячелетий практически в первозданном виде.

Выбирая место работы, следует проанализировать стратегическую концепцию, декларируемую компанией. Затем, на основе имеющейся информации, понять все преимущества и недостатки потенциального работодателя и заблаговременно оценить, что может ожидать такую компанию в будущем.

Затем необходимо оценить перспективность подобного дела, местоположение компании на рынке среди конкурентов, свое место в будущей компании.

В заключение следует изучить заинтересовавшую вас компанию по открытым источникам. Это позволит оценить, что компания декларирует, как она взаимодействует со средствами массовой информации, является ли она публичной, на какие аспекты деятельности делается акцент, как о ней отзываются бывшие сотрудники, партнеры, конкуренты и прочее.

Проанализировав все полученные сведения, можно еще до начала работы оценить будущие риски и перспективы трудовой деятельности и принять решение – стоит ли стремиться занять место в этой структуре или надо поискать что-то более подходящее.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Президент, председатель правления, Москва

Занимательная профориентация!
- следует проанализировать стратегическую концепцию...
- понять все преимущества и недостатки...
- заблаговременно оценить, что может ожидать такую компанию в будущем...
- оценить перспективность подобного дела...
- местоположение компании на рынке среди конкурентов...

Знакомый из инжиниринга и комплектации (B2C) ''кроссиндустрийнул'' в налоговую (G2B). Вот где нет необходимости ''оценивать перспективность подобного дела''.

Консультант, Москва

Хорошая статья, всё точно подмечено. Плюс - написана с юмором. Мне особенно нравится мысль (я давно в этом убедился сам), что в большинстве случаев товар (услугу) продаёт не менеджер, а товар (услуга) сам продаёт себя, потому что: (1) потребитель в нём просто нуждается, (2) огромную роль играет бренд и цена. При этом мой многолетний опыт работы буквально ''вопиет'', что подавляющее большинство менеджеров так не считают. Им как раз кажется, что это именно их отточенное мастерство продавца продаёт. Доходит до смешного. Спасибо, Игорь. Я получил удовольствие и подтверждение своим мыслям.

Генеральный директор, Москва
Андрей Бубукин пишет: что в большинстве случаев товар (услугу) продаёт не менеджер, а товар (услуга) сам продаёт себя
Если это и так, до далеко не для всех сфер.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.