Большинство руководителей считает, что самый быстрый способ улучшить результаты своей работы – это сделать так, чтобы их подчиненные работали максимально эффективно. И поэтому основную часть рабочего времени они посвящают тому, чтобы лучше понять сильные и слабые стороны своих сотрудников, научиться их правильно мотивировать, проводят с ними массу времени индивидуально и на общих собраниях. И они уверенны, что таким образом добьются максимально возможных результатов как для себя, так и для компании. Это – не самое худшее применение собственных сил и времени, но и далеко не самый эффективный способ использования рабочего времени руководителя для достижения максимально возможных результатов.
Наиболее успешные руководители признают, что для предельной результативности работы стоит больше сил и времени тратить на помощь… своему собственному начальнику. Когда ваш начальник начинает относиться к вам как к сотруднику, на действия которого всегда можно положиться, как к надежному и ответственному помощнику во всех делах и инициативах, он начинает осыпать вас дополнительными ресурсами. Почему? Потому что он хочет получать от вас больше «всего этого полезного». Если, добавив вам сотрудников или бюджет, руководитель может получить от вас больше поддержки и помощи в выполнении планов, то почему бы этого не сделать? Он может даже делать это неосознанно, просто помогая тому, кто помогает ему. При этом вы улучшаете результаты работы своего подразделения, вышестоящего подразделения, способствуете как своему карьерному росту, так и карьерному росту своего начальника.
«Руководство вверх – это процесс сознательной работы со своим руководителем с целью получения наилучших результатов для себя, для него и для вашей организации. Это не политическое маневрирование или лизание чьего-то зада. Это, скорее, сознательное усилие по строительству отношений, основанных на взаимопонимании и сотрудничестве, между людьми, чаще всего, смотрящими на вещи очень по-разному». Томас Зубер и Эрика Джеймс
«Руководство вверх» – это огромная и очень интересная тема, часто включаемая в западные тренинги по менеджменту. К сожалению, в России этот вопрос как-то не принято поднимать. Я не знаю ни одной тренинговой компании, которая хотя бы мельком касалась этого жизненно важного для руководителя навыка в своих программах обучения менеджменту. Надеюсь, что и это отставание от Запада будет скоро преодолено.
Ниже я приведу несколько полезных советов по успешному «руководству вверх»:
- Основой успеха в «руководстве вверх» является коммуникация со своим начальником, при этом важно уметь доходчиво и уместно излагать свои мысли, как устно, так и письменно, и уметь внимательно слушать и читать письма своего руководителя. И еще очень важно проявлять активность и инициировать такую коммуникацию не дожидаясь момента, когда уже будет поздно что-то менять.
- Избегайте сюрпризов, плохих и хороших. Если вы сами занимаете руководящую должность, вам не надо объяснять – почему. Ваш начальник, как и вы, зажат, как колбаса в бутерброде, между руководством и подчиненными, он формирует определенные ожидания, связанные с процессом работы и внизу, и наверху. Резкое несоответствие результатов этим ожиданиям в любую сторону показывает его неспособность к планированию и предвидению. А это два ключевых навыка руководителя.
- Будьте честны и заслужите доверие. Этот совет тесно связан с предыдущим.
- Будьте лояльны и всегда готовы помочь. Это не означает, что я предлагаю вам «лизать зад» своему руководителю. Просто осознайте тот факт, что ваш руководитель обладает большим, чем вы, объемом информации, он видит дальше потому, что стоит выше. Поэтому помогайте ему даже тогда, когда вы не до конца понимаете целесообразность его действий.
- Не лезьте через голову своего начальника. Это – самая распространенная ошибка молодых торговых представителей, энергичных и амбициозных, но не набравших еще жизненного опыта. Как руководитель отдела продаж, я не раз получала от них письма с жалобами на региональных менеджеров, их начальников. Даже если я недовольна работой моего прямого подчиненного, я никогда не стану влезать в конфликт внутри его отдела, потому что у меня на это просто нет времени. Я или доверяю своему подчиненному выполнять весь объем работы в его подразделении, естественно, контролируя его, или заменяю его. Но я никогда не буду делать за него его работу. Поэтому любые попытки общения через голову своего прямого начальника бесполезны и, конечно же, вредны для карьеры.
- Учитесь понимать преференции своего начальника. Все люди разные, их мотивируют разные вещи, им комфортно различное поведение подчиненных. Например, один руководитель требует от сотрудников коротко и ясно излагать свое предложение, акцентируя внимание на том, какую прибыль оно принесет компании. А другому начальнику важно узнать как можно больше подробностей и деталей для того, чтобы убедиться, что нововведение не принесет вреда, не разрушит существующую стабильную ситуацию. А третьего будет интересовать только то, насколько это предложение свежо и оригинально. Четвертому вообще бесполезно что-то рассказывать, он воспринимает информацию только в письменном виде.
- Полагайтесь на сильные стороны руководящего стиля своего начальника.
- Учитывайте слабые стороны его стиля руководства.
- Осознайте свой стиль поведения, его сильные и слабые стороны и примите на себя ответственность за его воздействие на окружающих вас людей. Как бы вы ни пытались подстроиться под своего начальника, ваши поведенческие преференции все равно будут прорываться в вашем поведении. Продумайте способы и пути минимизации негативных последствий этого.
«На первый взгляд, «руководство вверх» кажется простым делом, но руководителям, как и всем остальным, надо запомнить следующее важное правило. Если нам надо, чтобы кто-либо понял, что мы хотим сказать, нам стоит говорить на его языке, а не ожидать, что он выучит наш язык». Ричард Кноуделл
Конечно же, ваш начальник, скорее всего, будет прикладывать определенные усилия к тому, чтобы построить с вами деловые эффективные отношения, но если вы начнете движение ему навстречу, то вы сможете построить максимально комфортные условия работы для себя, для своего начальника, для своего подразделения. Вы сможете добиваться значительно больших результатов в своей работе, тем самым принося пользу как своей компании, своему руководству, так и себе лично. Осваивайте навыки «руководства вверх», и это приведет вас к успеху.
Также смотрите:
Очень здравый и практичный подход.
Как идея - супер.
Микропретензия к автору - режет слух \\ глаз неоднократное употребление выражения ''лизать зад''. В русском языке всегда можно подобрать пару синонимов.
Возвращаясь к идее.
Применимо не к любому руководителю, ИМХО.
Трусливый и обеспокоенный шаткостью своего положения (даже если в реальности все ОК) никогда не оценит подобного сотрудничества с подчиненными и во всем будет искать подвох.
Так что подчиненному для начала нужно провести диагностику и сделать верные выводы относительно последствий - не исключено наживание врага в лице начальника.
Правила субординации в корпорации привнесены из армии. Никакой демократии и прочей ''свободы, равенства и братства'' они не предполагают. Разве что на самом нижнем уровне - среди тех, кто непосредственно в бою.
А вот в небольших частных предприятиях все сотрудники - партнеры или братья по оружию. Там субординация условна, и своими руководителями не руководит только ленивый (или начинающий). Поэтому непонятно, в чем состоит новизна идеи ''руководства вверх''.
Можно теми же самыми словами (с небольшим изменением, конечно) написать про управление вбок, вглубь, внутрь... :) Попробуйте вместо слова ''начальник'' поставить ''коллега'' - почти все будет верно. А ''подчиненный''?...
Я не знаю ни одной тренинговой компании, которая хотя бы мельком касалась этого жизненно важного для руководителя навыка в своих программах обучения менеджменту.
Владимир Тарасов запустил отдельный тренинг "Идеальный подчиненный". Так что тема востребована и в России.